Брахманы

Алан-э-Дейл       02.06.2022 г.

Философия и жизнь брахмана

Дхарма брахмана включала беспрерывную духовную работу и аскетичный образ жизни. Этому он обучается в период брахмачари и практикует всю жизнь.

Духовные представления и предназначение

Согласно Ведам, у брахманов была возможность освободиться из круга перерождений и смертей. Основно предназначение жрецов как проводников божественной мудрости – направлять своих последователей, оказывать им духовную поддержку на пути исполнения долга.

Главные обязанности

Главными социальными задачами и обязанностями брахманов были:

  • изучение Вед и передача духовных знаний всем дваждырожденным;
  • формирование сознания благородной и справедливой правящей элиты общества;
  • посредничество между людьми и богом с помощью религиозных практик;
  • просвещение и образование, наука и судебная деятельность;
  • передача священных текстов и традиций (сначала устно, а начиная с раннего Средневековья – письменно).

Привилегии

Представители высшей варны имели следующие привилегии:

  • последователи обеспечивали их всем необходимым, потому что сами они не имели права зарабатывать;
  • исключительное право осуществлять религиозные ритуалы в храмах;
  • возможность быть наставником аристократии и правителей;
  • вхождение в орган судебной власти – брахманский суд;
  • неприкосновенность имущества;
  • максимальная мера наказания – изгнание из родных мест, даже за тяжкое преступление казнить жреца не могли.

Запреты для браминов

Несмотря на высокий статус и привилегии, на браминов, как и на другие касты, накладывались строгие ограничения. Нарушения этих запретов грозили им как земными наказаниями, так и духовными: перерождениями в низших существ в следующей жизни.

Браминам запрещалось:

  • работать (для мужчин недопустим любой ручной или наемный труд, женщинам разрешалось только вести хозяйство);
  • проживать на одной территории и вступать в брак с представителями низших каст;
  • принимать у них средства для жертвоприношений: согласно Законам Ману, преступивший это правило брамин возродится чандалой – членом низшей касты неприкасаемых;
  • общаться с шудрами и далитами;
  • употреблять мясо и любую еду, приготовленную простолюдином: для брахмана лучшим исходом считается благородная смерть от голода, чем принятие пищи от шудры.

Брак

Высшие сословия особенно трепетно относились к эндогамии

Старшей варне было важно сохранять исключительность своего статуса богов среди людей. Возможность «социального лифта» посредством неравного брака была исключена

Для верующего индуиста перерождение в теле брамина с последующей перспективой освободиться и покинуть сансару – вершина стремлений, мощная мотивация следовать своей дхарме.

С древних времен брачные союзы носят договорной характер. Иногда пара выбирали из брахманских каст, проживающих в соседнем поселении. Это делали, чтобы избежать кровосмешения, риск которого был велик при формировании семьи внутри небольшой общины.

В 1942 г. громкий скандал сопутствовал замужеству дочери первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру, Индиры, с парсом и зороастрийцем Ферозом Ганди. Семья Неру относилась к варне брахманов, и межкастовый и межрелигиозный брак считался преступлением против дхармы. Союз по любви, с точки зрения традиционалистов, не имеет смысла и аморален, т. к. легализует половое влечение.

Сейчас договорные браки превалируют, но не являются обязательными: количество неравных союзов растет по мере того, как общество становится более светским. Отношение к ним зависит от прогрессивности взглядов семей жениха и невесты. Касту в разных регионах присваивают либо низшую из двух, либо по отцу.

Разводы в высших варнах не допускались, это была прерогатива шудр и далитов.

Основные особенности кастовой системы в Индии

Сегментарное деление общества

Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.

Иерархия

Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.

Эндогамия

Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены. 

Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.

Наследственный статус и род занятий

Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).

Ограничение на еду и напитки

Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения. 

Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.

Особое имя

У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.

Концепция Чистоты и Загрязнения 

Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.

Джати Панчаят 

Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.

Кто такие кшатрии?

Кшатрии – это варна, сословие, воинов, правителей, лидеров. Дхармой, обязанностью, кшатриев считается защита общества путем насилия от преступников и военных угроз. Причем такое насилие носит не только прямой характер, но и предупредительный. Например, в виде законов, которые прямо указывают что в случае нарушения закона будет применено насилие в виде отчуждения собственности, свободы или жизни.

Классический образ кшатрия – это представитель потомственной военной аристократии, главным занятием которого является война. Более приближенный для нас образ – это рыцарь, феодал, который за владение землей обязан участвовать в боевых действия как лично, так и возглавлять собственный контингент, численность которого зависит от значимости этого рыцаря. Нельзя сказать, что в современности этот образ сохранился неизменным, сейчас образцовыми кшатриями считаются военные, в особенности военные в нескольких поколениях. К кшатриям также относятся спортсмены, бойцы, лидеры, руководители, высокопоставленные чиновники, крупные бизнесмены, политики.

Варны и касты – это одно и то же?

Хоть некоторые ошибочно и считают тождественными эти понятия, отличия в них все-таки есть, и существенные.

В индуизме верят, что успех воплощения в следующей жизни напрямую зависит от выполнения добрых дел в предыдущей. Например, если человек в своей прежней жизни был грешным и сотворил беды, то он перевоплотится в «неприкасаемого».

Из этого получается, что все представления о четырех варнах, сформировавшиеся в Древней Индии, имеют глубокую религиозную подоплеку. Это ответ на вопрос по какому принципу на них делилось общество.

Варны ремесленников и торговцев – вайшьи

Вся правда о кастах в Индии

Затерянные древнейшие города Индии

Индийский жрец высшей касты – брахман

Махатма Ганди – краткая биография

Традиционная мужская одежда в Индии

Каста и варна

В мировой истории понятие «каста» первоначально относилось к латиноамериканским колониям, которые делились на группы. Но сейчас в умах людей касты прочно ассоциируются с индийским обществом.

Ученые – индологи, востоковеды – много лет изучают это уникальное явление, которое не теряет силы спустя не одну тысячу лет, пишут об этом научные труды. Первое, о чем они говорят: есть каста, а есть варна, и это не синонимичные понятия.

Варн всего четыре, а каст – тысячи. Каждая варна делится на множество каст, или, по-другому-  «джати».

Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» – по определенному цвету одежды, которую носят представители каждой варны. Варна – более обширный термин, который определяет положение в обществе, а каста или «джати» – это подгруппа варны, которая указывает на принадлежность к религиозной общине, роду занятий по наследству.

Можно провести простую и понятную аналогию. К примеру, возьмем довольно богатый слой населения. Люди, вырастая в подобных семьях, не становятся одинаковыми по роду занятий и интересам, но занимают приблизительно один и тот же статус в материальном плане.

Они могут стать успешными бизнесменами, представителями культурной элиты, благотворителями, путешественниками или людьми искусства – это и есть так называемые касты, пропущенные через призму западной социологии.

С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:

  • брахманы – жрецы, священнослужители; высший слой;
  • кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;
  • вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;
  • шудры – рабочие, слуги; низший слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.

Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.

Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству – этакое строго регламентированное разделение труда. Эти группы закрыты для представителей более низших каст. Неравный брак по-индийски – это брак между представителями разных каст.

Окружение кшатрия и этикет поведения с другими варнами

Для понимания правильного образа кшатрия также следует понимать каким образом кшатрию следует взаимодействовать с различными сословиями. В шастрах много внимания уделено тому, как разные варны взаимодействуют друг с другом в обществе. И для кшатрия главным пониманием будет правильного взаимодействия с брахманами и кшатриями.

Брамхан и кшатрий

Наилучшее взаимодействие для кшатрия просматривается с брахманом. Брахман и кшатрий по своей сути противоположны друг другу: один агрессивен и активен, другой же умиротворен и спокоен. Но даже несмотря на разнообразные качества, для кшатрия должно быть очевидно, что брахман это единственный достойный союзник, так как его стремления направлены не на покорения этого мира, а на установления принципов добродетели и истины. А это означает, что брахман не станет совершать поступков, которые бы поставили под угрозу их общее дело. Мудрые цари всегда окружали себя мудрыми людьми и для них это была двоякая выгода: с одной стороны принципиальные брахманы не воруют и не развращают жизнь страны, с другой стороны они верны до тех пор, пока царь праведен, а это означает что царь остается в здравом уме и всегда может понять, когда он совершает те или иные ошибки.

Союз брахмана и кшатрия важен и потому что брахман и кшатрий действуют на различных уровнях. Кшатрий обладает силой, а брахман мудростью, кшатрий решителен, а брахман осмотрителен. То союз, который Макиавелли описал как союз льва и лиса. Сильный лев легко попадается в капкан, но без труда побеждает других, хитрый лис обходит ловушки стороной, но не сможет защитить себя. Брахманы для кшатрия ещё и полезны тем, что они не претендуют на славу, деньги или женщин, брахманы удовлетворенны жизнью и довольствуются малым

Однако и тут важно понимать, что если брахман деградирует от какой-либо деятельности, то его характер ожесточиться и он будет претендовать на все большую роль

Кшатрий и кшатрий

Если немного упростить, то между кшатриями существует либо дружба, либо вражда. Веды предписывают кшатрию добывать желаемое путем завоевания при этом совершая крайнее напряжение. Завоевание является законным дял кшатрия методом обретения имущества наравне с покупкой, наследством и принятием в дар. Однако вражда между кшатриями не должна носить принципиальный характер, её не следует превращать во что-то личное. Достойные соперниками не являются друг-другу врагами, а лишь соперниками. Такие соперники могут очень быстро стать друзьями, в особенности если нужно одолеть третью сторону. Следует избегать личной вражды и мести насколько это возможно, кшатрий должен быть великодушный и снисходительный. Однако, если кшатрий все же решит одолеть кого-то из личной неприязни, то ему следует дать серьезный обет и с крайним напряжением добиваться исполнение этого обета. Нарушение или неисполнение обета должно сопровождаться наказанием. В ведические времена это было изгнание, подчинение победившему, самосожжение и так далее. Конечно, в наше время лучше не сжигать себя, но покаяние ха нарушение обета должно быть серьезным.

Кшатрий: шудры и вайшьи

Итак, с брахманом кшатрий должен дружить, с кшатриями быть либо друзьями, либо соперниками. Что насчет остальных сословий? С шудрами кшатрий не должен иметь никаких отношений, если это не родственник или не очень добродетельный человек. Общение с шудрами, целью жизни которых является простое земное наслаждение, прививает кшатрию не только стремление к наслаждениям, но склонность злоупотреблять своими полномочиями ради достижения этих наслаждений. С вайшьями кшатрий может иметь деловые или партнерские отношения, но идеология вайшье, направленная на достижение богатства, также может негативно повлиять на сознание кшатрия. Общение с вайшьей помогает стать богаче кшатрию, но перенаправляет сознание с достижение целей и чести, на достижение богатства и процветания, так что для личных отношений это не лучший вариант. Однако иметь деловые отношения возможно.

Примером ведического кшатрия, который попал в неправильное окружение является Карна. Карна был достаточно благочестивым, добродетельным и могущественным кшатрием, но в то же время он дружил с Дурьодханой, который отличался скорее порочностью. Таким образом, когда Пандавы и Кауравы враждовали, Карна оказался на стороне порочных Кауравов.

Варна для детей

На курорте много развлечений для маленьких путешественников. Первым делом стоит отвести ребенка в . Помимо аттракционов и батутов, там есть несколько мест, где обязательно стоит побывать — аквариум, зоопарк и дельфинарий.

В варненском содержатся 140 видов морских обитателей, а также экзотические животные, в том числе и забавный осьминог Инди. Тут можно увидеть ярких рыбок, моллюсков, крабов и другую живность. В отдельных залах гостей знакомят с особенностями и повадками морских жителей, а также с историей Черного моря и военно-морским делом. Неподалеку от аквариума находится . Местные артисты исполняют удивительные акробатические трюки, играют со зрителями и даже издают звуки, похожие на пение. Чтобы полюбоваться красавцами, не обязательно идти на представление — через большое панорамное окно кафе открывается вид на демонстрационный аквариум.

В 300 м от дельфинария можно понаблюдать за сухопутной живностью. В Варны живут медведи, обезьяны, олени, львы, тигры и другие животные из разных стран.

Четыре ступени духовной жизни – ашрамы

В индуистской философии духовный путь человека состоит из 4 ступеней – ашрамов, связанных с его возрастом и зрелостью. Буквально «ашрам» переводится как «духовное убежище». Таким убежищем для хрупкой души, оказавшейся в материальном мире, должна быть вера в бога и следование дхарме. Относительно каждого из ашрамов в Ведах даются необходимые для данного периода жизни наставления. Согласно этой системе, переход на следующую ступень должен происходить мягко, когда на предыдущей закрыты все вопросы и не осталось нерешенных проблем.

Получать знания о духовных процессах позволено было членам 3 старших варн. Мальчики из семей брахманов, кшатриев и вайшьев проходили обряд посвящения, упанаяна. В ходе ритуала они получали священный шнур, материал и цвет которого символизировали их принадлежность к варне (у брамина был белый хлопковый шнур, у кшатрия – красный шерстяной, у вайшьи – желтый льняной).

Упанаяна завершает детство и приглашает молодого человека к изучению Вед. Посвящение считалось вторым, духовным рождением, поэтому все прошедшие обряд получали статус двиджа (дваждырожденного) и ученика – брахмачари.

Брахмачари

Первый ашрам ученика начинается с посвящения и продолжается до 25 лет. Минимальный возраст для посвящения в разных варнах отличался: для брахмана это 7 лет, для кшатрия – 13, для вайшья – 17. Эта разница характеризует представления о возможностях и потребностях в духовном развитии членов различных варн.

Брахмачари – период образования, изучения Вед и шастр под руководством гуру, соблюдения аскез, обучения самоконтролю. При этом каждый выбор, сделанный учеником в пользу самоограничений и простоты, должен быть осознанным и приносить ему удовлетворение, иначе процесс духовного развития будет нарушен.

Полная преданность гуру должна замещать у ученика привязанность к материальному. Обучение продвигалось от постижения таких глобальных явлений, как устройство мира, божественный пантеон, законы мироздания, к собственному миру: профессии, своему месту на земле.

Грихастха

Термин «грихастха» означает «тот, кто живет дома». Семейный период жизни человека продолжается до 50 лет. После изучения Вед мужчине следует жениться и завести детей. В ведической культуре только в этот период человек может общаться с противоположным полом. Невесту выбирали родители жениха в пределах своей касты.

Главная задача для мужчины в этот момент – стать гуру для своей семьи, передать жене и детям ведическую мудрость, обеспечить их всем необходимым в материальном плане. Женщине следовало посвятить себя служению семье и дому. Сексуальные желания нужно было контролировать с помощью медитаций, молитв, чтения священных текстов. Интимные отношения были регламентированы, как и все остальные аспекты бытия, и имели единственную цель – рождение детей.

Совместно с женой мужчине следовало выполнять 3 священных долга: перед богами – совершение ритуалов, перед предками – рождение сыновей, ублажение и угощение гостей, преимущественно брахманов. Считалось, что недовольный гость заберет с собой благополучие.

Ванапрастха

Ванапрастха – период отшельничества, удаления от мирского. В 50 лет, когда дети уже выросли и создали собственные семьи, благочестивому индусу пристало удалиться в лес, чтобы практиковать аскезу, изучать священные тексты и медитировать. Жена может последовать за мужем и принять ванапрастху, но ей тоже следовало вести аскетичный образ жизни. Между супругами в этом периоде не должно быть сексуальных отношений, мужу пристало воспринимать жену как мать.

В третьем ашраме человек путешествует по святым местам и делится мудростью с другими, совершенствуясь духовно и готовясь к следующей ступени – санньясе.

Санньяса

Последний период жизни человека – с 75 до 100 лет – предполагает полный отказ от материального в пользу духовного развития. Санньясины живут на подаяние, занимаются миссионерской деятельностью. Для практики непривязанности странствующий отшельник должен постоянно перемещаться, не задерживаясь ни в одном месте дольше 3 дней. Высшая цель этого духовного процесса – освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей.

Когда санньясин чувствует, что его время в материальном мире подошло к концу, он медитирует и впадает в нирвикальпа самадхи – высшее состояние покоя и блаженства, предшествующее освобождению.

Характер – психофизическая природа

Психофизическая природа – определенная форма разума, полученная при рождении. Изменить её нельзя, так как она не заключается только в качествах, проявляющих характер. Она заключается также в стремлениях, желаниях и способностях. В образе мышления и действий, в манере поведений. Уникальность каждого человека не ставится под сомнения, однако среди людей всегда можно найти особенно похожих по духу людей. Схожие по духу и разуму люди более склонны уважать, понимать и сотрудничать друг с другом. Не только по причине схожести, но и по причине общности как цели, так и методов. Лебедь, рак и щука имели разные природы, потому их совокупное взаимодействие приводило к нулевому результату, однако в сказке про репку совокупный результат оказался более значимым, потому что все были настроены на общий лад.

Объединение людей по схожим психофизическим природам происходит естественно. С людьми, имеющим другие виды характера, они общаются с трудом, непониманием или не находя общих интересов. Имея разные направления в своей деятельности, разные стремления и взгляды на жизнь, такие люди редко образуют прочную связь. Для сравнения объединений людей можно привести в пример четыре общества: актеров, предпринимателей, спортсменов и монахов. У каждой общины будут свои интересы, которые будут находиться в разных плоскостях и они не будут пересекаться. Актеры занимаются игрой на сцене и их интересует всё что касается актерского мастерства, предпринимателей интересует прибыль, спортсменов – достижения и победа, а монахов – Истина и поклонение Богу.

Таким образом, следует выделить четыре группы характеров людей, из которых состоит человеческое общество:

  • брахманы
  • кшатрии
  • вайшьи
  • шудры.

Римские бани


Римские бани. | Фото: Matthew Goulding / Flickr.

К юго-востоку от Варны находится древнеримский банный комплекс, который когда-то принадлежал римскому городу Одесос (теперь это название одного из районов Варны). Древние римляне построили эти «термы» примерно в 100 году до нашей эры. Это самые крупные из доживших до наших дней римских терм в Европе, которых за пределами Рима всего две.

О величине оригинального здания можно судить по одной из сохранившихся частей стены, высота которой 25 метров. Уцелели также некоторые детали того, что было внутри бань. Можно даже увидеть остатки «типокауста», который отапливал бани через сеть подземных труб.

С возвышающихся над банями пешеходных дорожек открывается вид с высоты птичьего полета, а вечерняя подсветка придает всему увиденному мистический эффект и помогает освещать концерты и театральные представления, которые тут проводятся летом.

Адрес: Roman Baths, улица „Сан Стефано“, Varna, Болгария.

4 вещи, которые надо сделать В Варне

  1. Испытать на себе целебную силу грязей Варненского озера.
  2. Проникнуться национальным менталитетом в одной из традиционных таверн.
  3. Посетить хотя бы одно из мероприятий, которыми богат этот город.
  4. Обойти все развлекательные заведения и найти свое.

Ночная жизнь

Вечерняя Варна привлекает молодежь со всего мира, с заходом солнца набережная превращается в огромный танцпол. Тут много баров и дискотек, которые придутся по душе даже самым искушенным тусовщикам. В ночном клубе Vintage 33 гостей ждут рок, джаз, хип-хоп и другие музыкальные стили. Поклонникам страстных латиноамериканских танцев стоит заглянуть в аутентичное местечко Bachata, а тем, кто ищет домашний уют, в небольшой The One. Одно из самых модных заведений побережья — Extravaganza — находится в центре пляжа, на пирсе.

Цены в барах и клубах варненского побережья невысокие. Тут можно оторваться дешевле, чем на популярных европейских курортах, но в самой Болгарии есть и более бюджетные места.

Члены касты вайшнава

Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с IV в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы каста в Индии

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми».

Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера.

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.