Как ведьм сжигали на костре: лучше этого не видеть

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру.

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

Исторические параллели

В одном из первых сохранившихся в истории человечества письменном документе – «Законах Хаммурапи» имеется статья с описанием процесса расследования обвиненных в колдовстве.

  • Подозреваемо опускали в воду. Так называемое «испытание водой».
  • Если несчастный тонул, его признавали виновным в колдовстве.
  • Но если испытуемый выплывал из воды, его считали невиновным.

Примечательно, что в случае оправдательно приговора обвинитель должен был предать свое имущество человеку, на которого был написан ложный донос. Как видите, месопотамские Законы Хаммурапи не поощряли и не стимулировали доносительство.

Напротив, при таком раскладе лжесвидетель трижды должен был подумать, прежде чем писать донос на заведомо безвинного человека.

Широко распространенное мнение, что наиболее усердствовали испанские инквизиторы, не соответствует действительности. Скорее всего, идея о зверствах испанской инквизиции является элементом англосаксонской информационной войны, с целью демонизации могущественно конкурента – Испании.

В самой Англии сжигание ведьм не получило широкого распространения. Однако английский истеблишмент казнил гораздо больше людей, чем за всю эпоху Инквизиции, во времена «огораживания» по обвинению в бродяжничестве.

Людей сначала сгоняли со своей земли, а потом вещали по обвинению в отсутствии постоянного места жительства. Всего за один год было повешено более 100.000 бродяг.

Из исторических документов известно, что наибольшее количество ведьм и колунов было сожжено не в католических странах, как это принято полагать, а в реформаторской протестантской Германии 16-го века.

В Северной Америке практически единственным случаем процесса над ведьмами, закончившегося сожжением, стал кейс о пресловутых «салемских ведьмах». Этот процесс изрядно распиарен и раздут в СМИ и голливудской кинопродукции.

Ученые полагают, что вполне вероятно, обвиненные в Салеме девушки действительно обладали паранормальными способностями либо были попросту сумасшедшими с девиантным поведением.

В православных странах Восточной Европы практики сжигания колдунов и широкого распространения охоты на ведьм не было. Более того, Церковь зачастую старалась оберегать ведьм и колдунов от самосуда со стороны местных жителей.

Как видите, причин, почему сжигали ведьм можно назвать несколько. В целом же объяснить социокультурные явления достоверно не всегда возможно.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности — «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Регламент, согласно которому к ведьмам и еретикам применялась очищающая сила огня

Инквизиторы сразу же не заготавливали костер для ведьмы. Сначала ее необходимо было допросить. Это делалось для того, чтобы обвиняемая сдала всех своих подельников. В те времена считалось, что колдуны собираются в группы для проведения шабаша, в одиночку ведьма не может существовать.

Каждый допрос был жестким и бесчеловечным. Для получения необходимой информации применяли самые жестокие виды пыток. Если во время получения информации подозреваемому удавалось сохранить жизнь, тогда уже дело направлялось на рассмотрение суда.

Пытки длились до тех пор, пока инквизиторы не добивались признательных заявлений от человека и пока обвиняемый не назовет хотя бы несколько имен своих союзников. Каждая пытка имела строгий регламент.

К примеру, если человек был обвинен в одном определенном преступлении, то к нему нельзя было применить более одного вида пыток. Существовало множество способов получить нужные сведения, которые не относились к пыткам (психологическое угнетение). Перед началом процесса колдуну проводили краткий экскурс по тому как, чем и в какой последовательности его будут пытать. Узнав такие подробности, многие люди пугались и сразу же давали признательные показания.

Если человека на долгое время лишали еды и воды, то такое наказание не относилось к разряду пыток. Чтобы еще более ожесточить условия жизни подозреваемых, их кормили очень соленой едой и не давали даже капли воды. Также, чтобы произвести устрашающий эффект, ведьмам и колдунам показывали, как пытают других людей. Не выдерживая морального давления, подозреваемые признавались во всем, что от них требовали.

На допрос одного заключенного было отведено определенное количество времени. Как и во все времена, власти пытались обойти закон и в тайне использовали запрещенные пыточные инструменты (как пример можно привести пытку под названием «Железная Дева»).

Также имели место и оправдательные приговоры. Оправдывали приблизительно половину от всех подозреваемых. Если представители церкви ошибались и обвиняли в ведьмачестве невиновного, то ему возмещали материальный ущерб за причиненные физические наказания.

Когда человек под давлением пыток признавался во всем, и суд посчитал его виновным, в таком случае практически всегда обвиняемого ждала смертная казнь. В XVIII – XIX веках также встречался такой вид приговора, как изгнание. Если суд был благосклонен к еретику, то перед сожжением заживо, его могли задушить и только после этого сжечь.

Также регламенту подвергалось и само устройство костра для казни. Его можно было соорудить двумя способами. Первый способ был более зрелищным, когда приговоренного помещали в верхней части, чтобы толпа могла пронаблюдать за мучениями волшебника. Такой способ был популярен и любим у инквизиторов из Испании. С помощью зрелищности власти показывали свое могущество и предупреждали колдунов о том, что каждый из них может быть следующим. Для произведения такого же эффекта осуществлялись и групповые сжигания.

История рассказывает о случаях, когда костер был затушен сильным ветром. Такое явление могло иметь две точки зрения: первая – Господь помиловал осужденных или спас невиновных, вторая – Сатана послал ветер, чтобы спасти своего последователя. В первом случае осужденных отпускали, а во втором – продолжали казнь. Приговор зависел от настроения толпы.

Второй способ был не таким зрелищным. Человека, обвиненного в использовании магии, облачали в пропитанную серой одежду и во весь рост обкладывали его дровами. Прежде чем испытать непереносимую боль и умереть от болевого шока, маг успевал задохнуться.

Казни с помощью костра стали особо популярными из-за того, что это было особое зрелище. Толпы народа собирались на площадях, чтобы поглазеть. Лишь только в конце XVIII века такой способ наказания стали считать бесчеловечным.

Отношение к колдовству в средневековой Восточной Европе и России

Православные государства не были охвачены таким масштабным ажиотажем охоты на магов. За долгий период в триста лет гонения магов в России произошло около 250 судебных разбирательств, что несравнимо с количеством процессов по делам ведьм в другой части Европы.

https://youtube.com/watch?v=tgsFHDlXseY

Этому различию есть определенные объяснения. Православные священнослужители превозносили чистую духовность над грешной плотью. Их не пугали женщины, как телесная оболочка. В Западной же части за колдовство пострадали в большей степени именно женщины.

Для предотвращения самосуда во время православных проповедей священники старались как можно деликатнее затрагивать темы ведьмовства. Возможно, народ не был таким обозленным и ожесточенным из-за отсутствия такого масштаба эпидемий и кризиса, как в другой части Европы. Населению не нужно было искать мистических объяснений происходящей разрухе.

Казнь при помощи огня не только не прижилась на территории тогдашней России, но и вовсе была под большим запретом.

Так говорилось в судебном законе от 1589 года (Судебнике):

Имелось в виду, что любой, кто оскорбит мага, понесет денежное наказание.

Популярна была казнь с помощью воды. В Восточной части Европы обвиняемую топили в водоеме и ждали, пока тело не всплывет. Когда оно всплывало, то женщину объявляли виновной в сговоре с чертом. Считалось, что вода, которой крестят человека, должна принять к себе чистую душу, если же тело выталкивалось на поверхность, то душа считалась черной и порочной.

Зеленоглазые брюнетки – ведьмы или всему виной характер?

Зеленоглазые люди обладают магической силой притяжения, бытует мнение, что разлюбить такого человека невозможно. Заглянув в зеленые глаза человек попадает в сети, выбраться из которых вряд ли получится.

Звучит как полный бред и верится с трудом, однако задумайтесь над тем, что людей заживо сжигали, это никакие не шутки.  На то должны были имеется серьёзные основания и доказательства, но видимо суды в те годы работали отвратительно.

Стоит отметить, что инквизиция с наибольшей ненавистью относилась к зеленоглазым девушкам с рыжим цветом волос. Брюнетки попадали под раздачу что называется за компанию.

В наши дни девушки Кавказа под сферу интересов инквизиции подходили бы просто идеально, именно там из за небольшого количества смешанных браков ген зеленоглазых брюнеток живет и процветает. Но к счастью современные люди немного умнее своих предков и никакой охоты на красавиц не объявляют.

В Европе, как уже было сказано, зеленоглазые люди редкость и это очень плохо, ведь по своему характеру такие люди очень творческие, упорные, целеустремленные и настойчивые. Поставить цели и дойти до неё, как бы долго не пришлось блуждать, вот что отличает представителей зеленых глаз.

Личности, которые смотрят на этот мир кошачьим взглядом не обязательно несут зло и выполняют задания самого дьявола, но они точно умеют добиваться успеха.

А девушки с такой внешностью нередко вызывают восхищение со стороны мужчин и кто знает какие были истинные причины истребления ведьмочек. Не зависть ли?

Ясно одно – мир потерял множество талантливых, ярких и красивых людей. На костре могла бы оказаться и Анжелина Джоли, ведь эта прекрасная актриса выглядит так эффектно во многом и за счет своих зеленых глаз. А ещё всеми любимый Брюс Уиллис. Певица Фёрги. Блондинка Кейт Хадсон. Сложно сказать превращается ли ночами в черную кошку Мила Кунис, но очень похоже на то =)

Не могли мы не забыть и про Кэтрин Миддлтон, какое счастье, что она родилась и живет во времена, когда таких прекрасных девушек как она мы любим, а не пытаемся сжечь только за то, что они зеленоглазые брюнетки. Том Круз Эдриен Броуди, Кейт Уинслет, Ченниг Тейтум. Видите сколько талантов обладают зелеными глазами, а теперь подумайте сколько таких талантов погибли в муках по причинам довольно странным, если не сказать глупым..

Защитные обереги от ведьм

Защититься от ведьмы рекомендуют оберегами. Ниже представлены основные разновидности амулетов:

  1. Синий глаз (иногда называют глазом Фатимы). Это круглая синяя бусина, расписанная как имитация глаза. Доступно приобрести такую отдельно в магазинах для рукоделья либо купить готовый амулет с бусиной. Существуют браслеты, подвески, серьги.
  2. Кристаллы кварца либо украшения из таких камней как черный, белый агат, гелиотроп, кошачий глаз или сердолик обладают способностью защиты от зла, колдовства, они привлекают положительные перемены в жизнь.
  3. «Ведьмина бутылка». В емкость из непрозрачного стекла кладут булавки, древесную хвою, полынь, шалфей и закапывают под порогом или держат на видном месте у двери. Амулет поможет защититься, не пуская ведьму со злыми намерениями, препятствуя проникновению негатив в дом.
  4. Черные свечи. Несмотря на ассоциации со злым колдовством, эта разновидность свечей изгоняет негатив, помогает очистить помещение. Если регулярно обходить жилище или ежевечерне зажигать ее на самом видном месте в доме, зло обойдет его стороной.
  5. Полынь, шалфей, василек и зверобой, собранные в пучок-метелку необходимо разместить над дверью или рядом с местом, где чаще всего бывает самый уязвимый член семьи. Полынь и шалфей – мощные обереги от любого зла, василек используют для изгнания нечистой силы, а зверобой не только прогоняет негатив, но и притягивает солнечную энергию.
  6. Красная, розовая или белая герань на подоконниках – оберег от всего злого, способный служить индикатором благополучия. Если кусты пышно цветут, хорошо себя чувствуют, даже если соседка–ведьма постоянно просит в долг соль или слишком нахваливает хозяйство, все в порядке – никаких злых намерений у нее нет. Если растение при хорошем уходе чахнет, неохотно цветет, кто-то сознательно колдует во вред домочадцам.

Защитными свойствами также наделяют зерна кофе, куркуму, хлопок, натуральную вату. Некоторые считают, что нечистая сила или ведьма, не зайдет в жилище, где горит живой огонь (свеча, зажженная от спички). Христиане, чтобы защититься от ведьм, размещают дополнительные иконы, например, Георгия Победоносца.


Икона Георгия Победоносца – мощный христианский оберег, сильнее него только распятье

Государева инквизиция

Падение христианского Константинополя в 1453 году по всей Европе было воспринято как знак приближающегося Апокалипсиса. Некоторые интеллектуалы в православной Москве в ответ разработали концепцию «Третьего Рима»: московский государь объявлялся наследником римских императоров и константинопольских басилевсов, которому предстояло созидать огромную христианскую империю. Другие интеллектуалы позаимствовали ответ из Европы, где в моде были силовые методы борьбы с дьяволом.

Во времена Ивана Грозного хождение имела анонимная «Повесть о волховании», во многом вдохновленная «Молотом ведьм» доминиканского инквизитора Генриха Крамера — книгой, которая служила для европейских колдовских процессов своего рода УПК. Неизвестный русский автор в своей «Повести» умело адаптировал европейский опыт. В отсутствие инквизиции царь и епископы должны взять ее репрессивные функции на себя. Царь «написати книги повеле и утверди и проклят чародеяние и в весех заповеда после таких огнем пожечи».

В преданиях Иван Грозный предстает как борец с колдунами и ведьмами. Историки и фольклористы отмечают: так народное сознание переосмысливало курс царя на подавление внутренней оппозиции, выразившийся в опричном терроре. Одна из сказок рассказывает, что царь велел изловить всех ведьм на Руси. Собрал их на Красной площади в Москве, обложил соломой, поджег. Но ведьмы обернулись сороками и воронами и улетели из Москвы, за что эти птицы были прокляты государем.

Впрочем, в XVI веке борьба с колдовством еще не воспринимается как элемент системы госбезопасности, хотя цари и стараются оградить себя от чародейства, видят в нем личную угрозу. В присяге царю Борису Годунову в 1598 году говорилось: «Ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никакого не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати. Да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лихо (…) и наследству всяким ведовским мечтаньем не испортити и ведовством по ветру никакого лиха не насилати (… ) а кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати (…) и того поймати».

Да и само понимание колдовства в России отличалось от европейского. Историк-архивист Николай Новомбергский в начале XX века писал: «Оригинальною чертою русской истории является отсутствие демонологии, религиозно-философского учения о ведьмах, резвившегося на Западе в недрах схоластики под влиянием изучения памятников классической древности и некоторых до настоящего времени еще не устраненных элементов язычества в церковном христианстве». Отсюда проистекало главное отличие русских колдовских процессов от европейских: на Западе колдовство было преступлением против Бога и человека, в России — против государства и царя.

Борьба с колдунами достигает своего апогея при первых Романовых. Каждое подобное дело расследуется местным воеводой, при необходимости — из Москвы высылается правительственная комиссия. Законодательно эта сфера регулируется специальными указами царя, которые зачастую выпускались для каждого отдельного случая колдовского преступления.

Политический характер колдовских процессов позволял чиновникам действовать на свое усмотрение; цари довольно часто получали челобитные, авторы которых жаловались: «Без государева указу и без розыску пытана».

Иногда следствие по колдовским делам оборачивалось разгромом целых областей. Так, когда в 1628 году арзамский воевода обвинил монастырских крестьян в наведении на себя порчи, местный архимандрит поспешил отправить царю прошение о передаче дела из Арзама в Нижний Новгород, «чтоб монастырские вотчинки не запустели и крестьянцы не разбрелись».

Не редкостью были массовые колдовские процессы с десятками обвиняемых. Но встречались в практике и более масштабные дела. Например, в 1664 году в Сумах местный воевода расследовал дело черкеса Умая Шамордина — по нему проходило 1452 человека. Допрос в то время предполагал использование пытки, так что многие подследственные и свидетели скончались еще до суда. Пришлось оправдываться перед столичным начальством из-за чрезмерно высокой смертности. «Не было ли у них язв, и не удавились ли, и не вина не опились ли, и зельем каким не отравлены ли, и иного какого дурна с собой не учинили ли», — гадал о причинах смерти подследственных воевода в челобитной царю. В конце он приписал: «Те черкасы за караулом померли своей смертью». Такой вариант в Москве всех устроил.

Большой московский колдовской процесс

Совершенно особенное место среди колдовских процессов на Руси занимают дела о преступлениях против царя и членов и монаршей фамилии.

В ноябре 1638 года одна из придворных мастериц Мария Сновидова рассказала государыне, что другая мастерица Дарья Ламанова сыпала заговоренный песок на следы царицы. Налицо было преступление против государственной власти. Дело поручили окольничему Стрешневу и дьяку Тараканову. Ламанову подвергли пытке. Не выдержав допроса, Ламанова созналась «в том-де, что она перед государем и перед государыней виновата» и ходила в Замосковоречье к некой Настасьице, которая заговаривает пепел от женских воротников.

Настасьицу разыскали и доставили на допрос. Выяснилось, что родом она из Чернигова, а муж у нее литвин Янко Павлов. Дело приобретало выраженный политический оборот. Под пытками у Настасьицы выясняли: «Сколь она давно тем промыслом промышляет и от литовского короля к мужу ее, литвину Янке, присылка или наказа, что ей государя или государыню испортить, был ли?». Несмотря на пытки, Настасьица отрицала и злой умысел, и связь с иностранной державой. Она настаивала: советовала мастерицам сжигать воротники и сыпать пепел на след царицы, чтобы та добрее и внимательнее относилась к своим служанкам.

Но следователи не остановились на полученном признании. Как только они получили от Настасьицы имя Манки Козлихи, обучившей ее приворотам, в деле появился новый подозреваемый. Под пытками Манка призналась только в том, что во время болезней ставит людям горшки на живот, да выговаривает некоторые недуги. Под третьей пыткой она рассказала, что ее этому научила ее мать, но она умерла уже семь лет назад. Зато Манка вспомнила трех слепых ворожей: Ульянку, жившую у Арбатских ворот, Дуньку из Лужников и Феклицу из Стрелецкой слободы.

Их взяли под стражу; дознание продолжилось. Слепые и больные женщины, несмотря на усилия следователей, не признавали злого умысла против царской фамилии. Согласно показаниям Ульянки, она только заговаривала мед для торговцев: «Как пчелы ярые роются и слетаются, так бы к тем торговым для их товаров купцы сходились». Дунька утверждала, что, хотя и слепая, видит, что у человека на сердце, и может таким образом обнаружить злоумышленника. Феклица признала, что она заговаривает грыжи. Больше женщины ничего не рассказали.

Но тут в деле наметился неожиданный поворот. В январе 1639 года после непродолжительной болезни умер пятилетний царевич Иван, а в марте скончался новорожденный царевич Василий. Сановники вспомнили о Дарье Ламановой, сыпавшей пепел на следы царицы, и раскрытой в Москве колдовской сети. Последовал царский указ: «С того времени как Дашка по ведовству жонки колдуньи Настьки на след государыни сыпала пепел и от того времени меж их государей скорбь и в их государском здоровье помешка».

Всех подозреваемых подвергли пытке «жжением» — им заживо жгли руки и ноги. Настасьица и слепая Ульянка умерли. Не узнав ничего нового, правосудие решило отправить выживших покалеченных женщин в ссылку. Дарью Ламанову с мужем сослали в Сибирь — они стали одними из первых политических ссыльных в этих землях.

Колдовской процесс 1638-1639 годов — лишь один из череды подобных: каждый раз, когда в царской семье происходило несчастье, возникала версия, что не обошлось без колдовства.

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год — Wikimedia Commons

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья.

Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми.

Обезвредить ведьму или колдуна. Как распознать ведьму и зачем это нужно

Первые источники, которые учат, как определить ведьму по разным критериям, появились в средневековье. Некоторыми пользовались инквизиторы , допрашивая людей, связанных с ведьмовством и ересью. Часть таких признаков представляет собой суеверия, неизвестно каким образом сохранившиеся до наших дней. Ведьм боялись, в них видели причину болезней, неурожая и голода и поэтому сжигали на костре.

Если во время средневековой охоты на ведьм способы выявления колдуний имели практическое применение, то сейчас пользоваться большинством из них попросту незаконно. Да и зачем это делать, когда изучение эзотерики и применение полученных знаний не наказывается сожжением на костре или изгнанием? Но все же способы определения ведьм бывают полезными.

С помощью доступных вариантов проверки вы сможете узнать, есть ли колдуньи в вашем окружении. Так вы избегнете негативного ведьмовства, если подозреваете склонность к магии у неприятельницы. Известный факт — после снятия порчи или другой негативной программы тот, кто их навел, обязательно выйдет на связь. Это тоже способ определения ведьмы, который подходит в том случае, если она вредит вам.

Возможно, кому-то из читателей признаки ведьмы помогут найти единомышленницу или убедиться в своих способностях. Несложно узнать самостоятельно, являетесь ли вы колдуньей.

Не забывайте о том, что не каждая ведьма практикует черную магию и мечтает навести на вас порчу. Большинству из них не до мелкого вредительства. К тому же такую репутацию ведьмы получили в Средние века, когда людей с магическими способностями считали пособниками дьявола и сжигали на кострах.

Со старославянского же приблизительный перевод этого слова — «ведающая мать». На Руси положительно относились к ведьмам, зная, что они способны излечить болезнь, помочь роженице, снять сглаз. Впрочем, если колдунья насылала порчу на людей, скот или урожай, ее топили или сжигали в собственном доме.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.