Шумерская цивилизация кратко

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

[править] Ссылки

  • Альфред Грибер. ИВРИТ И ЯЗЫК ШУМЕРОВ
  • Мифы Древнего Шумера и Библия

Смешение народов с евреями

Древнее время Шумеры и евреи • Хабиру • Гиксосы • Лебу • Вавилонянки и евреи • Финикийцы • Данайцы/Данайцы и Дан • Чекеры • Гипотеза о связи дорийцев с израильским Дором • Спарта и евреи • Карфагенские евреи • Хурриты и евреи • Гиксосы и евреи 
Античность Идумеи • Итуреи • Карфагенские народы • Ассирийцы/Ассирия • Римская империя • Римлянки и евреи • Смешение греков с евреями 
Средние века Берберы • Джерауа • Нафуса • Фалаша • Химьяр • Хазары • Пуштуны • Ятта • Ассирицы-несториане • Армянские евреи • Палестинцы еврейского происхождения 
Современность Смешение евреев с американцами • С итальянцами • Британский израилизм • Секс-туризм в Израиле • Секс-туризм израильтян • Арабо-еврейские браки • Иудаизация палестинцев • Смешение евреев с русскими 
Разное Принявшие иудаизм народы

Сельское хозяйство и животноводство

Шумеры выращивали в основном ячмень, просо, пшеницу, чечевицу, нут, финики, горчицу, мак, лук и чеснок.

Чтобы выращивать эти продукты, шумеры были вынуждены построить серию каналов, дамб и водохранилищ. Эти объекты инфраструктуры приходилось часто ремонтировать, поскольку они были повреждены разливом рек Тигр и Евфрат. Эти работы, наряду с добычей ила, выполнялись рабами и гражданами низшего сословия.

После сезона паводков каналы были открыты, и фермеры использовали воду для орошения своих земель. Вполне вероятно, что они позволили скоту ходить по земле и уничтожать сорняки. После этого они выкапывали поле кирками, вспахивали его, разгребали граблями и перемещали землю мотыгой.

Со временем высокий уровень испарения в этом районе привел к увеличению засоленности, и фермерам пришлось заменить ячмень пшеницей, поскольку этот злак более устойчив к соли.

Урожай собирали в самое засушливое время осени. Бригады состояли из двух жаток и пресс-подборщика и использовали комбайн, который отделял зерно от стеблей.

С другой стороны, в качестве основного вьючного животного использовали быков, а в качестве транспорта использовали ослов.

Древнеишие документы в истории Шумера.

Раскопки последних десятилетий дают возможность проследить развитие производительных сил и изменения в производственных отношениях в государствах Двуречья задолго до их объединения во второй половине III тысячелетия до н. э. Раскопки же подарили науке списки царских династий, правивших в государствах Двуречья. Эти памятники были написаны на шумерском языке в начале II тысячелетия до н. э. в государствах Исина и Ларсы на основании списка, составленного лет за двести до этого в городе Уре. На этих царских списках в сильной степени отразились местные предания тех городов, в которых списки были составлены или переработаны. Тем не менее, критически учитывая это, можно всё же дошедшие до нас списки положить в основу установления более или менее точной хронологии древнейшей истории Шумера.

Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что она не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса (вавилонского жреца III в. до н. э., составившего сводный труд по истории Двуречья на греческом языке) было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода — «до потопа» и «после потопа». Берос в своём списке династий «до потопа» насчитывает 10 царей, которые правили 432 тыс. лет. Столь же фантастическим является число лет правления царей «до потопа», отмеченных в списках, составленных в начале II тысячелетия в Исине и Ларсе. Фантастическими являются и числа лет правления царей первых династий «после потопа».


При раскопках развалин древнего У рука и холма Джемдет-Наср, как уже указывалось ранее, были найдены документы хозяйственной отчётности храмов, сохранившие, полностью или частично, рисуночный (пиктографический) облик письма. С первых веков III тысячелетия история шумерского общества может быть восстановлена не только по вещественным памятникам, но и по письменным источникам: письмо шумерских текстов стало в это время перерастать в характерное для Двуречья «клинообразное» письмо. Так, на основании табличек, раскопанных в Уре и восходящих к началу III тысячелетия до н. э., можно предположить, что царём в то время здесь признавался правитель Лагаша; наряду с ним таблички упоминают сангу, т. е. верховного жреца Ура. Может быть, царю Лагаша подчинялись и другие города, упоминаемые табличками Ура. Но около 2850 г. до н. э. Лагаш потерял самостоя тельность и стал, повидимому, зависимым от Шуруппака, который к этому времени начал играть крупную политическую роль. Документы свидетельствуют, что воины Шуруппака стояли гарнизонами в ряде городов Шумера: в Уруке, в Ниппуре, в Адабе, расположенном на Евфрате к юго-востоку от Ниппура, в Умме и Лагаше.

Славянский след

Шумерский язык, которые был для древних ближневосточных цивилизаций этаким аналогом средневековой латыни, в плане лингвистическом совершенно уникален и вроде бы не имеет родственников в других языковых семействах. Или же этих родственников плохо и не там искали? Дело в том, что результаты дешифровки шумерской клинописи оставляют массу вопросов. Расшифровали её с помощью аналогичных надписей на вавилонском, персидском и ассирийском, но, возможно, расшифровали не совсем точно. Упоминавшийся выше поклонник шумеров Сэмуэл Крамер вообще пришёл к выводу, до известной степени перечеркивавшему все его восторги: «Как бы там ни было, вполне доказано, что первые поселенцы в Шумере были не шумеры. Убедительное доказательство кроется не в археологии и не в антропологии, которые предлагают весьма неоднозначные и неокончательные результаты по этому вопросу, а в лингвистике. Название двух жизненно важных рек, Тигр и Евфрат, или Идиглат и Буранун, как они читаются в клинописи, не шумерские слова». Адепты славянских древностей, разумеется, не преминули указать, что: «Русскому человеку не нужен никакой словарь, чтобы понять значение самых древних названий этих двух главных рек Ближнего Востока. Идиглат — значит Идёт гладко. Буранун — значит Буранная». Кстати, Тигр действительно река довольно спокойная в отличие от Евфрата. Такой лингвистический подход позволяет не просто перекинуть мостик от шумерского языка к праславянскому, но и вывести предков славян от индо-арийцев. Проблема в одном — сама по себе лингвистика без археологии даёт возможность выдавать самые экстравагантные комбинации. Количество звуков ограничено примерно тремя десятками и в самых далёких друг от друга языках можно обнаружить одинаковые слоги и даже слова. Достаточно подобрать несколько таких сходных по происхождению пар и можно утверждать, что шумеры произошли от славян, а китайцы — от африканцев. Отсутствие же соответствующих археологических данных всегда можно объяснить тем, что они «пока ещё не найдены». Исчезли шумеры так же внезапно, как и пришли, после того, как появившиеся в Междуречье южно-семитские племена создали собственные государства — Вавилонское и Ассирийское царства. Судя по данным археологии, в конце III тысячелетия до н.э. они были кем-то вроде покорённой нации, зато несколько веков спустя и в Вавилоне, и в Ассирии шумерская культура стала образцом для подражания. И оставалась таким эталоном, пока Ассирия и Вавилон, в свою очередь, не растворились в цивилизациях более позднего времени.

Метки: Загадки истории, легенда, народ, мифология, Древняя Месопотамия, цивилизация, Шумера, город, царь, арии, табличка

Ур — археологическая «Атлантида» шумеров

Ур — один из самых древних городов-государств шумеров. Появился он примерно в четвёртом тысячелетии до н. э. на территории южной Вавилонии. Сейчас на месте Ура находится Телль-Эль-Мукайяр — иракский город. Исчез Ур примерно в IV столетии до н. э.

Впервые нога европейца ступила на земли Ура в 1625 году. Пьетро делла Валле — итальянец, обнаруживший на месте современного иракского города кирпичи, на которых была видна клинопись — образец одной из самых ранних систем письменности (на глиняной табличке деревянной палочкой выдавливали знаки). Более глубокое изучение Ура последовало спустя более чем два столетия.

Первые крупные раскопки состоялись в 1854 году. Их проводили представители английского консульства по заданию Британского музея. Им удалось обнаружить развалины храма бога Сина (бог Луны в шумерской мифологии), гробы и глиняные сосуды. С 1918 по 1922 год британские историки и археологи также проводили раскопки Ура, однако исследования не были масштабными.

В 1922 году началась наиболее значимая экспедиция в Уре. Её возглавлял британский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли. На этот раз британцы объединились с американцами с целью изучения древнего города.

Раскопки проходили до 1934-го. За 12 лет работ были найдены разные значимые памятники шумерской культуры: гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с изображением колесниц воинов, первые в истории человечества струнные музыкальные инструменты, архивы царей, Великий зиккурат, украшенные мозаикой гробницы царей времён правления I и III династий. Подавляющая часть экспонатов отправилась в Британский музей.

Наследие

Аккадцы

Ассирийский каменный рельеф из храма Нинурта в Калху , изображающий бога с его молниями, преследующего Анзо , который украл Таблицу судеб из святилища Энлиля ( Памятники Остен Генри Лейард в Ниневии , 2-я серия, 1853 г.)

Шумеры продолжали лингвистический и культурный обмен с семитскими аккадскими народами в северной Месопотамии на протяжении поколений до узурпации их территорий Саргоном Аккадским в 2340 году до нашей эры. Шумерская мифология и религиозные обычаи были быстро интегрированы в аккадскую культуру, предположительно смешавшись с исходными аккадскими системами верований, которые по большей части были потеряны для истории. У шумерских божеств появились аккадские аналоги. Некоторые оставались практически такими же до более позднего правления Вавилона и Ассирии. Шумерский бог Ан, например, развил аккадского аналога Ану; Шумерский бог Энки стал Эа . Боги Нинурта и Энлиль сохранили свои первоначальные шумерские имена.

Вавилоняне

В аморейских вавилоняне получили господство над южной Месопотамии в середине 17-го века до нашей эры. В шумерский и аккадский языки использовались для религиозных целей; большая часть шумерской мифологической литературы, известной сегодня историкам, происходит из древневавилонского периода, либо в виде транскрибированных шумерских текстов (в первую очередь, вавилонской версии эпоса о Гильгамеше ), либо в форме шумерских и аккадских влияний в вавилонской мифологической литературе. (в первую очередь Энума Элиш ). Шумеро-аккадский пантеон был изменен, в первую очередь с введением нового верховного божества Мардука . Шумерская богиня Инанна также разработала аналог Иштар в древневавилонский период.

Хурриты

Хурриты приняли аккадского бога Ану в свой пантеон не позднее 1200 г. до н.э. Другие шумерские и аккадские божества, адаптированные в хурритском пантеоне, включают Аяс, хурритский аналог Эа; Шаушка, хурритский аналог Иштар; и богиня Нинлиль , мифы которой были значительно расширены вавилонянами.

Параллели

Некоторые истории, записанные в более старых частях еврейской Библии, очень похожи на истории из шумерской мифологии. Например, библейское повествование о Ное и Великом потопе поразительно похоже на , записанный на шумерской табличке, обнаруженной в Ниппуре . Иудейский подземный мир Шеол очень похож по описанию с шумерским Куром , которым правит богиня Эрешкигаль , а также с вавилонским подземным миром Иркалла . Шумерский ученый Самуэль Ноа Крамер также отметил сходство между многими шумерскими и аккадскими «пословицами» и более поздними еврейскими пословицами, многие из которых представлены в Книге Притч .

Философия и этика

Как писал Самюэль Крамер, пословицы и поговорки «лучше всего взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений общества». На примере шумерских аналогов можно сказать, что беспокоящие их вопросы не слишком отличались от наших: траты и экономия средств, оправдания и поиск виноватого, бедность и богатство, моральные качества.

Что касается натурфилософии, у шумеров к III тысячелетию сложился ряд метафизических и теологических понятий, оставивших след в религии древних евреев и христиан, однако четко сформулированных принципов не было. Основные представления касались вопросов мироздания. Так, Земля для них представлялась плоским диском, а небо — пустым пространством. Мир же произошел из океана. Шумеры обладали достаточным интеллектом, но им не хватало научных данных и критического мышления, поэтому они воспринимали свой взгляд на мир как правильный, не подвергая его сомнению.

Шумеры признавали созидательную силу божественного слова. Для источников о пантеоне богов характерна красочная, но нелогичная манера повествования. Сами шумерские боги — антропоморфны. Считалось, что человек создан богами из глины для удовлетворения их потребностей.

Божественные силы признавались идеальными и добродетельными. Зло же, причиной которого были люди, казалось неизбежным.

В произведениях шумеров можно уловить отзвуки библейских мотивов. Одним из таких является идея небесного рая. У шумеров рай носил название Дильмун. Особенно интересна связь с библейским сотворением Евы из ребра Адама. Существовала богиня Нин-Ти, что можно перевести и как «богиня ребра», и как «богиня, дарующая жизнь». Хотя исследователи считают, что именно из-за схожести мотивов имя богини было изначально переведено неверно, так как «Ти» означает одновременно и «ребро», и «дарующая жизнь». Также в шумерских легендах имелся великий потоп и смертный человек Зиусудра, который строил по указанию богов огромный корабль.

Часть ученых видит в шумерском сюжете убийства дракона связь со святым Георгием, пронзающим змея.

Развалины древнего Шумерского г.Киш

Подъем и время первых

На протяжении всего XIX века европейские археологи приезжали на Ближний Восток, чтобы найти древние города, упомянутые в Библии: Вавилон, Ниневию, и таинственную местность Шинар в Месопотамии. В то время никто из археологов даже не догадывался, что поиски Шинара перевернут страницы мировой истории и предоставят научному миру такой богатый материал о прошлом, о котором историки даже не мечтали. Эти поиски приведут к открытию цивилизации Шумера.

Точно неизвестно, откуда пришли шумеры, но у историков есть данные, что около 2900 г. до н.э. представители этой цивилизации прочно обосновались в южной Месопотамии. Современные ученые делят историю этого региона на шесть периодов:

  • Убейдский период — 5000-4100 гг до н.э;
  • Урукский период — 4100-2900 гг. до н.э;
  • Ранний династический период — 2900-2334 гг. до н.э;
  • Аккадский период — 2334-2218 гг. до н.э;
  • Гутииский период — 2218-2047 гг. до н.э;
  • Период Третьей династии Ура (также известный как Шумерский Ренессанс) — 2047-1750 гг. до н.э.

Долгое время специалисты полагали, что южная Месопотамия была заселена около 4500 г. до н.э. Но в последние годы эта дата оспаривалась, и теперь считается, что деятельность человека в этом регионе началась гораздо раньше. Первыми поселенцами южной Месопотамии были вовсе не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых ученые назвали убейдами. Такое имя народу дали в честь археологического памятника Телль-эль-Убейд в Южном Ираке, где были впервые обнаружены уникальные артефакты, относящиеся к тому времени. В некоторых источниках убейдами называют протоевфратцев, которые обозначаются как первые жители региона реки Евфрат.

Об Убейдской цивилизации специалисты практически ничего не знают, но некоторые артефакты, относящиеся к этой культуре, указывают на то, что убейды основали первые общины, которые затем превратились в города, а чуть позже, в Урукский период, в города-государства.

Для Раннего династического периода характерно появление первых царей, правительства и бюрократии, также в этот период происходят первые конфликты между шумерскими городами-государствами за территорию и воду.

Шумерские города иногда объединялись под властью одного царя. Известный такой случай произошел около 2700 г. до н.э., когда царь города Киша Эн-Мебарагеси развязал войну против “городов страны Элам”. Кстати, это была первая письменно задокументированная в истории война. Объединенные войска царя Киша одержали победу и разграбили города Элама.

Фото: Музей города Сулеймания, Ирак / Часть шумерской таблицы из белого мрамора. Ранний династический период, 2900-2300 гг. до н.э.

Приблизительно в 2316-2310 гг. до н.э. Шумер завоевывает аккадский царь Саргон Древний (ок. 2334-2279 гг. до н.э.). В каждом шумерском городе на влиятельные посты он назначает своих ставленников, в том числе и свою дочь Энхедуанну (ок. 2285-2250 гг. до н.э.).

Шумер находился под властью аккадцев до вторжения в регион народа Гутии. Через 200 лет правления Гутии царь города Ур Ур-Намму (ок. 2047–2030 гг. до н.э.) освободил эту область. Начинается возрождение шумерской культуры, этот период вошел в историю как Шумерский ренессанс.

Американский востоковед Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге “История начинается в Шумере” называет 39 событий, которые впервые в истории появляются именно у шумеров. Вот самые интересные пункты:

  • первый историк;
  • первый случай снижения налогов;
  • первый “Моисей”;
  • первые пословицы и поговорки;
  • первый “Ной”;
  • первый библиотечный каталог;
  • первый “Мессия”;
  • первая колыбельная.
  • первое задокументированное авторство (гимны, которые сочинила дочь Саргона Древнего Энхедуанну).

В своем труде Крамер рассказывает и о шумерских городах, которые после освобождения от народа Гутии разбогатели за счет торговли. Экономическое процветание, пишет Крамер, привело к культурному и научному росту.

3.

Жизнь вращалась вокруг пива
Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива

Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

Лагаш — любимый город французских археологов

Лагаш — ещё один древний город шумеров. Он был сооружён в XXV столетии до н. э. После раскопок 1877 года, которые возглавлял Эрнест де Сарзек, учёные установили имена на табличках найденных скульптур. Оказалось, что монументы были воздвигнуты в честь шумерских царей и военных деятелей III тысячелетия до н. э.

Сам Лагаш обнаружили под комплексом оплывших глинистых холмов в результате раскопок де Сарзека. Помимо скульптур выдающихся личностей своего времени, археологи нашли большой архив. Он состоял из 20 тысяч клинописных табличек, которые лежали под землёй около 4 тысячелетий.

Французы продолжили раскопки уже в XX веке. В 1903-м на место Лагаша прибыл археолог Гастон Крое, а позже, с 1929 по 1931 год, там работал Анри де Женильяк, затем — Андре Парро.

Написание развития

Еще одним крупным достижением шумеров была письменность. Свидетельства указывают на то, что, по крайней мере, они были первыми, кто использовал систему письма, около 3300 г. C., почти за 75 лет до появления первых египетских иероглифов.

Шумеры использовали клинопись. Символы были вырезаны из еще горячих глиняных табличек, которые затвердевали при высыхании.

Использование письма было важным достижением шумерской цивилизации. Благодаря ей они смогли вести исторические записи, объяснять свою мифологию и отражать законы. Точно так же он использовался для сбора знаний и передачи их следующим поколениям. Это привело бы к появлению школ и образования в целом.

Космология

Шумеры представляли вселенную как закрытый купол, окруженный изначальным соленым морем. Под земной землей, которая сформировала основу купола, существовал подземный мир и пресноводный океан, называемый Абзу . Божество куполообразного небосвода называлось Ан ; земля была названа Ки . Сначала подземный мир считался продолжением богини Ки, но позже он превратился в концепцию Кура . Первозданное соленое море было названо Намму , которое стало известно как Тиамат во время и после периода Ура III .

История создания

Ранний религиозный рельеф (около 2700 г. до н. Э.)

Резная фигура с перьями. Царь-жрец, одетый в сетчатую юбку и шляпу с листьями или перьями, стоит перед дверью храма, символизируемый двумя большими булавами. В надписи упоминается бог Нингирсу . Ранний династический период , около 2700 г. до н. Э.

Основным источником информации о шумерском мифе о сотворении мира является пролог к ​​эпической поэме « Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» , в которой кратко описывается процесс творения: изначально существовало только Намму , первобытное море. Затем Намму родила Ан , небо, и Ки , землю. Ан и Ки соединились друг с другом, в результате чего Ки породил Энлиля , бога ветра, дождя и шторма. Энлиль отделил Ана от Ки и унес землю в качестве своего владения, в то время как Ан унес небо.

Небеса

Древние месопотамцы рассматривали небо как серию куполов (обычно три, а иногда и семь), покрывающих плоскую Землю . Каждый купол был сделан из разных драгоценных камней. Самый низкий купол неба был сделан из яшмы и был домом для звезд . Средний купол неба был сделан из камня саггилмут и был обителью Игиги . Самый высокий и внешний купол неба был сделан из камня лулуданиту и олицетворялся как Ан , бог неба. В небесных телах были приравнены к конкретным божествам , а также. Считалось, что планета Венера — это Инанна , богиня любви, секса и войны. ВС был ее брат Уту , бог справедливости, и луна их отец Нанна . Обычные смертные не могли попасть на небеса, потому что они были обителью только богов. Вместо этого после смерти человека его или ее душа отправлялась в Кур (позже известный как Иркалла ), темный темный подземный мир , расположенный глубоко под поверхностью земли.

Загробная жизнь

Древнее шумерский цилиндр уплотнение впечатление , показывая бог Dumuzid пытает в Преступном от GALLA демонов

Сцена преданного служения с Храмом.

Шумерский загробной была темная, унылая каверна находится глубоко под землей, где , как полагают жители продолжить «призрачную версию жизни на земле». Это мрачное владение было известно как Кур , и считалось, что им правила богиня Эрешкигаль . Все души ушли в одну и ту же загробную жизнь, и действия человека в течение жизни никак не повлияли на то, как с этим человеком будут обращаться в будущем мире.

Считалось, что души в Куре не ели ничего, кроме сухой пыли, и члены семьи умершего ритуально выливали возлияния в могилу умершего через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвым пить. Тем не менее, есть предположения, согласно которым сокровища в богатых могилах предназначались в качестве подношений Уту и аннунакам , чтобы умершие получали особые благосклонности в подземном мире. Во времена Третьей династии Ура считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависело от того, как он или она был похоронен; с теми, кого устроили пышным погребением, обращались хорошо, но с теми, кого похоронили плохо, было плохо, и считалось, что они преследуют живых.

Считалось, что вход в Кур находится в горах Загрос на Дальнем Востоке. У него было семь ворот, через которые должна была пройти душа. Бог Нети был привратником. Суккал , посланник Эрешкигаль , был богом Намтаром . Галла были классом демонов, которые, как полагали, обитали в подземном мире; их основная цель, похоже, заключалась в том, чтобы затащить несчастных смертных обратно на Кур. На них часто ссылаются в магических текстах, а в некоторых текстах их семь. Несколько дошедших до нас стихов описывают галлу, утащившую бога Думузида в подземный мир. Более поздние жители Месопотамии знали этот подземный мир под его восточно-семитским названием Иркалла . В аккадский период роль Эрешкигаль как правителя подземного мира была возложена на Нергала , бога смерти. Аккадцы попытались согласовать это двойное господство над подземным миром, сделав Нергала Эрешкигаль мужем.

Власть

Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге пишет, что возвышение шумерской цивилизации и появление государственности тесно связаны с потребностью в орошении:

«Сельское хозяйство шумерских городов-государств зависело от орошения — сложного процесса, требующего совместных усилий и хорошей организации труда. Сперва необходимо было построить каналы, потом за ними нужно было следить. Ведь вода должна была равномерно распределяться между всеми заинтересованными сторонами. Правители шумерских городов-государств заключали союзы и создавали совместные надзирательные органы, в результате количество правительственных учреждений росло и, как следствие, развивалась политическая система, образовывалась государственность».

Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, интерес представляет так называемый “Список царей” — документ с именами шумерских правителей, восходящих к началу мира, когда боги впервые послали “царство с небес” в Эриду. Этот список составлен в 2100 г. до н.э, предположительно, в городе-государстве Лагаш. В документе первым правителем Шумера называется царь Этана, о нем говорится как о том, “который успокоил все земли”. Этана считается мифическим царем, скорее всего, это вымышленный персонаж.

Фото: Британский музей, Лондон / 11 таблица «Эпоса о Гильгамеше», литературное произведение написано клинописью. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала II, Месопотамия, Ирак. VII век до н.э.

Ученые отмечают, что у шумеров сперва не было титула царя. Городом-государством управлял военный вождь — лугаль (буквально «большой человек»), избираемый народом на время войны. Помимо исполнения военных обязанностей, он руководил возделыванием земли и играл роль “помощника богов”, следил, чтобы люди исполняли их волю.

Позже, с ростом городов и развитием сельского хозяйства, титул лугаля становится пожизненным, во всех крупнейших городах лугали фактически превращаются в царей, а власть могут передавать по наследству.

Общение шумеров с Богами

— Реклама —

Они открыли систему обжига кирпичей и вместе с ними начали строить так называемые зиккураты – многоэтажные здания (их всего около 31), включающие храм, обсерваторию, место для священников и астрономов. Верхний этаж традиционно отводился Богам.

Логично, что раз уж речь идет о древней цивилизации, то нельзя отрицать вмешательство Богов и их присутствие. Однако, у шумеров не было конкретной религии, более того, согласно их описаниям, они имели прямой доступ к Богам, описывая их очень ясно и точно. Опять же, это всего лишь легенда, которую они оставили в своих заметках.

Шумерские легенды можно считать одними из самых совершенных легенд, и, судя по их развитию и прогрессу, нужно относиться к ним, по крайней мере, с подозрением. По мнению шумеров, были времена, когда Боги перемещались между ними, как было описано позже в некоторых ранних переводах Библии.

Бог Ану

Их Бог Ану появился примерно в 4 тысячелетии до нашей эры и считается владыкой империи. Шумеры почитали его, как и Энки, считающие его создателем мира. Его храм расположен в городе Урус, ныне известном как Ур, в Месопотамии, недалеко от реки Евфрат около Персидского залива.

— Реклама —

Странно то, что он был единственным, кто мог приходить с Небес на Землю и возвращаться обратно, но, согласно записям шумеров, появления случались примерно один или два раза. Единственным шумером, который мог общаться с Ану, был правитель, и то не по всем вопросам. В архивах говорилось, что после сотворения мира Ану должен вернуться, чтобы посмотреть, как работают его дети.

Войны за гегемонию в Шумере.

По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.

В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья — лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства. Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся. Лугаль — царь какого-нибудь шумерского города-государства — отнюдь ещё не являлся царём над прочими городами Двуречья. Поэтому в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя — лугаля.

Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII—XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш. Выше упоминалась легенда о борьбе между Гильгамешем, царём Урука, и Аккой, царём Киша, входящая в состав цикла эпических поэм Шумера о витязе Гильгамеше.

О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём—замечательным оружием и украшениями—свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее — переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике. Раскопаны и предметы прикладного искусства высокого совершенства

Гробницы привлекают к себе внимание и как памятники строительного мастерства, ибо мы находим в них применение уже таких архитектурных форм, как свод и арка.

В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера — над горцами Элама.

Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.

Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.