Сожжение ведьм на костре

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Как сжигать мусор

Сжигать растительные отходы при помощи вымоченного в керосине кирпича несложно. Потребуется заполнить металлический бак влажной скошенной травой, спиленными или сломанными ветками, пищевыми отходами, складывая массу в форме кучи. В центр растительного мусора кладут пропитанный горючим кирпич и аккуратно его поджигают. В течение нескольких часов содержимое емкости будет гореть.

Если подходящего бака нет, растительные остатки можно сжечь и на костре, однако воспользоваться емкостью будет безопаснее.  

Пропитанный керосином подожженный кирпич, расположенный в гуще влажной травы и веток, сначала просушит ненужную растительность, а затем ее сожжет. Методика позволяет уничтожить даже выполотые после дождя мокрые сорняки.

8.

Каэль Мерри
Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, и по местечку прокатилась волна арестов и расправ. Первой казненной стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп, обожавшая носить красные платья. Ее обвинили в колдовстве, в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании кукол в колдовских ритуалах. Пожилую Бишоп повесили первой, потом последовали казни Сары Гуд, Ребекки Нёрс и других женщин.
Во времена инквизиции в Рурмонде (Нидерланды) начали происходить странные события. От неизвестной болезни умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне колдовским чарам датчанки Каэль Мерри. Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и выдворил Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наемник.

За кем охотились и как определяли, кого казнить?

Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

курс

Жанна д’Арк: история мифа

Как и почему менялось отношение к Средним векам и их героям

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.

Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго  Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ.), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

За что сожгли Джордано Бруно в действительности

В настоящее время принято думать, что Джордано Бруно погиб из-за своего мировосприятия и научных взглядов, поэтому многие люди полагают, что он является своеобразным мучеником. В действительности научные представления философа не имеют практически никакого отношения к тому, что его приговорили к казни через сожжение.

Святая инквизиция приговорила его к такой участи только за то, что он отрицал догматы католической церкви. Но при этом Джордано никогда не был атеистом, напротив, он всегда считал себя глубоко верующим человеком. Он никогда не пропагандировал коперниканизм, это не являлось основной целью его жизни. Особенностью Джордано Бруно было то, что он видел мир несколько иначе, чем окружающие люди и католическая церковь, а идеи Коперника он использовал в качестве инструментов только для того, чтобы органично и правильно описать свои философские и научные концепции.

Джордано Бруно всю жизнь полагал, что он был рождён для какой-то особой, великой миссии. По этой причине когда его допрашивали инквизиторы, он не отказывался от собственных убеждений.

Как предполагают биографы, если бы философ не проявлял так часто свой неуёмный характер и амбиции, а вёл себя чуть скромнее, то он смог бы избежать подобной участи. Однако Джордано никогда не стыдился своих идей, а тех, кто его не понимал, считал олухами и дураками, причём не упускал возможности высказать это им в лицо.

Ведьма на костре прикуривает. Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис — инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» — книги, которая рассказывала,  как распознать ведьму и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы — суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Регламент сожжения ведьм и еретиков заживо

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы он выдал сообщников. В средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится только одной ведьмой в городе или селе.

Допросы практически всегда происходили с применением пыток. Сейчас практически в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки инквизиции

Считается, что пытки продолжались до того времени, пока палачу не удастся получить признание в совершении преступления, а также пока подозреваемый не укажет имена сообщников.

Однако не слишком давно учеными-историками были изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы получить признание также были в ходу у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось также время, которое можно было потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты никогда не были использованы, по крайней мере, официально. Например, это касается известной Железной Девы. Достоверных сведений о том, что ее применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не были большой редкостью, их количество составляло около половины от количества процессов над ведьмами. В случае получения оправдательного приговора церковь даже могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если все же палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего его ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, все-таки около половины привело к казням.

Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но это случалось уже ближе к 18-19 векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. При этом складывали костер, осужденного привязывали к столбу и обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Таким же способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Но сильный ветер мог задуть огонь, и по этой теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования — «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней — «ветер — происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре был более гуманным. Обвиненную в колдовстве одевали только в рубаху, которая была пропитана серой. Дровами в этом случае ее обкладывали полностью, обвиняемой не было видно за ними.

При этом сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде, чем огонь начинал сжигать его тело. Но иногда он мог и сгореть заживо — это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило такую популярность благодаря зрелищности. Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как они расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до того времени, пока тело еретика не превратится в пепел.

Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в 18 веке такой способ умертвления преступников начали считать негуманным, и его применение постепенно сошло на нет.

Уильям Уоллес

(1270–1305)

В 1296 году английский король Эдуард I провозгласил себя королем Шотландии. В следующем году началась первая война Шотландии за независимость. Начало ей положило убийство английского шерифа города Ланарка, совершенное Уильямом Уоллесом, представителем шотландской низшей знати. По преданию, Уоллес мстил за смерть своей жены. Война постепенно охватила всю Шотландию, к ополченцам начала постепенно присоединяться шотландская знать. Борьба шла с переменным успехом, и в какой-то момент в руках англичан оставалось всего лишь несколько замков.
Но в 1305 году Уоллес был пленен в окрестностях Глазго и доставлен в Лондон. 

Суд над ним состоялся в Вестминстере. Председательствовал сам король Англии Эдуард I. Уоллес обвинялся в измене, убийствах королевских чиновников и мирных жителей, а также в святотатстве и сожжении церквей и реликвий. Защищаться Уоллесу не позволили: он должен был молча выслушать полный список деяний, которые вменялись ему в вину. Тем не менее в ответ на обвинения он произнес знаменитую фразу о том, что не может быть изменником, потому что никогда не был подданным короля Эдуарда и не присягал ему на верность. Это замечание, по сути верное, ничего не изменило: на площади, при большом скоплении людей, было объявлено, что Уоллес приговаривается к казни, уготованной всем предателям короны. Его привязали к лошади и протащили по улицам от Тауэра до Смитфилда, лондонского лобного места. Там его подвесили на виселице и, еще живого, потрошили, а затем четвертовали и отрубили голову. Части его тела были выставлены в крупнейших городах Шотландии во устрашение их жителей. 

Прочие достижения

Практически никому в настоящее время неизвестно, что помимо того, что Джордано Бруно был учёным, он также являлся талантливым поэтом. Философ писал стихи на самые разные тематики, но очень много места в своём творчестве выделял для сатиры. Это вполне естественно, ведь учитывая, насколько его представления о мире разнились с общепринятыми видениями, он не мог не считать окружающих глупцами.

Именно Джордано создал драматический стиль, который основывался на свободном изложении мыслей. В своих стихотворениях он очень живо и реалистично отображает нравы и был той эпохи, в которую ему довелось жить. Философ высмеивает на страницах произведений лицемерие, педантичность, суеверие и детскую наивность. Все эти качества он видел в своих современниках. Если прочесть смысл посланий между строк, то можно заметить, что несмотря на то, что философ потешается над этими чертами людей, он искренне печалится, что католическая церковь не даёт «рабам божьим» стать лучше.

Отношение к колдовству в средневековой Восточной Европе и России

Православные государства не были охвачены таким масштабным ажиотажем охоты на магов. За долгий период в триста лет гонения магов в России произошло около 250 судебных разбирательств, что несравнимо с количеством процессов по делам ведьм в другой части Европы.

https://youtube.com/watch?v=tgsFHDlXseY

Этому различию есть определенные объяснения. Православные священнослужители превозносили чистую духовность над грешной плотью. Их не пугали женщины, как телесная оболочка. В Западной же части за колдовство пострадали в большей степени именно женщины.

Для предотвращения самосуда во время православных проповедей священники старались как можно деликатнее затрагивать темы ведьмовства. Возможно, народ не был таким обозленным и ожесточенным из-за отсутствия такого масштаба эпидемий и кризиса, как в другой части Европы. Населению не нужно было искать мистических объяснений происходящей разрухе.

Казнь при помощи огня не только не прижилась на территории тогдашней России, но и вовсе была под большим запретом.

Так говорилось в судебном законе от 1589 года (Судебнике):

Имелось в виду, что любой, кто оскорбит мага, понесет денежное наказание.

Популярна была казнь с помощью воды. В Восточной части Европы обвиняемую топили в водоеме и ждали, пока тело не всплывет. Когда оно всплывало, то женщину объявляли виновной в сговоре с чертом. Считалось, что вода, которой крестят человека, должна принять к себе чистую душу, если же тело выталкивалось на поверхность, то душа считалась черной и порочной.

Научная деятельность и преподавание

В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился

Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов

Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».

Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:

  • 1579 год. Джордано перебирается в Женеву, где он получает возможность преподавать и читать лекции. Однако в скором времени его начинают другие профессора подозревать в ереси, поэтому философ переезжает во Францию. За время своего пребывания в Женеве он успел нажить себе немало врагов среди кальвинистов.
  • 1581 год. Джордано становится преподавателем в Сорбонском университете. Благодаря своей настойчивости и обаянию он заполучает расположение правящего монарха, Генриха III Французского. Король, как и его мать, Екатерина Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici), увлекался магией, поэтому несколько эксцентричный и неугомонный нрав преподавателя из Италии был ему симпатичен. По этой причине Генрих способствовал благоустройству Джордано в своей стране. Однако надолго задержаться во Франции философу не пришлось, поскольку своей чересчур открытой деятельностью он вновь попадает под подозрения.
  • 1583 год. Джордано переезжает на территорию Англии, начиная преподавать сначала в Лондоне, а затем и в Оксфорде. Он издает несколько своих произведений: «Пир на пепле» («Festa sulle ceneri») и «Изгнание торжествующего зверя» («Esilio della bestia trionfante»). Многочисленные конфликты и споры с другими профессорами вынуждают его покинуть Оксфорд и возвратиться в столицу. Там Джордано решает сделать попытку убедить приближённых ко двору людей в том, что взгляды Коперника во многом были недалеки от истины, однако его старания в конечном итоге оказались тщетными. При дворе его позицию поддержал только придворный врач Якова I. Но даже он открыто своего расположения не высказывает. По этой причине Джордано пришлось вновь скитаться по миру.
  • 1585 год. Философ перебирается во Францию, где предпринимает попытки возобновить свою преподавательскую деятельность, однако Джордано ожидал очередной провал. Когда он почувствовал, что подозрения в отношении него начинают усиливаться, то решил, что для своей же безопасности стоит покинуть эту страну.
  • 1586 год. Джордано перебирается на территорию Германии. Уставший от бесконечных скитаний, философ надеется, что здесь ему улыбнётся удача, и он сможет найти себе работу. Однако практически ни в одном университете Джордано не принимают. Только небольшой городок Марбург оказался к нему благосклонен, где философу предоставляют место преподавателя.
  • 1586-1588 года. Пристанищем Джордано становится город Виттенбург. Это время можно назвать относительно спокойным, так как в течение него философ не вызывает практически никаких подозрений в отношении себя. Однако характер и нрав Джордано не могли позволить ему молчать о собственных взглядах на мир, которые сильно расходились с представлениями церкви, поэтому философ поспешно переезжает в Прагу.
  • 1591 год. После очередных странствий по миру Джордано останавливается во Франкфурте, где публикует несколько своих серьёзных сочинений. За них он получает первый солидный гонорар, но задержаться в этом городе после столь масштабного прорыва для него нет никакой возможности. Поэтому странствующий монах принимает решение уехать обратно на Родину.

Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.

Начало

Первый достоверно известный случай казни через сожжение на Руси произошёл в 1227 году в Новгороде. Тогда были сожжены четыре «волхва». Обычно считают, что под волхвами здесь подразумевались язычники какого-нибудь финского племени. В 1411 году в Пскове, во время эпидемии, сожгли двенадцать «ведьм», которых заподозрили в наведении порчи и отравлении колодцев. Предполагают, что смертная казнь через сожжение была заимствована русскими из Западной Европы и потому раньше всего была употреблена в Новгороде и Пскове.

Русское законодательство долго не устанавливало чётких видов смертной казни за те или иные преступления. Это находилось в компетенции судей, обычно – суда самого суверена. В Новгороде и Пскове времён независимости таким сувереном была вся гражданская община, чьим именем вершился суд. На Москве же им был государь. Именем великого князя московского за умысел на его жизнь в 1493 году были приговорены к сожжению в железной клетке два литовских подданных.

Перечень трудов

За свою насыщенную жизнь Джордано Бруно написал несколько естественнонаучных трудов и художественных произведений. Среди научных сочинений наиболее значимыми называют:

  • «О естественной магии» (A proposito di magia naturale) (1588);
  • «О бесконечности вселенной и мирах» (1584);
  • «Искусство памяти» (L’arte della memoria) (1582);
  • «О монаде, числе и фигуре» (A proposito di monade, numero e figura) (1591);
  • «Изгнание торжествующего зверя» (Esilio della bestia trionfante) (1584);
  • «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (Circa immenso, incalcolabile e incommensurabile) (1591).

Книги Джордано Бруно можно купить и читать онлайн на сайте Litres.ru

Среди известных литературных произведений философа стоит назвать следующие:

  • сатирическая поэма «Ноев Ковчег»;
  • комедия «Подсвечник» (Сandeliere).

Кроме этих произведений Джордано Бруно написал множество сонетов.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности — «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Последнее сожжение ведьмы

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон был выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Аннa Гельди

Правители других стран приблизительно в это же время установили личный контроль за всеми делами, которые касались преследования ведьм. Это серьезно ограничило обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы — точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель была обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Она была казнена в 1792 году, когда преследование ведьм было запрещено. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу — Анна Гельди была служанкой.

Под пытками она призналась в сговоре с дьяволом. Несмотря на то, что официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не было, это обвинение вызвало возмущение и было воспринято как продолжение охоты на ведьм.

За отравление же была повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что она околдовала их. В 1836 году был зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство было назначено в Испании в 1820 году — 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Где существовала инквизиция?

Инквизиция. Рисунок Марка Антокольского. До 1906 года

Инквизиция — с конца XII века епископская, а с 1230-х годов — папская, или доминиканская, — появилась в Южной Франции. Примерно тогда же ее ввели в соседней Короне Арагона  Корона Арагона — пиренейская федера­тивная монархия, куда входили Арагон, Каталония и Валенсия, а также некоторые острова, южнофранцузские и итальянские земли. Существовала с 1162 года до объеди­нения с Кастилией в конце XV — начале XVI века. Де-юре название и некоторые институты (например, кортесы) просуще­ствовали до начала XVIII века.. И там и там стояла проблема искорене­ния ереси катаров: это дуалистическое учение, пришедшее с Балкан и распространив­шееся чуть ли не по всей Западной Европе, было особенно популярно по обе стороны Пиренеев. После антиеретического Крестового похода 1215 года катары ушли в подполье — и тут меч оказался бессилен, потребовалась длинная и цепкая рука церковного сыска.

На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в раз­ных итальянских государствах, причем в Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, а в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королев­стве, на Сицилии и в Венеции. В XVI веке, в эпоху Контрреформации  Контрреформация — консервативная реорганизация учения и структуры Римско-католической церкви, проводимая в связи с распространением протестантизма., итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодум­цами.

В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-домини­канцы, но постоянных трибуналов не было — из-за многовекового конфликта между императорами и папами и административной раздробленности империи, затруднявшей любые инициативы на общегосударственном уровне. В Чехии действовала епископская инквизиция, но, по-видимому, она была не слишком эффективна — по крайней мере, искоренять ересь гуситов, последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора Церкви, командировали специалистов из Италии.

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа. 

Начало

Первый достоверно известный случай казни через сожжение на Руси произошёл в 1227 году в Новгороде. Тогда были сожжены четыре «волхва». Обычно считают, что под волхвами здесь подразумевались язычники какого-нибудь финского племени. В 1411 году в Пскове, во время эпидемии, сожгли двенадцать «ведьм», которых заподозрили в наведении порчи и отравлении колодцев. Предполагают, что смертная казнь через сожжение была заимствована русскими из Западной Европы и потому раньше всего была употреблена в Новгороде и Пскове.

Русское законодательство долго не устанавливало чётких видов смертной казни за те или иные преступления. Это находилось в компетенции судей, обычно – суда самого суверена. В Новгороде и Пскове времён независимости таким сувереном была вся гражданская община, чьим именем вершился суд. На Москве же им был государь. Именем великого князя московского за умысел на его жизнь в 1493 году были приговорены к сожжению в железной клетке два литовских подданных.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.