Мифические существа сирена

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Способ питания и диета

Сирениды имеют довольно маленькие рты, но поедают любые продукты животного происхождения, которые способны проглотить. Они зондируют дно своими мордами в поисках пищи и обнаруживают добычу по запаху. Пища всасывается ртом за счет быстрого расширения глотки и резкого открытия рта, в результате добыча оказывается внутри под воздействием потока воды; пища задерживается жаберными тычинками, а вода проходит через жаберные отверстия. Эти животные довольно прожорливы. Они энергично встряхивают и заглатывают довольно крупные организмы сериями глотков, при этом в результате таких заглатываний жертва редко делится на куски.

Сирены ищут пищу на дне, а также на плавающих или растущих на дне водорослях, преимущественно ночью.

Устаревшие сведения о том, что сирены травоядные, основаны на том, что они захватывают много посторонних веществ извне, пока всасывают добычу животного происхождения.

Сирены и смерть

Одиссей и сирены, римская мозаика, второй век нашей эры ( Национальный музей Бардо )

Статуи сирен в погребальном контексте засвидетельствованы с классической эпохи в материковой Греции , а также в Малой Азии и Великой Греции . Так называемым «Сирена Canosa» — Каноз ди Пулья это сайт в Апулии , которая была часть Великой Греции -была сказала , чтобы сопровождать умерший среди инвентаря в захоронении. Похоже , она обладала некоторыми характеристиками психопомпа , направляя мертвых в загробное путешествие. На литой терракотовой фигуре сохранились следы первоначального белого пигмента. У женщины ноги, крылья и хвост птицы. Скульптура хранится в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде.

Миниатюрная иллюстрация сирены, манящей моряков, которые пытаются ей противостоять, из английского бестиария , c.  1235

Сирены называли Музами нижнего мира. Ученый-классик Уолтер Копленд Перри (1814–1911) заметил: «Их песня, хотя и неотразимо сладкая, была не менее грустной, чем сладкой, и погрузила и тело, и душу в роковую летаргию, предвестницу смерти и разложения». Их песня постоянно взывает к Персефоне.

Термин « песня сирены » относится к призыву, перед которым трудно устоять, но который, если его прислушать, приведет к плохому заключению. Более поздние авторы подразумевали, что сирены были каннибалами , основываясь на описании Цирцеи, что они «валялись там, на своем лугу, вокруг них груды гниющих трупов, лохмотья кожи съеживались на их костях». Как отмечает лингвист Джейн Эллен Харрисон (1850–1928) в « Кере как сирене»: «Странно и красиво, что Гомер заставляет сирен обращаться к духу, а не к плоти». Песня сирены — это обещание Одиссею мантических истин; с ложным обещанием, что он будет жить, чтобы сказать им, они поют,

«Это мантические существа, подобные Сфинксу, с которыми у них много общего, они знают как прошлое, так и будущее», — заметил Харрисон. «Их песня исполняется в полдень, в безветренную тишину. Конец этой песни — смерть ». То, что плоть моряков гниет, говорит о том, что ее не ели. Было высказано предположение, что благодаря украденным перьям их божественная природа сохраняла им жизнь, но не могла обеспечить едой своих посетителей, которые умерли от голода, отказавшись уйти.

Список мифических существ

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа — ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя — творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия — был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа — имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя — тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа — могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа — имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Описание

Исследуя ископаемые останки животных, ученые пришли к выводу, что предки сирен обитали в мелководье. Они имели четыре конечности, выходили на сушу и питались травой. Количество останков животных, подобных сиренам, говорит об их большой популяции.

В ходе эволюции у этих млекопитающих исчезли задние конечности и вместо них появился плавник.

Благодаря современным технологиям увидеть фото сирены достаточно просто.

Эти удивительные млекопитающие имеют очень осторожный характер. Никогда не покидают водные просторы, поэтому на суше их встретить невозможно. Передвигаются медленно и плавно.

Живут небольшими семействами или по одной особи. Продолжительность жизни составляет около 20 лет.

Ссылки [ править ]

  1. «Мы должны держаться подальше от сирен, их чарующей песни, их луга, усеянного цветами» — это перевод Роберта Фаглза « Одиссеи» 12.158–9.
  2. Страбон I. 22; Евстафий из Фессалоникийских Гомеровских комментариев §1709; Сервий Иэ
  3. Brewer, E.Cobham (1883). Словарь фраз и басен Брюера . Лондон: Odham Press Limited. С. 1003 f.
  4. Роберт С.П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1316 ф.
  5. Ср. и в Интернет этимологии словарь .
  6. Гомер, Одиссея , книга 12.
  7. Орчард, Энди. . members.shaw.ca . Архивировано из на 2005-01-18.
  8. . Архивировано из на 2015-09-24 . Проверено 30 января 2010 .
  9. Миттман, Аса Саймон; Дендл, Питер Дж (2016). Товарищ Ашгейта по исследованию монстров и чудовищ . Лондон: Рутледж. п. 352. ISBN. . OCLC   .
  10. . www.colorado.edu . Архивировано из на 2016-06-25 . Проверено 20 октября 2017 .
  11. Плиний Старший, Natural History X, 70.
  12. Софокл , ; Фаулер, ; Плутарх, Quaestiones Convivales — Symposiacs, Moralia .
  13. Овидий XIV, 88.
  14. Nonnus , Деяния Диониса 13,309; Джон Тзецес , Килиадес, , строка 338.
  15. Иоанн Цец, Chiliades, , строка 339.
  16. Сервий, Комментарий к Энеиде Вергилия, Книга 5, 864.
  17. Вергилий , V.846.
  18. Пейдж, Майкл; Ингпен, Роберт (1987). Энциклопедия вещей, которых никогда не было . Нью-Йорк: Viking Penguin Inc. стр. 211. ISBN. 0-670-81607-8.
  19. Одиссея 12,52
  20. Tzetzes, объявления Ликофрон 7l2; Псевдо-Аполлодор, Bibliotheca E7. 18
  21. Евстафий, loc. соч .; Страбон v. §246, 252 комментарий Вергилия Георгик IV. 562
  22. Схолиаст на Одиссея Гомера 12. 168, транс. Эвелин-Уайт
  23. Suidas sv Seirenas
  24. Fabulae, praefat. п. 30, изд. Bunte
  25. Аполлодор. Аполлодор: Библиотека , с английским переводом сэра , FBA, FRS во II томах, 1921 г.
  26. Евстафий Комментарии §1709
  27. Линда Филис Austern, Инна Народицкая, , Indiana University Press, 2006, с.18
  28. Уильям Хансен , Уильям Ф. Хансен, , Oxford University Press, 2005, стр.307
  29. Кен Dowden , Найл Ливингстон, , Wiley-Blackwell, 2011, p.353
  30. Майк Диксон-Кеннеди, , ABC-Clio, 1998, стр.281
  31. Гесиод, Каталог женщин 27.
  32. ^ Псевдо-Аполлодор, Bibliotheca VII, 18.
  33. Страбон, Geographica VI, 1.1.
  34. ↑ Lycophron, Alexandra 720.
  35. ↑ Lycophron, Alexandra 724.
  36. ^ Гигин, Мифы , Введение 30.
  37. ↑ Lycophron, Alexandra 716.
  38. Овидий, Метаморфозы V, 551.
  39. Псевдо-Hyginus, Fabulae 141 (пер. Грант).
  40. Lemprière 768.
  41. Кэролайн М. Галт, «Мраморный фрагмент колледжа Маунт-Холиок из критского города Аптера», « Искусство и археология» 6 (1920: 150).
  42. Аполлоний Родосский, Аргонавтика IV, 891-919.
  43. Odyssey XII, 39.
  44. Гигин , Fabulae 141; Ликофрон , Александра 712 сл.
  45. Перри, «Сирены в древней литературе и искусстве», в «Девятнадцатом веке» , перепечатано в « Выбор литературы: ежемесячный журнал» (Нью-Йорк) 2 (сентябрь – декабрь 1883: 163).
  46. Odyssey 12.45-6, перевод Fagles.
  47. Харрисон 198
  48. Odyssey 12.188-91, перевод Fagles’.
  49. Харрисон, 199.
  50. Буклете к Fresh Aire VI Джим Шей, Департамент Classics, Университет штата Висконсин
  51. Амвросий, Изложение христианской веры , книга 3, гл. 1, 4.
  52. Грант, Роберт МакКуин (1999). Ранние христиане и животные. Лондон: Рутледж, 120. Перевод Исидора, Etymologiae (ок. 600–636 г. н.э.), Книга 11, гл. 3 («Предзнаменования»), 30.
  53. ↑ Dunbar, Julie C. (2011). . Рутледж. п. 70. ISBN 978-1351857451. Дата обращения 9 августа 2019 .
  54. Лонгворт, Т. Клифтон и Пол Тайс (2003). Обзор секса и целомудрия в религии. Сан-Диего: Книжное дерево, 61. Первоначально опубликовано как Дьявол, которым мог бы стать монах: Обзор секса и безбрачия в религии (1945).
  55. Карлсон, Патриция Энн (редактор) (1986). Литература и знания о море. Амстердам: Издания Родопи, 270.
  56. Остерн, Линда Филлис и Инна Народицкая (ред.) (2006). Музыка сирен. Блумингтон, Индиана: Университет Индианы, 72.
  57. Дамм, возможно Mythologie дер Griechen унд Ромер (ред. Leveiow). Берлин, 1820 год.
  58. Lemprière 768. Кронштейны в оригинале.

Птица Сирин и Сирены – одно и то же?

Сравнительно недавно историки выдвинули гипотезу о происхождении славянской птицы Сирин. Согласно ей, этот персонаж был заимствован из мифов Древней Греции. Как мы все помним, существуют достаточно много историй о греческих мореплавателях, гибнущих от пения Сирен – прекрасных дев-змей. Птица Сирин у славян тоже обладала прекрасным голосом. Все, кто слышал её пение, не могли спокойно жить и вскоре покидали мир живых. Могут ли эти, казалось бы, разные существа являться аналогами друг друга? Такого историки не исключают.

Отрицающие это предположение учёные изначально делали ставки на то, что между Древней Грецией и Русью не могло быть контактов, а это значит, что знать о сказочных существах в культуре этих стран было невозможно. В этом случае хотелось бы вспомнить о финикийских купцах, которые торговали как с Грецией, так и с государствами на всей территории Европы (с Древней Русью в частности). Именно торговцы Финикии могли стать тем промежуточным звеном, через которое сведения о поющих девах могло попасть в мифы славян.

Безусловно, описание Сирен и птицы Сирин слишком разные. Но никто не будет спорить, что вряд ли славяне могли описывать любое существо, вредящее населению Древней Руси, как обитателя океана. Напомним, что славяне хоть и не испытывали недостатка в воде, практически никогда в качестве среды обитания мифических существ не упоминали океанские глубины. Куда ближе им был омут в местной речке, замшелое болото или тёмный непроходимый лес.

Население Греции, напротив, обитало на многочисленных островах, разбросанных по Средиземному морю, поэтому о морских и океанских глубинах они знали не понаслышке. Лесов и болот в их местности практически нет. А теперь вспомните хоть одно существо, упоминаемое в мифах Греции, которое обитало бы в болоте или непроходимой тёмной чаще. Таких нет!

Все эти факторы и позволили судить исследователям мифов о том, что птица Сирин и морская Сирена могут быть одним и тем же существом. Кто первым рассказал о ней историю — древнегреческий или древнеславянский сказитель, — к сожалению, вряд ли удастся установить достоверно.

Сирены — происхождение и характерные черты

Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря — мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным
существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .

В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю — Аглаофой, а младшую — Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.

Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно — это мог быть Форкий
, или хтоническая богиня Кето
, или божество Ахелой
. Иногда их матерью легенды называют одну из муз — Мельпомену, Терпсихору
или Каллиопу
. Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа
, а также Гея
.

Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря»

Различные облики принимал и Форкий — таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.

В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья.
Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.

Существует иная версия этой легенды — боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.

Сирены в легендах

«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909

Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок — цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.

Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись — вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен — он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.

Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея». Гомер описывал расположение острова сирен — он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости — они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.

Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов.

Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен — Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.

С течением времени эти существа стали близки к гарпиям и керам. Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.

Состязание с Музами

В легендах сирены появляются достаточно часто, и практически всегда показаны опасными и злыми существами. Как рассказывают предания, однажды в город Аптер развернулся самый необыкновенный поединок за всю историю Древней Греции. 

На нём сирены противостояли Музам. Поразительно, но силы были практически равны. Каким стал бы исход поединка, неизвестно, но в соревнование вмешалась Гера. Её супругу, могущественному Зевсу, понравилась одна из сирен. 

С помощью хитрых уловок Гера присудила победу Музам. Ликуя, победительницы выщипали перья у своих соперниц и сделали из них венки. Утешительным призом для сирен стал подарок Зевса – остров Анфемоэсса, где они и стали жить.

Христианская вера и современный прием

Сирена , по Джон Уильям Уотерхаус , с.  1900 г. , изображена в виде рыбы-химеры

Одиссей и сирены , картина Леона Белли , 1867 г.

К четвертому веку, когда языческие верования были вытеснены христианством , вера в буквальные сирены перестала существовать. Хотя Святой Иероним , создавший латинскую версию Библии Вульгаты , использовал слово сирены для перевода на иврит танним (« шакалы ») в Исаии 13:22, а также для перевода слова « совы » в Иеремии 50:39, это Амвросий объяснил, что это просто символ или аллегория мирских соблазнов, а не подтверждение греческого мифа.

Раннехристианская эвгемеристическая интерпретация мифологизированных человеческих существ получила долгосрочное развитие благодаря Etymologiae Исидора

Сирена , Эдвард Армитидж , 1888 г.

Ко времени Возрождения придворные музыканты-женщины, известные как куртизанки, исполняли роль незамужних компаньонов, а музыкальные выступления незамужних женщин считались аморальными. Певицы, рассматриваемые как существо, способное управлять разумом мужчины, стали ассоциироваться с мифологической фигурой сирены, которая обычно принимала форму получеловека-полуживотного где-то на стыке между природой и культурой.

Сирены продолжали использоваться как символ опасного искушения, которое женщины регулярно воплощали в христианском искусстве средневековья; однако в XVII веке некоторые писатели- иезуиты начали утверждать их реальное существование, в том числе Корнелиус Лапид , который сказал о женщине: «ее взгляд — это взгляд легендарного василиска , ее голос — голос сирены — своим голосом она очаровывает, свою красоту она лишает разума — и голос, и зрение одинаково наносят разрушение и смерть ». Антонио де Лореа также приводил доводы в пользу их существования, а Афанасиус Кирхер утверждал, что для них, должно быть, были построены отсеки на борту Ноева ковчега .

Улисс и сирены , Герберт Джеймс Дрейпер , ок.  1909 г.

Чарльз Берни разъяснил c.  1789 , в «Всеобщей истории музыки» : «Это имя, по словам Бохарта , которое происходит от финикийского, подразумевает певицу. Следовательно, вероятно, что в древние времена могли быть прекрасные певцы, но испорченные моралью. побережье Сицилии, которое, соблазняя путешественников, породило эту басню ». Джон Лемпьер в своем « Классическом словаре» (1827 г.) писал: «Некоторые полагают, что сирены были рядом похотливых женщин Сицилии, которые занимались проституцией перед незнакомцами и заставляли их забыть о своих занятиях, утонув в незаконных удовольствиях. Этимология Бохарта , который выводит это имя из финикийского термина, обозначающего певицу, поддерживает объяснение басни Даммом . Этот выдающийся критик считает сирен прекрасными певцами и, избавляясь от басен о них всех их потрясающих черт, полагает, что чары музыки и песни они задерживали путешественников и заставляли их совершенно забыть о своей родине ».

Другие культуры

Тема об опасных мифических существах женского пола, стремящихся соблазнить мужчин своим прекрасным пением, проходит параллельно в датской средневековой балладе, известной как «Эльвехой», в которой исполнители эльфы. Баллада сохранилась и в шведской версии. Современное литературное присвоение мифа можно увидеть в Клеменс Брентанос Лор Лэй баллада, опубликованная в его романе Godwi oder Das steinerne Bild der Mutter (1801).[нужна цитата]

В фольклоре некоторых современных культур концепция сирены была ассимилирована с концепцией сирены. Русалочка. Например, Французский слово для русалки Сирена, и то же самое в некоторых других европейских языках.[нужна цитата]

В популярной культуре

  • В книге «Роза Мира» Даниила Андреева сирины, алконосты, гамаюны становятся архангелами христианских метакультур.
  • Птицы Сирин, Гамаюн и Алконост — упоминаются в песне Купола. Архивировано 28 ноября 2012 года. Владимира Высоцкого.
  • «Сирин, Алконост, Гамаюн». — песня Бориса Гребенщикова, вошедшая в состав «Русского Альбома». Также птица Сирин упоминается в песнях «Скорбец», «Камни в холодной воде», «8200» и «Кони беспредела».
  • «Сирин-соната» (1999) — произведение для фортепиано украинского композитора Виктории Полевой.
  • О птице Сирин (Сирене) упоминает в первой серии двухсерийного детского музыкального телефильма «Выше Радуги» (1986) Юрий Сенкевич, выступавший в этом фильме в роли камео.
  • В песне Гарика Сукачёва «Напои меня водой» также упоминается Сирин: «Погляди на меня и белым крылом//Птицы Сирин коснись ручья».
  • Птице Сирин посвящена песня этнического музыкального коллектива Птица Тылобурдо — «Птица Сирин (заговор на любовь)».
  • Птица Сирин выступает в качестве рассказчицы сказки в анимационном фильме «Молодильные яблоки» (1974, студия «Союзмультфильм»).
  • Птица Сирин упоминается в стихотворении Александра Блока «Сирин и Алконост».

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

Сиренами
называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Изображение птицы Сирин – оберег или предупреждение?

Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка», являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли.

В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала 1 века н. э. на себя взяла Обида – тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.