Сатиры

Алан-э-Дейл       30.04.2022 г.

Интересные факты[]

  • Как ни странно, в мифах сатиров описывают как существ с дикими желаниями, они выбирали молодых полубогов, особенно девочек, что немного сомнительно по своей природе.
  • Римский термин сатира — фавн, вероятно, произошол от Фавна, который является римским аналогом Пана.
  • В Лагере Полукровок сатиры сидят за столом Диониса для приема пищи вместе с богом и его детьми.
  • В некоторых римских мифах у фавнов было большое поэтическое воображение.
  • В Лагере Юпитера фавнов считают раздражающими нищими, в то время как в Лагере Полукровок они более важны, поскольку они являются защитниками и искателями, которые приводят больше полубогов в свой лагерь.
  • Они не любят быть под землей, потому что все пахнет одинаково, поэтому им тяжелее почувствовать опасность.
  • Женщин-сатиров нет, как женский эквивалент сатира — нимфа.

Сатиры

Они внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф.

Играя на флейтах, сидя под тенистыми кронами деревьев, они стараются привлечь внимание прекрасных девушек. Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин

Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. По преданию, именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит. После этого Ариадна стала женой Диониса. Сатиры – это дикая неукрощенная природа.

Так эллины воспринимали природу, заселяя ее нимфами, божествами и духами лесов, полей, гор, воды, но полной безмятежности в ней не было, поэтому и появились сатиры.

Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры

Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры

На этой фреске изображена сцена любви на ложе. Кровать покрыта тканью, на полу лежат сандалии, а у изголовья стоит светильник или курильница. Мужчина полностью обнажен, а грудь женщины закрыта цветной лентой — прообразом современного бюстгальтера. Нет никакого сомнения, что действие происходит в борделе, или лупанарии, как называли их римляне  За проститутками закрепилось слово «lupa» — «волчица», несмотря на то что именно волчица когда-то выкормила основателей Рима Ромула и Рема.. Сама фреска была написана на стене помпейского публичного дома в небольшом коридорчике прямо над входом в маленькую комнату, в которой жрица любви принимала клиента. Этим объясняется довольно грубый характер фрески — она носила даже не рекламный, а чисто технический характер. Видимо, посетитель мог выбрать конкретную позу, представленную на картинках. Реальность на этой картине несколько приукрашена. Комнаты публичного дома были очень тесными, заниматься сексом можно было только полулежа, для того чтобы вытянуться в полный рост, места бы не хватило. В бордели ходили только самые низшие слои населения: граждане побогаче могли пригласить даму домой. 

Значение Пана в греческой мифологии

Считалось, что Пан действительно являлся значимым богом в греческой мифологии. Греки верили, что Пан единственный, кто может отыскать заблудившегося человека в лесу, он единственный мог останавливать пожары, лечить животных и предотвращать камнепады. За этими делами Пан и проводил все свое время.

А если у Пана и находилась свободная минутка, то ее он тратил в поисках очередной нимфы, либо играя на своей излюбленной свирели, что, впрочем, также можно расценивать как попытку привлечения и соблазнения нимф. Пан был одним из тех, кто обладал мощным даром прорицания. Более того, именно Пан обучил этому искусству самого Аполлона. Легенда гласит, что сам Пан прекрасно знал, что Аполлон создаст свой храм предсказателей в Дельфах, но сам он ленился предсказывать будущее, поэтому удачно «спихнул» эту обязанность на Аполлона.

Несмотря на то, что натура Пана была дикой, первозданной, свободолюбивой, естественной и распутной, он имел большое значение в мире греков. Многие отождествляют его с сатирами, однако это большая ошибка, ибо несмотря на внешнее сходство, Пан был богом, тогда как сатиры – это духи. Можно сказать, что Пан – это своеобразный старший сатир, который главенствовал над всеми ними. Схожесть проявлялась и в склонности к разврату, и в любви к выпивке, и в любви к гулянкам.

Несмотря на это, Пан стал достаточно значимым божеством для простых смертных. Он считался богом пастухов и козопасов, богом охоты и охотничьих собак, богом паники и деревенской музыки, богом деревенского прорицания. Нередко его можно был заметить в свите Реи и Кибелы, но чаще всего он путешествовал с Дионисом, и даже участвовал и индийском походе последнего.

Различия между фавнами и сатирами

Эти мифически существ имеют ряд похожих характеристик, особенно внешний вид, что часто приводит к их ошибочному отожествлению. Но, не считая похожей внешности, характер у них абсолютно противоположный.

Категория Фавны Сатиры
Характер Добрые, легкие, открытые. Они могут причинить вред человеку, только если их разозлить Завистливые. Это ограниченные и злобные создания, которые не знают прощения
Покровитель Являются покровителем предсказателей, пастухов, музыкантов и танцоров Выступают покровителем только живой природы, но не людей
Отношение к чувственным наслаждениям Придерживаются размеренного насыщения чувственности, в отношениях руководствуются чувствами и разума Их плотское желание преобладает над разумом, они являются его рабами и проводят всю свою жизнь в поисках наслаждений
Отношение к нимфам Дружественные, часто танцуют вместе и водят хороводы Нимфы остерегаются сатиров из-за того, что те часто преследуют их и принуждают к связи
Происхождение Считаются наполовину людьми и наполовину оленями Гибрид человека и козла
Поклонение Люди изображали его в виде тотемов и перед тем, как выпустить животных на пастбища приносили ему дары Ему никто не поклонялся, а люди создавали специальные обереги для защиты от его воздействия

Разница между этими созданиям особо видна в различных мифах и историях.

Нимфы и сатиры — боги чего?

Фантазия древних греков не знала предела, и когда во времена Ренессанса просвещенные европейцы узнали мифы и предания эллинов, то античные боги, сатиры и нимфы послужили неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, художников и музыкантов. Они узнали, что духами гор были нимфы ореады, лесов и деревьев – дриады, источников – наяды. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов.

Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах — гроздь винограда, из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Не видно только хвоста. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего?» Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Сатиры часто преследовали нимф, имея самые низменные побуждения, но прекрасные девушки убегали от них.

Детство и юность

Родился артист и юморист в ноябре 1990-го в Новосибирске в семье, не имевшей отношения к шоу-бизнесу и сцене. Родители Ильи по профессии психологи, что не уберегло мальчика от характеристики «трудный подросток». Парню пришлось сменить три школы, так как не все педагоги соглашались мириться с буйным и неуправляемым Шабельниковым. Хулиган срывал уроки, издевался над учителями и одноклассниками. Однажды умудрился даже выкинуть из окна парту.

Satyr в 2019 году

Позже Satyr признался, что ему стыдно вспоминать юношеские годы и те непотребства, которые совершал. Родители регулярно встречались с классным руководителем, жаловавшимся на поведение сына.

Неуправляемость Ильи в детстве и юности отлично уживалась с творческим началом. В раннем детстве, увидев на экране эстрадную звезду 1990-х Дмитрия Маликова, мальчик тоже решил стать молодежным кумиром. Прическа певца, манера держаться на сцене, умение покорять публику вдохновили маленького Шабельникова на первую в жизни пародию. Так началась творческая биография будущего артиста.

Мечта парня «стать Маликовым» свершилась наполовину: учительница пения без обиняков заявила Илье, что вокальное и музыкальное будущее ему «не светит», посоветовав переориентироваться на другие профессии.

Покинув школьные стены, чем немало порадовал педагогический коллектив, Шабельников отправился в приемную комиссию театрального института. Больше всех удивились родители, а вот для друзей и одноклассников выбор Сатира не стал неожиданным: артистизм парня был притчей во языцех. Илья основательно готовился к поступлению в НГТИ и в 2008 году с первой попытки пополнил ряды будущих лицедеев.

Как забивать табак Satyr

Есть несколько вариантов забивки данного табака. Лучше использовать чаши типа турка с толстыми стенами. Табак достаточно хорошо держит жар и для того, чтобы табак раскрылся на все 100% ему надо много жара.

Сатир на турке или типа UPG

Для получения максимума от табака нужно его уложить максимально воздушно, практически укладывать листочек за листочком, да это долго, но ради удовольствия можно и заморочиться по данному поводу. Так же крупные листья табака можно порезать ножом или порвать руками, тут кому как удобно и как нравится. После того как уложили руками выравниваем все шилом. Можно курить как в отступ, так и в касание. Если курим в касание, то греть чашу надо немного, если в отступ, то подольше.

Сатир на прямоточке или убивашке

Крупные листочки можно уложить вниз чаши и ближе к стенкам чаши, а мелкие листочки класть уже поверх крупных и в центр чаши. Для чего так заморачиваться? Все просто, когда чаша прогреется полностью, то крупные листья начнут отдавать все, что в них заложено, а мелкие листочки начнут это делать сразу при раскуривании табака.

Фольга или калауд?

Прочитав данный конспект по работе с табаком Сатир, надеетесь, что мы посоветуем калауд, поставил калауд, положил угли и кайфуй. Но нет, это слишком просто для пройденного пути. Сам производитель табака рекомендует курить табак на фольге. Зачем так сложно? Давайте разберемся.

1 способ на фольге (“классический”): сделать равномерное количество дырочек, греть табак на четырех 25 мм углях.

2 способ на фольге: сделать в центре чаши много дырочек по окружности диаметром 1-2 см, зависит от размера вашей чаши и сделать немного отверстий около края чаши. Этот способ для забивки без колодца. Весь жар будет проходить через основные отверстия в центре и распределяться по всему табаку, а крайние отверстия будут вспомогательными, которые будут прогревать табак у стенок. Этот способ также лучше использовать на прямоточной чаше, там где мы укладывали крупные листья у краев чаши. Попробовать надо все и решить какой способ подходит именно вам.

3 способ (“на кольце”). Производитель не раз демонстрировал вариант забивки табака на кольце. Данный способ на любителя и возможно он вам не подойдет. Смысл в том, чтобы фольгу уложить в 2 слоя и между первым и вторым слоем проложить кольцо сделанное из фольги. Данный способ более стабильный и безопасный, но вот подойдет ли он вам, решать только вам.

При курении постоянно надо перемещать угли для равномерного прогревания чаши. Использовать лучше четыре 25 мм угля. Если при курении вы чувствуете только крепость и не чувствуете вкус, то вы еще не достаточно прогрели чашу. Ее надо прогревать равномерно.

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Производное значение

По аналогии с похотливым и либидозным поведением, приписываемым сатиру, термин «сатир» может использоваться в просторечии для  обозначения определенных типов сексуальных извращенцев : это слово, в частности, обозначает мужчину, одержимого сексом, который стремится к половому акту. незнакомцы — особенно молодые люди, даже дети — или совершающие предосудительные поступки ( эксгибиционизм , вуайеризм , возможно, сексуальное насилие над несовершеннолетним и т. д.).

Термин «  сатириаз  » обозначает гиперсексуальность, которая может проявляться у мужчин, отражая нимфоманию у женщин.

Легенды о фавнах

Об этих созданиях существует много легенд. Однако, несмотря на их добрый образ, в большинстве своем это рассказы об их трагичной участи и безответной любви.

Сиринга и Фавн

Одна из легенд рассказывает о прекрасной нимфе Сиринге, которая очень понравилась Луперку. Он дарил деве дорогие подарки, устилал ей дорогу цветами и мхом, но гордая нимфа не отвечала на его ухаживания.

Отчаявшись, попросил тогда Луперк помощи у других лесных созданий. Не знал он, что коварный сатир сам хочет овладеть Сирингой. Подсыпал он своему родителю в кубок с веном щепотку сушеного укропа, чтобы потерял бог леса голову и окончательно настроил против себя нимфу.

Но его коварным планам не суждено было исполниться. Горные нимфы донесли до своей сестры предупреждение о его намерениях. Растерялась юная дева и решила обезопасить себя, став тростником на берегу своего любимого озера.

Опечаленный уходом своей возлюбленной Луперк сделал из тростника сопилку и приходил на берег того озера каждый день, чтобы сыграть нимфе и убедить ее снова стать девушкой.

Помощь Зевсу

Фавн увековечен на небосводе в виде созвездия Козерога. Такую честь ему оказал Зевс в благодарность за помощь.

Существует легенда, в которой рассказывается, как Луперк с помощью своих сыновей и нимф опоил сонным зельем великана Тифона, и выкрал у него сухожилия Зевса.

Громовержец, вернув себе всю свою силу, смог одолеть порождение Тартара и запереть его в подземных недрах. В благодарность предложил он Луперку место за столом на божественном пиру, но отказался Фавн. Сказал, что ему ничего не нужно, а хватит пения птица и света звезд.

Тогда и решил повелитель Олимпа подарить своему помощнику его собственное созвездие.

Облик сатиров

Мифы Древней Греции описывают сатиров как очень своеобразных созданий. Их тела были покрыты жесткими волосами, лица украшали козлиные бороды, а над головой возвышались рога, ноги заканчивались острыми копытцами. 

Порой вместо привычных человеческих ушей у сатиров изображали лошадиные или козлиные, что указывало на их тесную связь с животными, являющимися символами плодородия.

Сатиры не отличались примерным поведением. Их описывали как распутников, чинящих всевозможные бесчинства. Нередко сатиры появлялись в свите бога Диониса, принимая участие в вакханалиях и шумных празднествах. Историки считают, что сатиры могли существовать на самом деле, хотя и являлись не теми, за кого их принимали греки. 

Не исключено, что божествами лесов жители развитых городов и греческих царств считали диких варваров, живущих в горах. Они крайне редко мылись, а грязные и потные тела напоминали козью шерсть. Так ли это было – сложно сказать, а потому нам остаётся судить о сатирах лишь по данным мифов.

Сатиры владели особенным искусством игры на флейте. Их чарующая музыка становилась основой для танца, что назывался “сикиннис”. Его люди исполняли во время празднеств, посвящённых Дионису (другу сатиров) и плодородию. Считалось, что танцевать сикиннис может лишь тот, в ком живёт резвость козы.

Скульптура сатира

Дионис и Пан

Среди свиты таинственного, насмешливого и грозного бога Диониса можно встретить не только сатиров, но и бога Пана. Его отцом был Гермес, а матерью — нимфа Дриопа. Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала. О кошмар! Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. Те все только весело посмеялись. Пан спустился на землю и стал на ней жить. Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. В них Пан пасет стада и играет на свирели. К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Ведь Пан был влюблен в чудесную нимфу Сирингу, которая, чтобы не ответить на его любовь, превратилась на берегах реки в тростник. Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается.

Становление и значение сатиров

Люди, поверхностно знакомые с греческой мифологией, считают Диониса богом виноделия, пьянства и разврата. Из-за этого и сатиров считали ленивыми, распутными пьяницами, которые, кроме как веселиться и «гоняться» за нимфами, больше ни на что непригодны. Отчасти – они правы, но лишь отчасти, ибо сатиры (да и сам Дионис) играли куда более важную роль в мироздании.

Чтобы понять всю сущность сатиров, нужно сперва обратить внимание на того, кому они служили и в чьей свите находились. Это Дионис, который считался богом-покровителем урожая

Многие называют его богом виноделия и это действительно так, но это лишь часть зоны ответственности бога. Во времена Эллады было принято отмечать все урожаи праздниками и гулянками, от чего и пошло поверье, что Дионис с сатирами «куражатся» сутки напролет. Но это ошибочное мнение.

Вопрос эксперту
Почему фаллос считался символом сатиров?

В древности фаллос считался символом плодородия земли, что частично считалось и символом плодородия женщин. Учитывая половую активность сатиров, не удивительно, что их символом стал именно этот знак.

Нечто подобное мы видим и в случае с сатирами. Их символом считался фаллос, что также породило чрезмерные мифы об их сексуальной активности. Слухи, конечно, возникли небезосновательно, но это лишь только миф.

На самом деле, у многих народов фаллос является символом плодородия. Это в наши дни данный «символ» рисуют на заборах и стенах, чтобы «показать свой уровень культуры и воспитанности», а в древние времена в этом символе не было ничего пошлого и порочного. Например, фаллос считался и символом славянского Ярилы.

В первую очередь сатиры – это духи плодородия, хранители леса, в обязанности которых входила защита и охрана природы (в основном – лесов), а также животных, которые в ней обитают. Кстати говоря, в этом плане сатиры похожи на славянских леших, прообразами которых они, скорее всего, и являются.

Список сатиров

Сатир. Изображение на вазе работы вазописца Эпиктета

  1. Астрей. Сын Силена, участник индийского похода Диониса.
  2. Гемон. Сатир, участник индийского похода Диониса.
  3. Гипсикер (Хюпсикер). Сатир, участник индийского похода.
  4. Киссос. Сатир, друг юности Диониса. Стал плющом.
  5. Кордак. Сатир, слуга Диониса, изобрёл вид пляски, названный его именем.
  6. Ламис. Сатир, участник индийского похода.

    Комическая сценка с сатирами. Аттика, 500—490 гг до н. э.

  7. Леней. Сын Силена. Состязался с Дионисом. Участник индийского похода. Сражался с .
  8. Ленобий. Сатир, участник индийского похода Диониса.
  9. Лик. Сатир, участник индийского похода Диониса.
  10. Ликон. Сатир, участник индийского похода Диониса.
  11. Марон. Сын Силена, возничий Диониса. Участник индийского похода. Состязался в пляске в играх по Стафилу.
  12. Марсий. Сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание.
  13. Напей (Напайос). Сатир, участник похода.
  14. Орест. Сатир, участник индийского похода Диониса.
  15. Пемений (Поймений). Сатир, участник индийского похода.
  16. Петрей (Петрайос). Сатир, участник индийского похода Диониса.
  17. Пилаэй. Сатир, участник индийского похода Диониса. Убит .
  18. Проном. Сатир, участник индийского похода. Сын Гермеса и Ифтимы.
  19. Сикинид (Сикинн). Сатир, слуга Диониса, изобрёл вид пляски сикиниды, названный его именем. Был критянином либо варваром. Отождествляется с .
  20. Силен.
  21. Скиртос («прыгун»). Сатир, участник индийского похода.
  22. Ферей. Сатир, участник индийского похода.
  23. Фереспонд. Сатир, участник индийского похода. Сын Гермеса и Ифтимы, вестник Диониса.
  24. Фиас (Тиасос). Сатир, участник индийского похода.
  25. Флегрей (Флеграйос). Сатир, участник индийского похода.
  26. Эммел. Сатир, слуга Диониса, изобрёл вид пляски эммелия, названный его именем.
  27. Эстр (Ойстр). «бешенство». Сатир, участник индийского похода.

Великобритания

Лондон

Питер Пауль Рубенс – Диана с нимфами, застигнутые сатирами. ок1616.

Королевское собрание. Лондон. Великобритания

Пьеро ди Козимо — Сатир, скорбящий о нимфе, ок 1495

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Франс Ваутерс — Спящие нимфы, застигнутые сатирами, 1650-е

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Никола Пуссен — Нимфа и сатиры, ок 1627

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Пьер-Огюст Ренуар — Речная нимфа, 1869-70

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Джорджоне (имитатор) — Нимфы и дети в пейзаже с пастухами

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Никола Пуссен – Нимфа и сатиры. ок1627

Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Софи Андерсон – Голова Нимфа

Коллекция Рой Майлс, Лондон, Великобритания

Внешность Пана

Описывая рождение Пана, мы уже немного успели оценить незаурядную внешность этого божества. Со временем, внешность Пана все больше и больше походила на помесь зверя и человека. Так, например, его ноги-копыта были полностью покрыты густым мехом, не хуже, чем у животного. Но при этом, человеческая его половина (туловище и руки) выглядели также, как и у обычного человека. Что касается рогов Пана, то некоторые источники описывают их бараньими, а некоторые – козьими. Расходятся они и в описании волос на голове и бороды. Так, например, нередко Пану приписывали характерную козью бородку и бакенбарды, а другие источники – говорили о его лохматости, о густой бороде и длинных густых волосах. Что касается атрибутов, то атрибутом Пана считалась не только внешность, но и флейта, на которой он столь мастерски играл, что однажды даже вызвал Аполлона на состязание, но об этом далее.

Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры

Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры

Античные живописцы часто маскировали эротическую картину, дополняя ее мифологическим сюжетом. Однако в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с копией картины какого-то греческого художника, воспроизведенной римским мастером настенной живописи. Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спо­кой­ного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом. Впрочем, эта картина показывает тот момент, когда отношения любовников еще не были ничем омрачены. Оставив стадо и пастушеский посох, на котором висит флейта сиринга, великан жарко обнимает тело нимфы. 

Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия. Здесь были и другие фрески на мифологические темы, но эта сохранилась так хорошо, что ее вырезали и отправили в музей. 

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Происхождение сатиров

К сожалению, сатиры – это чуть ли не единственные существа, о происхождении которых официальная мифология ничего не говорит. До 8 века до н.э. эти существа нигде не упоминаются. Зато потом появляются сразу в нескольких поэмах и источниках. Но нам удалось найти несколько легенд, которые рассказывают о происхождении сатиров.

  1. Согласно первой версии – это существа мужского пола, которые рождались у некоторых второстепенных богов. Можно сказать, что это те же нимфы, только мужского пола, и в отличие от своих сестер, они должны были составлять свиту богов-мужчин. Однако из-за своей незаурядной внешности, они нашли пристанище только в свите Диониса.
  2. Согласно второй версии, сатиры – это обычные смертные, которые превращались в этих существ из-за поклонения Дионису. Судя по всему, люди проходили некие обряды, в результате которых они и превращались в духов, покровителей природы.
  3. Согласно третьей версии, сатиры – это обычные люди, которые превращались в этих существ из-за того, что пренебрегали гигиеной и подолгу не мылись.
  4. Есть и четвертая версия, самая реалистичная. За сатиров принимали горных жителей, которые одевались в меха животных, за счет чего их и принимали за сатиров (мы более подробно распишем это в конце нашей статьи).

Легенды о Пане

Как мы уже сказали выше, Пан, несмотря на свое второстепенное значение в пантеоне богов, значение бога в мифологии было крайне высоко. То и дело, он фигурирует в тех или иных сказаниях и легендах, и об этих историях мы и хотим вам сейчас рассказать.

Пан и войны богов

В древних источниках есть упоминание, что Пан участвовал в Титаномахии, в битве против мятежного Тифона и в Гигантомахии, и даже сыграл в этих сражениях очень важную роль. Так, например, древние сказания описывают странное существо, похожее на козу, которое помогало олимпийцам и наводило панические атаки на противников. Пан обладал действительно мощной магией, которая вселяла неконтролируемый ужас в противников.

В войне с Тифоном все боги покинули Элладу и отправились искать счастья в Египет. Один только Зевс принял брошенный ему вызов, однако был побежден и пленен Тифоном, который вырвал у него сухожилия. Известно, что Гермес выкрал сухожилия у Тифона, но мало кто знает, что в этом ему помогал не менее хитрый и пронырливый Пан, который наслал паническую атаку на слуг Тифона, благодаря чему они с Гермесом сумели безопасно добраться до сухожилий и не менее безопасно вернуть их Зевсу.

В Гигантомахии Пан снова прибегнул к своей силе. Он насылал на гигантов волны страха и паники, от чего те сражались не только с богами, но и друг с другом. В остальное же время Пан был достаточно мирным богом, благосклонный к людям. Обычно он не вмешивался в дела смертных, и лишь только тогда мстил им, когда смертные переходили черту, когда тревожили его и природу, находившуюся под его покровительством. Таких людей Пан лишал разума, запутывал в лесу, насылал на них приступы страха.

Роль Пана в успокоении Деметры

Случилось это в те годы, когда хитрый Аид похитил Персефону, дочь Деметры, и уволок ее в свое подземное царство. Долгое время безутешная Деметра блуждала по миру в поисках своей дочери. Отправила она на поиски сирен, но нигде на земле не было Персефоны. Тогда опечалилась Деметра. Позабросила она все свои обязанности, по уходу за всем живым на земле. Взмолились люди Зевсу, попросили они громовержца спасти их от неминуемого голода. Но не смог им помочь Зевс, ибо и он не знал, куда запропастилась Деметра.

Богиня же плодородия скрылась в глубокой пещере, недалеко от лесов Аркадии, как раз в тех местах, где был хозяином Пан. Охотясь на своих лугах и в своих лесах, Пану удалось обнаружить укрытие Деметры, о чем сразу же стало известно Зевсу. Как все мы знаем, громовержец сумел утешить сестру и решил вопрос с Аидом. С тех пор ½ времени Персефона проводит с матерью, а ½ – с мужем Аидом в подземном царстве.

Состязание Пана и Аполлона в игре на музыкальных инструментах

Выше мы уже упомянули о том, что Пан создал шикарную свирель (по другим источникам – флейту), на которой играл шикарные произведения. Однажды он настолько возгордился своей игрой, что вызвал на состязание самого Аполлона, славившегося знатоком в искусствах. Аполлон же предпочитал играть на своей кифаре, музыка которой считалась только лишь достойной богов.

Музыка обоих богов была великолепной, но судить их должны были несколько судей, среди которых был знаменитый царь Мидас. Кем были другие судьи – легенды не донесли до нас, но мы точно знаем, что единственный, кто посчитал игру Пана более достойной – это Мидас. Все остальные судьи отдали победу Аполлону.

За такое решение Аполлон «вознаградил» Мидаса ослиными ушами, которые царь до конца жизни вынужден был прятать под шапкой.

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Итог

Сатир достаточно капризный и сложный табак в работе. Многим он не подойдет только по той причине, что слишком лень так заморачиваться с кальяном. Многие просто хотят прийти домой и за пару минут забить чашу и посидеть почилить. А вот если вы любите заморочиться и есть понимание как работать с данным табаком, и что такое контроль жара, если вы можете понять когда надо снять уголек или подвинуть его ближе к центру и т.д. Сатир — это табак который вам обязательно стоит попробовать.

В данном табаке могут встречаться листья разной нарезки — это и плюс и минус одновременно.

Куря этот табак вы повысите свой скилл в данном деле в разы, если хотя бы сделаете половину рекомендаций по работе с данным табаком и станете больше понимать как это все устроено.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.