Шаманизм алтая

Алан-э-Дейл       12.08.2022 г.

Чем заняться

Национальный музей Горно-Алтайска

Три с половиной года назад пережил полную реконструкцию – к главному зданию пристроили курган, где можно увидеть саркофаг с мумией «Алтайской принцессы». В постоянной экспозиции – предметы быта народов Алтая, артефакты, найденные на самой древней стоянке первобытных людей на территории России, «Пещера древнего человека», а также работы алтайских художникови скульпторов.

Горно-Алтайск, Чорос-Гуркина, 46, открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме пн. и вт., вход для взрослых – 250 руб.

Телецкое озеро

Крупнейшее озеро Горного Алтая: протянулось на 80 километров среди гор и местных поселений. Внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На правом берегу расположен Алтайский государственный заповедник – добраться до него можно только по озеру: на теплоходе или моторной лодке из села Иогач (до него – 2,5 ч на машине из Горно-Алтайска).

Прогулки по озеру на теплоходе «Пионер Алтая» осуществляются со 2 мая по 18 сентября, билеты – 1 000 руб. за 4,5 ч.

Гора Белуха Высшая точка Алтая (4509 м). Получила свое название за обильный снежный покров на двух ее вершинах – Западной и Восточной. На последнюю можно взойти в сопровождении инструкторов.

_ altai-tourist.ru, 11-дневный тур – 29 900 руб._

Каскад Каракольских озер

Семь высокогорных озер, соединенных между собой. На берегу одного среди вековых кедров работает турбаза «Каракольские озера»: можно переночевать в альпийских домиках и попариться в русской бане. Каскад расположен в 36 километрах от села Элекмонар – от него до озер можно доехать на машине, квадроциклах и верхом.

«Замки горных духов»

Нагромождение причудливых скал высотой 20–30 метров на горном плато в 5 километрах от Каракольских озер. Местные жители верят в мистическую силу этого места.

Долина реки Катунь

Крупнейшая алтайская горная река берет началов леднике Геблера на южных склонах горы Белуха. Оттого вода на всем протяжении реки – молочно-белого и бирюзового оттенков. Любителям рафтинга стоит сплавляться по Катуни летом, от села Тюнгур в 6 часах езды от Горно-Алтайска.

_ altai-tour.ru, рафтинг-туры проводятся с мая по сентябрь , 7-дневный тур – 20 000 руб._

Пантовые ванны Считается, что именно панты (молодые рога) алтайского марала обладают наибольшей эффективностью при лечении нервных расстройств, заболеваний мочеполовых органов и сердечно-сосудистой системы. Панты вывариваюти добавляют небольшое количество бульона в горячую ванну, которую нужно принимать 10–15 минут (таких сеансов, как правило, требуется минимум шесть). Около 90 % алтайских пантов экспортируются, в основном в азиатские страны. Но при отеле «Алтай Resort» есть собственный маральник – огороженный участок тайги, на котором содержится стадо.

Сеанс пантовых ванн в клинике при отеле «Алтай Resort» – 4 000 руб., в кемпингах и на турбазах Горного Алтая – от 600 руб.

Фото: Максим Авдеев

Сыновья Эрлика

По одним версиям, у Эрлика—семь сыновей, по другим — девять: «железноголовые черные сыновья». Их называют собственными именами, но очень различными: один шаман дает одно имя, другой тому же самому — другое. Имена их часто бывают очень сложные и характеризуют ту или иную особенность их.

Сыновья Эрлика называются его посланниками, но посланниками в смысле администраторов, потому что они управляют царством духов Эрлика, живущих в подземном мире и на земле. Их управление на земле касается, главным образом, злых духов.

По представлениям алтайцев, злые духи рассыпаны по всему лицу земли. Из шаманских молитв видно, что они по своим индивидуальностям разделяются на обжор, духов смерти, духов тяжелой болезни и на духов «прежние отцы».

По рассказам алтайцев, злые духи не отличаются дисциплинированностью; между ними происходят раздоры, распри и целые войны. Все они необычайно алчны и прожорливы, обладают способностью съедать живого человека. Когда человек хворает, алтайцы говорят: «злой дух его ест», а когда умирает — «злой дух сел», а самая рана на теле объясняется укусами кормоса. Злые духи вредны не только для человека, но, по своей алчности, являются вредными для самого Эрлика, так как, пожирая человека, пожирают в сущности его долю.

Злыми духами являются души умерших людей. Они делятся на роды. Живут целыми полками около аила того рода, к которому когда-то сами принадлежали. Алчность заставляет их перебегать от аилов своего рода к аилам другого рода. Хитрые и назойливые, они протискиваются через двери и щели вовнутрь аила и нападают на человека, чтобы съесть его.

Для поддержания порядка между злыми духами в их внутренней жизни и охранения человека от произвола их, Эрлик посылает на землю своих сыновей-богатырей. Они, в качестве грозной стражи охраняют дверь аила от входа всего злого, худого, за что называются «броня двери».

У каждого рода стражем у дверей аила является свой почитаемый родовой сын Эрлика, один или двое.

В лице сыновей Эрлика человек видит для себя больших благодетелей, поэтому относится к ним с отменным уважением, но боится их грозного гнева и могущества.

По показанию некоторых шаманов, дети Эрлика руководят шаманом или шаманкой при жертвоприношении Эрлику, сопутствуют им в подземный мир и ведут переговоры с Эрликом, служа посредниками между шаманами и Эрликом.

В представлениях шаманов, дети Эрлика являются для человека черными тöсями. Каждый род имеет своего собственного тöся, которого чтят, к тöсю же другого рода относится безразлично. Культовые обряды, посвященные этим тосям, отличаются от таковых же, посвященных Эрлику, только некоторыми молитвами. Им приносят в жертву животных с теми же особенностями, как и Эрлику.

Роль сыновей Эрлика в подземном мире представляется неясной. Они являются там, между прочим, распорядителями-администраторами при озерах, реках, имеют станы, заведуют морем с морскими чудовищами.

Деятельность сыновей в царстве Эрлика алтайцы сравнивали с деятельностью русской администрации, называют их «становыми приставами».

Бубны и не только

Справа: бубен, созданный с соблюдением древних традиций, его делали несколько лучших специалистов (мастер по кедровым ободам, шкура и натяжка следующй, а рисунок от Сергея Дыкова). Слева: чехол на него от лучшего мастера по коже. Стоит это всё вместе каких-то баснословных денег)

Почему именно бубен? У бубна специфические вибрации, которые по частоте совпадают с частотой органов человека, поэтому играя на нем легче войти в транс. Кто пробовал играть на бубне, тот это сразу ощущает.Шаман сам бубен не делает. Для этого на Алтае есть, и всегда были, специальные мастера. Бубны бывают разные — сувенирные, музыкальные, шаманские (у них особые стандарты). Есть шаманские бубны, которые уже больше как произведения искусства и стоят сотни тысяч рублей.Но шаману бубен не обязателен. Это может быть комус, топшуур, травки или вообще ничего. Когда пришла советская власть, то первым делом у шаманов забрали бубны. Но это их не остановливало, в итоге их (шаманов) ликвидировали.

Шаманы Алтая — кто они

Шаманизм — древнейшая в мире традиция. Она появилась намного раньше многих духовных учений или магических практик. Всё потому что её основа — то, что люди видели непосредственно рядом с собой. Часто традиция шаманизма основывалась на видимых проявлениях природы, грозах, дождях и тому подобному. Человек видел это и думал, что такая сила может быть высвобождена только при посредничестве каких-нибудь великих сил. Многие отождествляли такие силы с богами, а также с духами. Но раз так, раз это сила, которая по своей воле может направлять такие монструозные погодные явления, то значит с ней можно общаться. Потому что воля говорит о самосознании, которое может её направлять. Именно таким путём человечество пришло к практике шаманизма.

Шаманы были не просто людьми, которые много знали и умели. Они были избранниками этих самых духов. Такое сближение могло значить также то, что они являются, в некотором роде, родственниками духов. И все свои действия совершают при их помощи и посредничестве.

Но Алтай — регион особый. Если в других частях мира человечество забыло шаманизм или он так сильно изменился, что его уже не узнать, то шаманизм на Алтае остался в, так сказать, первозданном своём виде. Алтайцы крепко держатся древних традиций, не позволяя изменять давние верования. Стоит уточнить, что шаманизм — не религия. Это способ общения с высшими сущностями или существами с другого плана бытия. С духами, душами умерших и другими представителями астральных планов. А шаманы горного Алтая очень и очень опытны в подобных вопросах. Они никогда не теряли связь с теми мистическими силами, которые живут в нашем мире. И даже в нас самих.

Как же выглядит современный алтайский шаман? В повседневной жизни — как угодно. Они могут встречаться как в традиционных костюмах, так и в джинсах. Их очень редко получается отличить от обычного алтайца. Разве что по тому уважению, которое шаману оказывают окружающие. Потому что это — личность известная, к которой часто наведываются за лечением или советом. Но во время камланий все они одевают ритуальные костюмы, дабы оказаться как можно ближе к оригинальному образу.

Хотя, конечно, сейчас сам образ уже мало что значит. Не в культурном, а в сакральном плане. Потому что, всё-таки, связь с духами это дело более личное, внутреннее, чем внешнее. Полный антураж настоящего шамана сохраняют только старые представители этого учения. Они всё ещё живут в традиционных жилищах, всегда ходят в национальных костюмах. Но современные последователи начинают отходить от подобного образа жизни. Потому что современность диктует свои законы, где бы люди ни жили.

Туры по местам силы

В 2014 году мы плотно работали с компанией, которая проводила туры по местам силы. Они брали наш тур, продавали в несколько раз дороже и от них ехал духовный лидер, который их «прокачивал». Но не стали продлевать контракт, настолько был не к душе такой подход и то, что происходило на турах.

Запрос на посещение таких мест есть. Кто-то верит в волшебство и хочет (забеременеть, жениться, разбогатеть, «подзарядиться») побывав в местах силы. Такие туры есть и, часто, они дороже обычных, хотя особо ничем не отличаются. Просто вместо красивого места «слияние Чуи и Катуни» вы посещаете место силы «слияние Чуи и Катуни». Кстати, есть большая разница между туром, который проводит человек, который сам верит в это  и туром, в котором ради денег говорят то, что надо говорить. В туре с увлеченным человеком энергии точно больше).Но в целом всё довольно безобидно, если нравится такие туры, то берите и не парьтесь, плохого в них ничего нет, для определенной аудитории они очень интересны и в других турах сложно подобное найти.

Отзыв на Индивидуальный джип тур к Шаману с посещением мест Силы Алтая «Мистический Алтай» 15.06. – 24.06.2021.

Света и Ольга. г. Оренбург.

Алтай произвёл огромное впечатление. Поездка с Евгением прошла в спокойном ритме. Организация тура отличная, много мест посетили, многое узнали.  Очень грамотный гид – всё знает, многое может рассказать.

Желаем ему профессионального роста, индивидуального развития.

И всего самого хорошего!

Света, Ольга. 24.06.2021.

Отзыв на индивидуальный тур к Шаману 11.06. — 14.06.2021.

Елена. г. Королёв.

14.06.2021.

Дорогой Женя! Благодарю за эти 4 дня, проведённые со мной на Алтае. Уже в 1-ый же день я начала понимать, что получаю ответы на все вопросы, которые я долго себе задавала. Мой мир стал шире, я стала видеть и слышать больше в прямом и переносном смысле. Благодарю за понимание и то, что с тобой и Шаманом можно поделится всем и не бояться быть осуждённым. После встречи с Шаманом я для себя определила шаги, по которым я могу двигаться дальше, с чего начать. Это касается и отношений с семьёй, мужчинами, работой. За всё время, проведённое в твоей компании, я получила огромное количество осознаний. Может быть, я пока не понимаю, что с этим всем делать, но знаю точно, что потом они сыграют свою роль. 

Я даже не думала, когда ехала сюда, что способна на что-то большее, но когда ты меня посадил на Ороктойском мосту, моя жизнь разделилась на До и После. И появилось ощущение, что это начало моего пути.

Благодарю, что принял такое участие в моём «таком» развитии и за чудесную книгу. Которая откроет для меня что-то большее и будет напоминать об этом путешествии.

Лена

Шаманизм в Бурятии и ритуал превращения

Шаманизм в Бурятии стоит отдельно отметить за один очень впечатляющий ритуал. Да, различий в шаманизме народов Сибири и дальнего Востока существует множество. Одни из них мелкие, другие —  разительные. Но в Бурятии существует древний ритуал, который настолько сильно отличает её от других шаманских культур, что не упомянуть о нём невозможно. Смысл этого ритуала — показать тот процесс, который проходит человек, когда становится шаманом. Ритуал, показывающий душевную трансформацию.

В Бурятии шаманом может стать только потомок шаманского рода.

По традиции бурятского народа, шаманом может стать только тот, у кого есть утху. Если перевести на русский — наследственные корни, шаманские предки. Ещё стоит добавить, что в бурятской традиции шаман всегда воспринимался и как избранник, и как мученик. Человек рождался с такой печатью и жил с нею всю жизнь. Известны всего лишь несколько историй, когда потомок шаманского рода отказывался от своего наследства.

На пути своего становления, будущий шаман должен был пройти очень длинный путь. Как духовный, так и телесный. Он должен был пройти целых девять посвящений, в конце которых он получал звание цельного или качественного. Перевод достаточно грубый, но при этом очень близкий. Обряд посвящения в шаманы, шанар, заключался в следующем. Сооружалась аллея из 27 берёз, но больше всего внимания уделялось дереву-матери и дереву-отцу.

На вершину первого устанавливалось гнездо, в которое клалось девять яиц. У основания дерева устанавливался символ Луны. Изображение Солнца устанавливалось на верхушке дерева-отца

Также большое внимание уделялось внутренней обстановке, помостам для омовения и подобным вещам. Сам посвящающийся должен одеться в традиционную одежду, включающую и доспехи

Камлание шамана

Посвящение начиналось с камлания. Призыва духов-предков, которые должны определить достойность или недостойность претендента. Дальше будущему шаману передавался весь ритуальный инвентарь, кроме бубна. И обращаемый должен показать всё своё искусство. Он должен танцевать по постройке, забираться на берёзы, прыгать с одной на другую. Делать всё то, чему его учили долгие годы. Дабы впечатлить всех наблюдающих — как мёртвых, так и живых. Такое посвящение должно длиться несколько дней, оптимально — девять. Всё это время молодому шаману запрещается выходить из ритуального помещения. Еду и воду ему приносят. Лишь после этого он становился настоящим шаманом. Если, конечно, духи предков говорили, что он действительно достоин такой чести.

Хотя, учитывая веру в то, что шаман больше мученик, нельзя сказать, что его жизнь будет так уж счастлива. Но, тем не менее, она будет положена на благое дело, служение обществу и людям. Цель однозначно благородная. Ведь шаман — связное звено между миром духов и миром материальным. Он помогает людям исцеляться, обеспечивает духовное отдохновение и многое другое. Но за эти силы приходится расплачиваться, как и за любые другие. В случае с шаманом — его жизнь больше не принадлежит ему. Он до последней капли крови отдан на служение.

Коммерция и шаманизм

У этого шамана из Новосибирска есть свой сайт и расценки. Консультация стоит 2000-4000 рублей. Сейчас работает на Алтае.

Свято место пусто не бывает. Запрос на шаманов есть, поэтому постоянно появляются новые. Кто-то приезжает зарабатывать из других регионов (есть человек из Новосибирска, который переехал сюда «работать»), кто-то пытается «раскрутиться» из местных, даже просто для статуса. Сведущие люди говорят, что шаману вообще нельзя за деньги работать, поэтому что там с экономикой и прибыльностью — неизвестно.На Байкале шаманская коммерция более успешна, но я сильно в нее не вникал.

Духи неба

Судя по шаманским текстам, к духам неба принадлежат: а) Ульгень, б) его сыновья, в) его дочери и г) служебные духи.

Ульгень — благодетельное существо; он живет за месяцем, солнцем, выше звёзд небесных (Кудаjым) — мой бог, пребывающий вверху.

Ульгень— творец солнца, луны и всего небесного свода:

Творец радуги (две радуги его воткнуты); творец головы, ресниц, пуповины: у человека, скота, зверей; творец пастбища, угодий, жилищ человеческих.

Ульгень является творцом и огня:

Ульгень обладает божественною силой: управляет небесными светилами, производит гром, молнию, посылает дождь, град; последний называется плевками божьими.

Ульгеню совершали моления и приносили кровавые жертвы: трехлетнюю кобылицу светлой масти, через три, шесть, девять и двенадцать лет.

Хозяин аила; который приносил жертву, его родственники и гости благодарили Ульгенья за дарованные им блага и просили новых милостей: скота, детей, удачи на охоте, изобилия молока, ячменя, травы и благополучия своим стойбищам и всему своему народу.

Обряд жертвоприношения носил особенное название: ӱстӱгӱ, т. е. возношение духу, живущему на небе, а самая жертва называется: парылҕы.

Отзыв на индивидуальный джип тур VIP-класса по Алтаю с посещением Шамана и мест Силы «Знакомство с Алтаем».

15.06. — 23.06.2020 г. Александр Гибатулин. г. Владивосток.

Хочется выразить огромную радость и сердечно поблагодарить моего организатора и проводника Евгения.

За уникальную возможность познакомиться с удивительным Алтаем. Евгений по праву считается хранителем мест Силы Алтая. Мы побывали в необыкновенных местах и видели небывалую красоту. Это путешествие открыло множество ответов на давно интересующие меня вопросы, позволило заглянуть внутрь себя и развязать многие узлы. Этот край давно звал меня и я очень рад, что познакомился с ним таким образом и в компании этого человека.

Гибатулин А.А.

Отзыв на индивидуальный автотур VIP-класса «Золотое кольцо Алтая» 15.08.2020. -28.08.2020.

Павел и Юлия. г. Москва.

Алтай – это любовь с первого взгляда, первого шага, первого вздоха.

Золотое кольцо шаг за шагом разменяло 2500 км, день за днём 1,5 недели пронеслись как одно мгновение.

Калейдоскоп неповторимых пейзажей: водопады реки Шинок, биосферный заповедник, Гейзеровое озеро, монгольская степь, перевал Кату-Ярык, Каменные грибы, звёздное ночное небо поражали своим разнообразием и нерукотворной красотой.

Встреча с дикими табунами лошадей, постигшими дзен коровами, смелой компанией Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф наполнили жаждой Жизни.

Места Силы, открывшийся мир одухотворённой природы напомнили о Главном, помогли обрести внутреннюю Силу и дали простые ответы на казалось, такие сложные вопросы.

И конечно, душа Алтая – Люди.

В сердце останутся навсегда:

*озорные глаза дяди Юры за рулём бесстрашной буханки,

*доброта и смущение гостеприимного Олега Захаровича,

*невероятная мощь и глубина Хранителя великой природы – Сергея Усика,

*пугающая и завораживающая мощь алтайской Ласточки,

*уютный дом, увлекающие душевные рассказы и кулинарные шедевры семьи Евгения и Ольги,

*вера в мечту, создание настоящей лесной сказки Урочище Сайкол простой новосибирской семьёй,

*спокойствие и уверенность интеллигентного и добродушного Георгия за рулём японского дракона,

*и, конечно же, ОН… проводник, настоящий знаток и Хранитель своего Ремесла – Евгений.

Я не стану советовать прогулку по Алтаю друзьям и знакомым. Это не туристическое, но сакральное место. Если оно появилось в Вашей жизни, то Вы знаете, для чего»

Семья Кузминых. Павел + ЮЮ.

Москва

Шаманы Якутии

Шаманы Якутии — последователи шаманизма, на которых также стоит остановиться подробнее. Есть, конечно же, много других представителей из разных народов, про которых нужно бы рассказать широкому читателю. Это и тувинские шаманы, и традиции шаманизма в Хакасии, и Эвенки, шаманизм которых известен далеко за пределами Алтая. Но мы постараемся рассказать лишь о наиболее интересных аспектах шаманской традиции. Самое разительное отличие якутских шаманов от своих коллег из других народов — традиции захоронения, а также дух-зверь. Это не просто тотемное животное, а почти что материальный спутник, который сопровождает шамана всю его жизнь. И продолжает сопровождать после смерти.

В разных трактовках можно встретить разно упоминание о том, кто же такой этот дух-зверь. Некоторые говорят, что это — чисто умозрительное понятие, призванное показать внутреннюю сущность шамана. Его характер. Словно зверь — отображение его души. Это частично верно. Другая трактовка рассказывает, что дух-зверь — покровитель, дающийся шаману для защиты. Ведь он избранник духовного мира, а духовный мир всегда заботится о таких людях. Это тоже частично верно. А истина, как всегда, где-то посередине.

Обе трактовки верны и настоящее предназначение духа-зверя кроется в обеих. Он и отображение внутренней сущности шамана, которая проецируется на реальный мир, и мистический ангел-хранитель. Словно мир духов это яркая лампа, шаман — сложная картина на бумаге, а зверь — тот образ, который появится на столе, если направить одно на другое. Также, этот дух даёт шаману защиту от магического нападения со стороны других шаманов или злых потусторонних магических существ. Зверь играет роль источника силы, который в подходящий момент помогает преодолеть любую опасность. Так что его значение сложно переоценить.

Эвенкийский шаманизм

А что насчёт захоронений? Внимание стоит уделить как древним традициям шаманских захоронений, так и тем, которые появились относительно недавно. В древности шаманов хоронили в специальных сооружениях, которые назывались арангасами

Это — деревянные конструкции, которые крепились на стволы деревьев, высоко над землёй. Место выбирали в чаще леса, как можно дальше от дорог и человеческого жилья. В гроб к мертвецу клали все его ритуальные атрибуты. Кроме бубна. Бубен разламывали и вешали над могилой, чтобы он не достался чужому.

Более новая традиция появилась лишь в 16 веке. Её появление связано с тем, что именно тогда по Якутии начало резко распространяться христианство. И новые традиции захоронения стали симбиозом между якутскими верованиями и новой религией, пришедшей на эти земли. Шамана теперь хоронят в обычной могиле, как любого другого человека. Но всё так же рядом с ним кладут его шаманские инструменты. И часто замечали, что на могилу начинает приходить его дух-зверь, который обязан охранять тело своего друга и господина. Самый упорные звери могут появляться на протяжении целых 300 лет.

Шаманизм — древнее учение, почти что забытое. Но не в Сибири. Эту местность можно с полной ответственностью назвать родиной северного шаманизма, которая сохранила многие традиционные ритуалы и практики.

Отзыв на индивидуальный тур к Шаману «Мистический Алтай». 17.07.-26.07.2021.

Светлана, Питер

Шаманский тур 17.07. — 26.07.2021.

Это был самый необычный и самый наполняющий тур в жизни. Все встречи не случайны, как и встреча с удивительным проводником Евгением и шаманом Вэшей. Евгений способствовал моему участию в чудесах Алтая и открыл его живую, потаённую от туристов-зевак сторону. Благодарю за уют и терпение, чуткость к индивидуальным потребностям и пожеланиям. Много открытий и новых впечатлений мы произвели совместно, интересные приключения и новые знания — это как раз то, что я всегда ищу в путешествиях. Завораживающие пейзажи Алтая — это то, что обязательно нужно увидеть своими глазами. Иногда они цепляют настолько, что все проблемы теряют значение, и остаётся только одно желание — остаться здесь. Так я и поступила — сдала билет обратно.

Благодарю Вэшу, особенно за энергию, что он отдал на помощь мне, за внимание, рекомендации и проведение сложного обряда, состоявшегося, несмотря на все трудности. После обряда определённо чувствуется облегчение и обновление

В поездке я встретилась с массой удивительных людей с открытой душой, чего так не хватает в каменных джунглях.

Надеюсь, когда-нибудь встретимся вновь!

Евгений, удачи на твоей дороге!

26.07.2021.

Обряд камлания (из Википедии)

Показательный обряд на фестивале ВотЭтно

Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов, называется камланием. По ходу камлания шаман демонстрирует мимикой, жестами и другими средствами значение бубна, то как ездового животного, то как оружия (лук и стрелы). Нужно сочетать частоту ударов с пением — обращением кама к божествам и духам.Бубен же свидетельствовал о квалификации шамана, в отличие от облачения, которого кам мог и не иметь. Диалог с духами происходит в разной тональности, отражающей голос божества и самого кама. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники, ржанию жертвенного коня, ездового коня божества. За процессом всегда наблюдают рядовые участники камлания.

Ирина Тарченкова, Александр Тарченков, Лондон – Москва.

01.09.2019. Путешествие на плато Укок.

Это было волшебное путешествие, из разряда «до и после». Плато Укок очень труднодоступное, но невероятно красивое место.

Евгений организовал прекрасный тур. По дороге мы встречали очень приятных, душевных, необычных людей. Каждый разговор – незабываем. Люди здесь очень гостеприимны. Прекрасная Ольга (с.Камлак), Андрей и Даша в Аскате, Юра в Кош-Агаче, и наш самый лучший водитель – экстремал Ержан. Все очень разные, со своими традициями и историями. Мы с папой чувствовали себя в гостях добрых друзей всё время.

Республика Алтай – самое красивое место на Земле.

Спасибо Евгению, что это всё состоялось. Мы совершенно точно будем Возвращаться сюда много раз!

Александр и Ирина Тарченкова.

Духи земли, или горные духи

Алтайцы выделяют духов гор в совершению самостоятельную категорию; духи эти не имеют никакого отношения ни к Ульгеню ни к Эрлику. Человек видит в них своих благодетелей, от которых он получает земные блага, и карателей, потому что за непочтение к себе они насылают болезни.

Алтайцы поклоняются солнцу и луне, горам, озерам и рекам, чтя жертвами духов их обладателей или хозяев (ээзи), на основании того предания, что при разгроме и свержении Эрлика и его слуг, каждый из них на что упал, тому и хозяин стал, получив силу и право всячески вредить человеку и даже умерщвлять его в своей области. На всякой высокой горе набрасывают груды камней и втыкают в них палки с подвязками тряпок и конских волос, в признательность горе за то, что она позволяет подниматься на её высоту.

Благодетельность духов выражается в умножении скота, в ниспослании благополучия и здоровья народа, в устранений от людей злых духов.

Внешнего образа духов алтайцы не представляют себе ясно; они не знают, кто сам по себе горный дух: человек ли, птица ли, зверь ли. Он им только «внушается».

Духи гор живут не в небесном пространств, не в нижнем мире, а в земной сфере, в той сфере, в которой живет сам человек. На этом оснований духов этой категории алтайцы называют: духами воды и земли, духами горных ледников и духами гор.

Духи эти строго индивидуализируются и приурочиваются к тому или другому месту—горе, реке, озеру, скале и т. д., являясь, таким образом, духами местными. Поэтому, географические названия гор, рек, озер для алтайца являются не простыми названиями, а собственными именами духов.

Суть не только живые существа, но и божества, которым алтаец молится, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать милость и отвечать на молитвы человека. Человекоподобные, эти существа, подобно человеку, имеют детей.

Так, гора Абу-Кан имеет двух дочерей, которые зовутся одним именем Ялбиc.

Каждая гора, каждое озеро, река и скала имеют золотые ворота, золотой дворец, золотую коновязь. Каждый горный дух является владетелем только своего района; между отдельными такими духами общения нет.

С другой стороны, каждый род алтайцев имеет ту или другую гору, реку, скалу, озеро, которые почитает, как родового своего покровителя, и называет чистым тосем. Общее количество родовых тосей всех родов довольно велико, а район их распространяется за пределы Алтая.

Обычай чествования горных тосей относится к глубокой древности. Впрочем, время почитания такого тося алтайцы определяют семью поколениями, но самый тось создан, когда сотворена была земля.

Духам гор алтайцы приносят кровавые жертвы (кобылицу) и брызгают смесью из молока и толокна.

«Это уровень Европы»

Андрей Гинц рассказывает,что ремонт ЦРБ в Степном Озере здесь начали еще в 2010 году. Общими усилиями и при значительном участии средств завода привели в порядок родильное отделение. А затем и хирургическое — в него было вложено около 20 млн рублей внебюджетных средств,и 90−95% из них — деньги завода.

На территории Степного Озера есть средняя школа. Район начал ее капремонт — кабинеты химии и домоводства взяло на себя предприятие,что обошлось ему в 1,5 млн рублей.

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Как рассказывает глава района,в муниципалитете есть своя программа,благодаря которой все Дома культуры привели в идеальное состояние. В Степном Озере свой вклад внесло градообразующее предприятие,вложившее средства в сохранение мозаики,ремонт танцзала и другие работы.

А в апреле 2021 года в поселке завершили строительство храма — финансирование полностью взял на себя «Кучусульфат», перечислив около 30 млн рублей.

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Герой России Владимир Шаманов посетил поселок Степное Озеро.

Фото предоставлено газетой «Родная сторона».

Верования

По общему верованию алтайцев два начала управляют миром: доброе — Ульгэнь и злое— Эрлик. Обоим подчинено множество духов, первому чистых, последнему—нечистых.

Ульгэнь столь добр и милостив, что не способен сделать что-нибудь неприятное для человека. Он добр до слабости. Эрлик, напротив, столь зол, что не может не злодействовать, а только отлагает иногда на время враждебные свои действия на человека.

Кроме шамана или кама, алтайские пифии разделяются:

1) на рымчи, имеющий припадок, в котором, при ужасных мучениях, видит сокровенное и предсказывает;

2) тельгочи— гадатель;

3) ярынчи, ворожащий по сожженной лопатке (кость);

4) кол— куpeэчи по рукам узнающий и

5) ядачи— человек, управляющий погодою посредством камня (яда-таш), который попадается весьма редко в таких утесах, где всегда бывает ветер. Чтобы получить этот волшебный камень, ядачи заклинается всем своим именем и отдает за него весь свой живот. И потому он бывает человеком бедным, бездетным и скоро овдовевшим.

Орудия, посредством которых вызываются духи, — бубен (тюнгур) чалу и орбу. Бубны состоят из круга, обтянутого с одной стороны маральей кожей, внутри коего от одного края до другого проходит чрез центр палка или ручка, оканчивающаяся на одном конце иногда рожей с пуговицами вместо глаз.

Алтайцы разделяют всех духов на две категории: 1) тöс (букв.: начало, основание), т. е. духи первоначальные, искони существовавшие, и 2) нечто созданное или просто нечто, т. е. духи позднейшие.

Далее, духи бывают или чистые или нечистые, черные. Сообразно этому духи распадаются на: 1) арȳ тöс, 2) кара тöс, 3) арȳ нама, 4) кара нама.

Последние две категории, т. е. духи позднейшие, называются и общим именем кормос. Эти кормосы в действительности представляют собою души давно умерших шаманов и шаманок. Их две категории: предки по женской линии и кровные отцы — предки по мужской линии.

Дух-посредник

Среди всех духов-посредников первое место занимает Яик. Главная роль Яика заключается в посредничестве между человеком и Ульгенем.

Яик у алтайцев пользуется особым уважением. Весной, при первых удоях кобылиц, алтайцы делают Яикy кропление смесью толокна с кобыльим молоком. Обряд этот называется поднимать Яика. При этом просят, чтобы он в наступающий год давал им милости, как и прежде.

Яикy из белой материи делают ленточное изображение: из ленты вырезают голову, уши, руки, ноги и хвост. Ноги обшивают красной ленточкой. Изображение это, вместе с другими ленточками в количестве двух-трех десятков, „прикрепляют к волосяному белому шнуру, который натягивают между двумя березками и ставят на задней части аила.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.