Крёстное имя: какое оно будет и как крестить ребёнка, если его имени нет в святцах

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Характеристика имени Эдуард (Эдвард)

Взрослого Эдуарда многие воспринимают как сильного и уверенного мужчину, но это не совсем верно. Обычно несмотря на столь сильное имя, Эдуард мягкий и добродушный человек. В отличии от детского возраста, взрослый Эдуард более медлительный и спокойный. Такое несоответствие нередко вызывает диссонанс в восприятии Эдуарда, но это только пока вы с ним не познакомитесь поближе. Эдик стремится к материальному благополучию и его понимание дружбы не включает в себя материальную взаимовыручку. Его отношение наиболее точно отображает поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь». Не всем приятна такая жизненная позиция Эдуарда, но его это абсолютно не волнует. Стоит отметить, что Эдуард компанейский человек. Он отличный собеседник и обладает хорошим чувством юмора.

Эдуард — это трудолюбивый мужчина, который умеет сосредоточится на выполнении задачи. Серьезно относится к своей работе, что всегда замечают работодатели. Большого успеха Эдуард может достичь и в предпринимательской деятельности, ведь у него есть все необходимые качества для этого. Стоит отметить однако, что Эдуард редко работает от души. Для него наиболее важным является материальная составляющая труда.

Эдуард долго идет к созданию семьи, так как его характеризует изрядная влюбчивость. До определенного возраста он очень непостоянен в отношениях и совершенно неспособен к семейной жизни. Со временем эта его черта становится не столь заметна, что позволяет ему все же найти ту единственную. Обычно жена Эдика — это нежная и заботливая женщина, которая будет для него настоящей поддержкой. Он хороший отец и проводит с детьми достаточно много времени. Особенно теплые отношения устанавливаются с детьми, когда они достигнут подросткового возраста. Он настоящий друг и старший товарищ для них.

Был ли святой покровитель у мученика с «нехристианским» именем Меркурий?

Если мы взглянем на наши святки, то увидим, что там множество просто «недопустимых» по нашим современным меркам имен. К примеру, 6 июня (24 мая — по юлианскому календарю) празднуется память мученика Меркурия, пострадавшего в 218 году. Это был первый святой с этим именем.

Но давайте вспомним, что данное имя взято из языческой мифологии — так звали одного из «богов». Таким образом, мученик Меркурий был по рождению язычник, а Христа принял уже в сознательном возрасте. Но почему-то Церковь не только не погнушалась этим именем (нет нигде ни малейшего намека на то, что в древности имена крещаемых менялись), но даже прославила его в лике святых с таким языческим именем.

Точно так же обстоят дела с другими «нехристианскими» именами: Аполлоний (в переводе с греч. «посвященный Аполлону» — одному из языческих «богов»), коего память 23 / 10 июля; Олимпиада (7 августа / 25 июля); Сатурнин (16 / 3 июля); Ахилла и Ахиллеса (в честь Ахилла, Ахиллеса — гомеровского героя, память 16 / 3 июля, 2 сентября / 20 августа); Афинодор (с греч. «дар Афины», языческой «богини» — память 15 / 2 марта); Дионисий — в честь «бога» Диониса (Вакха), память коего 16 / 3 октября. Это лишь немногие из полного списка «нехристианских» имен.

Но если Церковь не гнушалась именем даже языческого «бога», данным человеку до Таинства Крещения, и не настаивала на замене этого имени при Крещении, то почему у нас современные священники требуют, чтобы менялись такие имена, как Роза, Альбина, Алиса, Эдмунд, Лилия, Марта, Карл или Клара? Чем провинились вышеназванные имена?

Обычно, в ответ ссылаются на отсутствие у этих имен «святых тёзок». Но кто был святым небесным покровителем мучеников Меркурия и Аполлония? В честь какого «святого» носили свое имя Дионисий Ареопагит или Олимпиада?

пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ

юЮПНМ

юБЦСЯРХМ

юБДЕИ

юБЕМХП

юБЕПЭЪМ

юБХКЮ

юЙЯ╦М, юЙЯЕМРХИ, юЙЕМРХИ

юБПЮЮЛ

юЦЮО, юЦЮОХНМ, юЦЮОХР

юЦЮТНМ

юЦЦЕИ

юЦМХИ

юМДПХЪМ, юМДПЕЪМ

юГХИ

юГЮР

юЙЮЙХИ

юЙХЛ, юЙХМТХИ

юКТЕИ, юКТЕП, юКТЕПХИ

юЛБПНЯХИ

юМЮМХИ

юМЮЯРЮЯХИ, юМЮЯРЮЯ

юМЦЕКХИ

юМДПНМХЙ

юМХЙЕИ, юМХЙЮ

юМХЙХРЮ

юМХЯХЛ

юМРХЦНМ

юМРХО

юМСТПХИ

юОНКХМЮПХИ

юОНККНМ

юПДЮКХНМ, юПДЮКЭНМ

юПХИ

юПРЮЛНМ

юЯРЮТХИ

юЯРЕПХИ

юТЮМЮЯХИ

юТНМХИ, юТНМ

аНМХТЮРХИ, аНМХТЮЖХИ

бЮБХКЮ, бЮБХК

бЮПКЮЮЛ, бЮПКЮЛ

БЮПТНКНЛЕИ, бЮУПЮЛЕИ

бЕМЕДХЙР

бХЯЯЮПХНМ

бКЮЯХИ, бКЮЯ

цЮБПХХК, цЮБПХКЮ

цЮКЮЙРХНМ

цЕДЕНМ

цЕКХИ

цЕПЮЯХЛ

цКХЙЕПХИ

цНПЮГД

цНПДХЮМ, цНПДЕИ

цСПХИ, цСПЭЪМ

дЮБХД

дЮЛХЮМ, дЕЛЭЪМ

дХНЛХД, дЕЛХД

дЕЛЕМРХИ

дНМЮР

дНПНТЕИ, дНЯХТЕИ

еБЦПЮТ

еБДНЙХЛ

еБКЮКХИ

еБКЮЛОХИ

еБЛЕМХИ

еМХЙЕИ

еБЯЕБХИ

еБЯХЦМЕИ

еБЯРЮТХИ

еТХЛ

еКХГЮП

еККЮДХИ

еОХТЮМ

еПЮГЛ

еПЮЯР.

еПЕЛЕИ, еП╦ЛЮ, еПЛХК

еПЛЮЙ

еПНТЕИ

еТПЕЛ

3ЕМНМ

хКХНДНП

хНЯХТ, хНЯХО

хОЮРХИ, хОЮР

хПХМЕИ

йЮОХРНМ

йХОПХЮМ

йХПЯЮМ

йКХЛЕМРХИ

йНПМХКХИ, йНПМЕКХИ, йНПМЕИ

йЯЕМНТНМР

кЮБП

кЕНМРХИ

кСЙЮ, кСЙХЮМ

лЮБПХЙХИ

лЮПЙЕКК

лЮПЙХЮМ

лЮПРЭЪМ

лЕКЕРХИ, лЕКЕМРХИ

лХПНМ

лНДЕЯР

лНЙХИ, лНЙЕИ

лНКХИ

мЮСЛ

мЕЯРНП

мХЙЮМДП, мХЙЮМНП

мХЙХТНП

мХЙНДХЛ

мХЙНМ

мХТНМР

нМХЯХЛ

нМСТПХИ

нПЕМРХИ

нПЕЯР

оЮЛТХК

оЮМРЕКЕИЛНМ, оЮМРЕКЕИ

оЮПЮЛНМ

оЮПТ╦М

оЮРПХЙХИ, оЮРПХЙЕИ

оЮУНЛ

оНРЮО

оХЛЕМ

оНКХЙЮПО

оПНЙК

яЕБЕПХЮМ

яЕПЮОХНМ

яЕПЮТХЛ

яХКЮМРХИ

рХР

рПХТНМ

сЯРХМ

тЮДДЕИ

тЮКЮКЕИ

тЕНДСК, тЕДСК

тЕНЙРХЯР

тЕНТЮМ

тЕНТХКЮЙР, тХКЮР

тКНПЕМРХИ

тНПРСМЮР

тНРХИ, тНРЕИ

тПНК, тКНП

XЮПХРНМ

щПЮГЛ

щПЮЯР

ъЙХЛ

вХРЮИРЕ: щМЕПЦНХМТНПЛЮЖХНММЮЪ ДХЮЦМНЯРХЙЮ ХЛЕМХ (нАПЮГЕЖ ДХЮЦМНЯРХЙХ)

пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ

юБЦСЯРЮ

юБДНРЭЪ

юЦЮТХЪ, юЦЮТЭЪ, юЦЮТНМХЙЮ

юЦКЮЪ

юЦМХЪ

юЦПХООХМЮ, юЦПЮТЕМЮ

юЙСКХМЮ

юЙЯХМЭЪ

юКЕБРХМЮ

юЛЛЮ

юМХЯХЪ, юМХЯЭЪ

юМРНМХМЮ

юМТХЯЮ

юОНККХМЮПХЪ

юПХЮДМЮ

юПРЕЛХЪ

бЮЯЯЮ

бЕБЕЪ (бХБЕЪ, тХБЕЪ)

бХПХМЕЪ

цКЮТХПЮ

цКХЙЕПХЪ, кСЙЕПЭЪ

дНЛМХЙЮ, дНЛХМХЙЮ

дНПНТЕЪ

еБДНЙХЪ

еБДНЙЯХЪ

еБКЮКХЪ

еБМХЙЮ

еБЯЕБХЪ

щТЮКХЪ, щТТЮКХЪ

еБТПНЯХМХЪ, еТПНЯХМХЪ

хКЮПХЪ, хККЮПХЪ

хММЮ

хПЮХДЮ

хЯХДНПЮ

йЮКЕПХЪ

йЮКХММХЙЮ

йЮОХРНКХМЮ

йХПЭЪМЮ, йХПХЮМЮ

йКЮБДХЪ, йКЮБДЕЪ

кСЙЕПЭЪ

кЧЖХЪ

лЮБПЮ

лЮМЕТЮ

лЮПЭЪМЮ

лЮПРХМЮ

лЮПТЮ, лЮПРЮ

лЮРП╦МЮ

лЕКЮМХЪ, лЕКЮМЭЪ

лЕКХРХМЮ, лЕКЕРХМЮ, лХКХРХМЮ

лХКХЖЮ

лСГЮ

мЮЯРЮЯЭЪ

мХЙЮ

мНММЮ, мНМЮ

нКХЛОХЮДЮ

оПЮЯЙНБЭЪ

оЕКЮЦХЪ, оЕКЮЦЕЪ, оЮКЮЦЕЪ

оХММЮ

оНКХЙЯЕМХЪ, оНКХЙЯЕМЮ

оСКЭУЕПХЪ

пХДНПЮ

пХЛЛЮ

пСТХМЮ

яЕПЮТХЛЮ

рЮХЯЭЪ

рЮРРЮ

сКЭЪМЮ

сЯРХМЭЪ

тЮХМЮ

тЕБПНМХЪ, тЕБПНМЭЪ, уЮБПНМХЪ, уЮБПНМЭЪ

т╦ЙКЮ

тЕНДНПЮ, тЕДНПЮ

тЕНДНЯХЪ, тЕДНЯХЪ

тЕНДНРХЪ, тЕДНРЭЪ

тНРХМХЪ, тЮРХМЮ, тХРХМЭЪ

уЮПХЯЮ, уЮПХРЮ, уЮПХРХМЮ

чМХЪ

оНКМШИ ЯОХЯНЙ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ Б ОПЮБНЯКЮБМНЛ ЙЮКЕМДЮПЕ ХЛ╦М Я СЙЮГЮМХЕЛ ДЮР БШЬЕ (ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН ЮКТЮБХРС).

оПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН-ОПЕФМЕЛС ЪБКЪЧРЯЪ НДМХЛ ХГ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММШУ БЮПХЮМРНБ БШАНПЮ ХЛЕМХ ДКЪ ПЕАЕМЙЮ.

еЯКХ БШ МЕ ЯЛНЦКХ БШАПЮРЭ ОНДУНДЪЫЕЕ ХЛЪ ЯПЕДХ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М, РН БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ ЯОХЯЙХ ХЛ╦М ОН ЯРПЮМЮЛ ХКХ ОНЯЛНРПЕРЭ РЕЛЮРХВЕЯЙХЕ ХЛЕМЮ. яОХЯЙХ ХЛ╦М ЛНФМН ОНЯЛНРПЕРЭ ГДЕЯЭ…

еЯКХ БШ СФЕ НОПЕДЕКХКХЯЭ Я ХЛЕМЕЛ, РН БШ ЛНФЕРЕ ГЮЙЮГЮРЭ МЮЛ ДХЮЦМНЯРХЙС КЧАНЦН ХЛЕМХ…

нКЕЦ Х бЮКЕМРХМЮ яБЕРНБХД

юДПЕЯ МЮЬЕИ ЩКЕЙРПНММНИ ОНВРШ:  osvetovid@bk.ru

Всегда ли существовала традиция наречения имени в честь святого?

Архимандрит Феогност (Пушков)

Существует в православном мире традиция нарекать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения.

В народе распространено суеверие, что крестят якобы для того, чтобы «человеку был дан святой, чье имя бы он носил». Подбор имени святого оказывается более важным (с точки зрения обывателя), чем само возрождение личности человека в купели Именем Живоначальной Троицы.

Это суеверие поддерживают многие священники, объявляя, что те или иные имена являются «нехристианскими», и требуя, чтобы принимающий крещение выбрал себе «другое имя по святкам». Заметим, что эта традиция не имеет не только канонического основания, но также и никаких намеков в самом Таинстве Крещения, где центральным является — возрождение человека во Христе и укоренение крещаемого в Теле Церкви, «дабы быть ему уже не чадом плоти, но чадом вечного Твоего Царства».

Первоначально традиция наречения имени в честь святого возникла в византийском императорском дворце. Когда в XII веке был принят закон о династическом престолонаследии (а до тех пор императором мог быть «провозглашен» любой гражданин Византии), то династия Порфирогенезов («Багрянородных»), дабы упрочить свою династическую силу, стала давать в Крещении наследника престола имя одного из императоров Византии, прославленных в лике святых. Из дворца эта традиция вышла в народ. Но это была и остается «чисто традиция», не имеющая никакого (даже косвенного) отношения к Таинству Святого Крещения.

йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ

ю

юЦКЮЪ, юЦМХЪ, юЙЯХМЭЪ, юКЕЙЯЮМДПЮ, юК╦МЮ, юМЮЯРЮЯХЪ, юМЦЕКХМЮ, юПХМЮ

б

бЮКЕМРХМЮ, бЮКЕПХЪ, бЮПБЮПЮ, бЮЯХКХЯЮ, бЕПНМХЙЮ, бХЙРНПХЪ

ц

цКЮТХПЮ, цКХЙЕПХЪ

д

дЮПЭЪ, дНЛМХЙЮ

е

еБЦЕМХЪ, еБКЮКХЪ, еЙЮРЕПХМЮ, еКЕМЮ, еКХГЮБЕРЮ

ф

фЮММЮ

г

гКЮРЮ, гНЪ

х

хГЮАЕККЮ, хККЮПХЪ, хММЮ, хПХМЮ

й

йЮПХМЮ, йХПЮ, йКЮБДХЪ, йЯЕМХЪ

к

кХДХЪ, кХБХЪ, кСЙЕПЭЪ, кЧДЛХКЮ

л

лЮПЦЮПХРЮ, лЮПХЮММЮ, лЮПХЪ, лЮПРЮ, лЮПРХМЮ, лЕКЮМХЪ, лЕКЕРХМЮ, лХКХЖЮ, лХППЮ

м

мЮЯРЮЯЭЪ, мЮРЮКХЪ, мХЙЮ, мНММЮ

н

нКЕЯЪ

о

оЮРПХЖХЪ, оЮКЮЦЕЪ, оЕКЮЦЕЪ, оХММЮ, оНКХМЮ, оПЮЯЙНБЭЪ

п

пЕМЮРЮ, пХМЮ

я

яБЕРКЮМЮ, яЕБЮЯРХЮМЮ, яНТХЪ, яНТЭЪ, яРЕТЮМХЪ, яСЯЮММЮ

р

рЮХЯХЪ, рЮЛЮПЮ, рЮРРЮ, рЕНМЮ, рЕПЕГЮ

с

сКЭЪМЮ, сЯРХМЭЪ

т

т╦ЙКЮ, тЕБПНМХЪ

щ

щЛХКХЪ

ч

чКХЮМЮ, чКХЪ, чМХЪ

ъ

ъМЮ

вХРЮИРЕ: йМХЦЮ «щМЕПЦХЪ ЕБПНОЕИЯЙХУ ТЮЛХКХИ»

мХФЕ БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ ЯОХЯНЙ ПЕДЙХУ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М. йНЦДЮ-РН ЩРХ ХЛЕМЮ АШКХ НАЫЕСОНРПЕАХРЕКЭМШЛХ, Ю ЯЕИВЮЯ БШЬКХ ХГ ЛНДШ.

йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ

ю

юБЦСЯРХМ, юБЕМХП, юЦЮТНМ, юДЮЛ, юДПХЮМ, юГЮП, юЙЯЕМРХИ, юЙЕМРХИ, юКЕЙЯЮМДП, юКЕЙЯЕИ, юМЦЕК, юМДПЕИ, юМДПНМ, юМРНМ, юПХЮМ, юПЯЕМХИ, юПР╦Л

а

аЕМЕДХЙР, аНЦДЮМ

б

бЮДХЛ, бЮЯЯХЮМ, бЮПЮДЮР, бЕМЕДХЙР, бЕМХЮЛХМ, бХЙЕМРХИ, бХРЮКХИ, бКЮДХЛХП, бЯЕБНКНД, бЪВЕЯКЮБ

ц

цЕДЕНМ, цЕКХИ, цЕНПЦХИ, цЕПЛЮМ, цКЕА, цНПДЕИ, цПХЦНПХИ, цСПХИ, цСПЭЪМ

д

дЮБХД, дЮЛХЮМ, дЮМХКЮ, дЕЛЕМРХИ, дЕЛХД, дЕЛЭЪМ, дЕМХЯ, дХНМ, дХНМХЯХИ, дЛХРПХИ

е

еБЦЕМХИ, еКХЯЕИ, еЛЕКЭЪМ, еПЕЛЕИ, еПЛНКЮИ, еПНТЕИ

г

гЮУЮП, гХМНБХИ

х

хЦМЮР, хЦНПЭ, хММНЙЕМРХИ, хПЮЙКХИ, хЯХДНП

й

йХЛ, йХПХКК, йНМЯРЮМРХМ, йНМЯРЮМЖХИ, йНПМЕКХИ

к

кЮБПЕМРХИ, кСЙЮ, кСЙЭЪМ

л

лЮЙЮП, лЮЙЯХЛ, лЮЙЯХЛХЮМ, лЮЙЯХЛХКХЮМ, лЮПХИ, лЮПЙ, лЮПРХМ, лЮПРШМ, лЮРБЕИ, лХРПНТЮМ, лХУЮХК, лХУЕИ, лНХЯЕИ, лЯРХЯКЮБ

м

мЮГЮП, мЮПЙХЯЯ, мЕЯРНП, мХЙХРЮ, мХЙХТНП, мХЙНКЮ, мХЙНКЮИ

н

нКЕЦ, нПЕЯР, нЯХО, нЯРЮО

о

оЮМЙПЮР, оЮРПХЙ, о╦РП, оКЮРНМ, оПНУНП

п

пЮГСЛМХЙ, пЮТЮЩКЭ, пНДХНМ, пНЛЮМ, пНЯРХЯКЮБ

я

яЮБЕКХИ, яБЪРНЯКЮБ, яЕБЮЯРЭЪМ, яЕЛ╦М, яХЛНМ, яНЙПЮР, яОХПХДНМ, яРЕТЮМ

р

рЮПЮЯ, рЕПЕМРХИ, рХЛНТЕИ, рХУНМ, рПНТХЛ

с

сЯРХМ

т

тЮСЯР, тЮДДЕИ, т╦ДНП, тЕДНР, тЕКХЙЯ, тХКХЛНМ, тХКХОО, тКНП, тКНПЕМРХИ, тНЛЮ, тПНК

у

уЮПХРНМ, XПХЯРХЮМ, уПХЯРНТНП

ж

жЕГЮПЭ

щ

щКЭДЮП, щПЮГЛ, щПЮЯР

ч

чКХЮМ, чКХИ, чЯРХМХЮМ, чЯРСЯ

ъ

ъМ, ъПНЯКЮБ

вХРЮИРЕ: йМХЦЮ «щМЕПЦХЪ ТЮЛХКХИ»

Как причащаться тому, кто не помнит своего крещального имени?

Хотелось бы также обратить внимание на неуместность «перенаречения» имени (через чтение молитвы «8-го дня от рождения») в тех случаях, когда человек точно знает, что был крещен и помнит, как вместе с бабушкой в детстве посещал храм и причащался, однако не запомнил своего крещального имени. Обычно в таких случаях священник читает «молитву на наречение имени во осьмый день от рождения»

Но молитва на наречение имени относится, все же, не к имени Димитрий или Василий, а к имени Христову, что и сказано в самой этой молитве: «Дай, Господи, чтобы неизгладимо пребывало Имя Твоё Святое на нем», а не имя «Димитрий» или «Иоанн». В том случае, если человек не знает, с каким именем его крестили, он может спокойно причащаться с тем именем, с которым он известен в обществе

Обычно в таких случаях священник читает «молитву на наречение имени во осьмый день от рождения». Но молитва на наречение имени относится, все же, не к имени Димитрий или Василий, а к имени Христову, что и сказано в самой этой молитве: «Дай, Господи, чтобы неизгладимо пребывало Имя Твоё Святое на нем», а не имя «Димитрий» или «Иоанн». В том случае, если человек не знает, с каким именем его крестили, он может спокойно причащаться с тем именем, с которым он известен в обществе.

В этом отношении показателен пример апостола Павла. Существует миф, что иудей Савл в крещении стал Павлом. Однако ничего подобного в Священном Писании мы не встречаем.

В книге Деяний Апостольских описывается крещение обратившегося Савла (Деян. 9:17–126), и затем он всюду выступает с этим именем (см. Деян. 11:25,30). И даже хиротонию он принимал с именем Савла (Деян. 13:1–3).

Впервые имя Павел встречается в миссионерском путешествии, когда Савл покинул семитскую среду и отправился в Европу. Во время проповеди на Кипре он впервые назван Павлом (Деян. 13:9). Кстати, нередко библейские персонажи меняли себе имя (или получали от кого-либо другое наименование) по случаю тех или иных важных событий, совершившихся в их жизни. Однако подобные «перенаречения» не требовали никакого специального ритуала, обряда или посвящения.

Писание, наоборот, дает нам пример более свободного отношения к своему собственному имени. Есть одно имя, которым мы должны дорожить, и которое даётся нам в Крещении: «У нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами». И мы, получив в Крещении освящение Именем Троицы, носим это имя на себе независимо от того, какое «личное имя» дано нам — Василий или Гермес, Алиса или Мария. А священнику на приходе все же не следует принуждать уже крещеных христиан с «не-святочными именами» к непременному переименованию «в честь какого-то святого».

 Кравецкий А.Г. Календарно-Богослужебная Комиссия // Учебные Записки РПУ им. ап. Иоанна Богослова. М. 1996, с. 187-188.
 Свт. Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому.

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами — оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.

Всегда ли существовала традиция наречения имени в честь святого?

Архимандрит Феогност (Пушков)

Существует в православном мире традиция нарекать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения.

В народе распространено суеверие, что крестят якобы для того, чтобы «человеку был дан святой, чье имя бы он носил». Подбор имени святого оказывается более важным (с точки зрения обывателя), чем само возрождение личности человека в купели Именем Живоначальной Троицы.

Это суеверие поддерживают многие священники, объявляя, что те или иные имена являются «нехристианскими», и требуя, чтобы принимающий крещение выбрал себе «другое имя по святкам». Заметим, что эта традиция не имеет не только канонического основания, но также и никаких намеков в самом Таинстве Крещения, где центральным является — возрождение человека во Христе и укоренение крещаемого в Теле Церкви, «дабы быть ему уже не чадом плоти, но чадом вечного Твоего Царства».

Первоначально традиция наречения имени в честь святого возникла в византийском императорском дворце. Когда в XII веке был принят закон о династическом престолонаследии (а до тех пор императором мог быть «провозглашен» любой гражданин Византии), то династия Порфирогенезов («Багрянородных»), дабы упрочить свою династическую силу, стала давать в Крещении наследника престола имя одного из императоров Византии, прославленных в лике святых. Из дворца эта традиция вышла в народ. Но это была и остается «чисто традиция», не имеющая никакого (даже косвенного) отношения к Таинству Святого Крещения.

Именины

Именины по католическому календарю (в православных святцах это имя не значится) Эдуард отмечает 5 января, 18 марта и 13 октября.

Наверняка, многим Эдуардам не раз приходилось «защищать» своё имя в церкви, так как мало кому из православных украинцев известно имя православного английского короля-мученика. Хотя еще 21 августа 2007 года Синод Русской Православной Церкви решил внести в святцы имена 9 древних английских и кельтских святых, среди которых и святой Эдуард-мученик.К слову, в последние годы в наши святцы вернулось много необычных имён. И называя детей именами Патрик, Виктория, Бригита, Ариадна или Эдуард, мы часто сами не знаем, что в Церкви есть святые с такими именами. Ведь не так давно мы сомневались, можно ли давать при Крещении мальчику наше, «русское», имя – Ярослав

К тому же, всем известно, что Ярослав Мудрый был великим князем христианской Руси…
«Когда-то давно для меня стало откровением, что Ярослава нет в наших святцах… Так назвали моего крестника, и я обратил внимание, что в православном календаре не было имени Ярослав, — рассказывает глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко. —
А я помнил, еще с того времени, когда только начинал свое послушание в храме, что в минее, где служба Всем святым земли Русской, Ярослав упоминается среди святых

Затем появилось такое репринтное издание — «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Те, кто застал возрождение церковного книгопечатания начала 1990-х, помнят, что это была чуть ли не первая на то время книга в виде словаря. И в ней тоже Ярослав упоминался как святой. Ну и в довершение ко всему, в одном из томов богословских трудов – тоже чуть ли не единственной богословской серии, которая издавалась в советское время, была размещена икона благоверного князя Ярослава Мудрого. И как раз этот том попал мне в руки.
Собрав имеющиеся у нас материалы, мы обратились к главе Комиссии по канонизации при Священном Синоде УПЦ — тогда это был митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. И владыка не только рассмотрел представленные нами факты, но и добавил другие материалы, так как он тоже этим вопросом в свое время интересовался.
Комиссия по канонизации, исследовав все факты, пришла к выводу, что Ярослав Мудрый почитался святым еще в домонгольский период…»

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо

В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день

Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки — они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины – это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Был ли святой покровитель у мученика с «нехристианским» именем Меркурий?

Если мы взглянем на наши святки, то увидим, что там множество просто «недопустимых» по нашим современным меркам имен. К примеру, 6 июня (24 мая — по юлианскому календарю) празднуется память мученика Меркурия, пострадавшего в 218 году. Это был первый святой с этим именем.

Но давайте вспомним, что данное имя взято из языческой мифологии — так звали одного из «богов». Таким образом, мученик Меркурий был по рождению язычник, а Христа принял уже в сознательном возрасте. Но почему-то Церковь не только не погнушалась этим именем (нет нигде ни малейшего намека на то, что в древности имена крещаемых менялись), но даже прославила его в лике святых с таким языческим именем.

Точно так же обстоят дела с другими «нехристианскими» именами: Аполлоний (в переводе с греч. «посвященный Аполлону» — одному из языческих «богов»), коего память 23 / 10 июля; Олимпиада (7 августа / 25 июля); Сатурнин (16 / 3 июля); Ахилла и Ахиллеса (в честь Ахилла, Ахиллеса — гомеровского героя, память 16 / 3 июля, 2 сентября / 20 августа); Афинодор (с греч. «дар Афины», языческой «богини» — память 15 / 2 марта); Дионисий — в честь «бога» Диониса (Вакха), память коего 16 / 3 октября. Это лишь немногие из полного списка «нехристианских» имен.

Но если Церковь не гнушалась именем даже языческого «бога», данным человеку до Таинства Крещения, и не настаивала на замене этого имени при Крещении, то почему у нас современные священники требуют, чтобы менялись такие имена, как Роза, Альбина, Алиса, Эдмунд, Лилия, Марта, Карл или Клара? Чем провинились вышеназванные имена?

Обычно, в ответ ссылаются на отсутствие у этих имен «святых тёзок». Но кто был святым небесным покровителем мучеников Меркурия и Аполлония? В честь какого «святого» носили свое имя Дионисий Ареопагит или Олимпиада?

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.