Коза

Алан-э-Дейл       03.05.2023 г.

Крампус

Это получеловек-полукозел в западноевропейской мифологии. Он является рождественским героем и антиподом Санта Клауса, частым гостем зимних праздников, который наказывает непослушных детей. Этим существом довольно часто пугают детей и в наши дни.

Легенды о крампусах связаны с наступлением холодов и сокращением светового дня. Чаще всего истории об этих злобных и коварных существах можно услышать в Германии, Австрии и Венгрии. Образ Крампуса, несмотря на грозность и пугающий внешний вид, связан с рождественскими праздниками.

В западной Европе этому божеству даже придумали целый праздник — «Крампусина». Это веселое и доброе действо настраивает людей на хорошее праздничное настроение. Люди, переодетые в шкуры крампусов с рогами, появляются на улицах. Они увешаны всякими громкими атрибутами — колокольчиками и железками, создают шум, играют с детьми и взрослыми.

Образ сатаны

У дьявола огромное количество обличий, его образ часто менялся и каждый раз художники делали его максимально страшным в глазах своих современников. Как только дьявола не изображали: и драконом, и змеем, и злым ангелом и даже мухой.

Что касается козлоподобного образа сатаны, то он, по мнению специалистов, вполне мог быть списан с образа одного из древних рогатых божеств.
По одной из версий, прототипом дьявола мог послужить образ греческого бога пастушества – Пана, который, по приданию, родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Несмотря на то, что Пан, в принципе, не был негативным персонажем, в гневе он мог наслать жуткий, страшный сон, который вызывал у человека дикий страх, названный впоследствии «паникой».

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Облик Люцифера в разных традициях

У разных народов Сатана выглядит по-разному. Некоторые считают, что он, как уже говорили, подобен козлу. Но у него мужской торс, перепончатые черные крылья, большие ветвистые рога, красные глаза и борода. Сейчас подобный образ все чаще относят к демону Бафомету.

В средневековье образ Люцифера наделяли гипертрофированными чертами. Довольно часто прототипами становились пугающие животные. Знакомый нам оборотень — огромный антропоморфный клыкастый волк со скатавшейся в колтуны длинной шерстью, изначально был одной из ипостасей.

Вампиров считали детьми падшего ангела. Владыка тьмы изображался как высокий темноволосый молодой человек с красными, желтыми, как у козлов или белыми, будто с бельмами, глазами. У него обычно была одежда как у юного аристократа или наоборот – как у нищего.

Неизвестный художник, 1450 год, Франция

В образе проецировали все проблемы того времени. Дьявол не только вселялся в различных животных, как, например, черных котов, козлов, летучих мышей, но и, по поверьям, приходил в города как тяжелобольной человек. Потому его могли описывать так: худой старец, с тонкой, почти прозрачной кожей, покрытой страшно кровоточащими язвами.

Так как после своего падения озлобился и стал завидовать людям с чистыми сердцами, он крал их красоту. Когда вдруг хорошеет соседка или сосед девушки, угасающей на глазах – нужно бить тревогу. Этот человек либо сам Люцифер, либо заключил с ним контракт.

В литературе и архитектуре описывается по-разному – все зависело от фантазии автора, его религиозных взглядов, традиций и верований его народа, условий и места проживания. Образ падшего ангела меняется от классического изображения прекрасного юноши с искривленным от злобы лицом до Смерти с косой.

Они встречаются в архитектуре, как украшения церквей, надгробий, в барельефах. Деревянная скульптура тяготеет к традиционному взгляду на Люцифера как получеловека-полукозла, в прямом смысле пожирающего грешников.

В современной литературе и изобразительном искусстве образ романтизируется. Это молодой человек с грустным взглядом, бледной кожей, длинными волосами. Цвет глаз и волос диаметрально противоположный – то, как сын Бога, он золотоволос и голубоглаз, то, как порождение мрака, черноволос, кареглаз. У него либо кожистые крылья, либо просто с черными перьями, жесткими, будто у ворона.

Он, воплощая человеческие пороки и будучи их первоисточником, искушает ветреных красавиц, приводя в действие свои злобные планы по совращению чистых человеческих душ.

Другие авторы полагают, что облик падшего ангела куда ближе к христианским канонам – он подобен огромному монстру, покрытому язвами и шрамами или чешуей, или грубой шерстью, с большими рогами, острыми клыками.

Итак, образ Люцифера до и после падения отображает представления человека о наказании за грех. Некогда самый красивый ангел Бога, он стал демоном, монстром, вышедшим из ночных кошмаров.

Во многих культурах подчеркивается сходство с козлом. Так или иначе, повелитель адского воинства – воплощение извращенной красоты, падшей во грехах. Во всякой трактовке, христианской ли, эзотерической ли, облик ужасен и пугает.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Трагелафы. Они же иркоцервусыНесмотря на копыта, не имеют к Дьяволу никакого отношения. Идеальные слуги

Помните Чел-медведо-свина из «Южного Парка»? Он — наполовину человек, наполовину медведосвин. В средневековом бестиарии нашлось место для чего-то похожего, только тогда все воспринимали его всерьез. Люди с козлиными ногами — давний европейский символ, и довольно очевидный: смешение животного и человеческого, вспомните тех же сатиров. В Христианскую эпоху все стало еще однозначнее: дьявольщина как она есть. Однако в позднем Средневековье ученые люди придали копытам новый философский смысл.

С модой на труды Аристотеля началась эпоха копирования его идей, причем часто безоглядного. У греческого философа фигурирует идея о Иркоцервусе — полуолене-полукозле. Классик использовал эту концепцию почти в шутку: с ее помощью он демонстрировал, что мы способны создать в воображении нечто принципиально новое на основе старого опыта. Однако многие поняли метафору буквально и решили, что олене-козел действительно существует, да еще и обладает какими-то волшебными свойствами. Потом идея мутировала еще более странным образом: словом «иркоцервус» начали называть человека с чертами оленя и козла, который одновременно является идеальным слугой. Он молчит, покорно работает и довольствуется одним лишь зерном.

Чем занимались сатиры?

Часто они устраивали театрализованные и костюмированные представления, спектакли, в основном на тему плодородия, соблазнения молодых пастушек и лесных нимф.

Танцевали под свирель, возвещали о прибытии Диониса пронзительными звуками флейт, подшучивали над путниками, часто предавались плотским утехам — так обычно проходила жизнь этих лесных существ, как утверждает древняя мифология. Чем-то они напоминают хиппи 70-х: беззаботная жизнь в свое удовольствие, свободные отношения, бисексуальность, любовь к музыке, танцам и выпивке, наряду с уклонением от войн и откровенного насилия. Все это делало сатиров привлекательными в глазах поэтов эпохи Ренессанса.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война. Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними. И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами. Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов. В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

СциоподыНарод-мухомор

Сциоподы — раса одноногих карликов, у которых такая большая стопа, что они могут использовать ее как зонтик. Собственно говоря, так они и проводят жаркие дни — прикрываются ногой и дремлют, спасаясь от зноя. В целом они безобидны — разве что прыгая могут отдавить вам ногу.

Крайне любопытно то, откуда взялась легенда о сциоподах: есть теория, согласно которой рассказы о них пришли из Индии, но изменились до неузнаваемости из-за эффекта «испорченного телефона». Индийцы действительно рассказывали об одноногих людях, которые спят, укрывшись от солнца под зонтом. Вот только это было поэтической метафорой сомы — священного галлюциногенного напитка, который делался из грибов (скорее всего, мухоморов). Таким образом, сциоподы — это просто мухоморы, которых приняли за расу людей.

Бог Пан — главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

Бог Пан

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Бонус: еще более безумные твари от других средневековых авторов

Смесь панотии, аримаспа, большеротого дикаря, сциопода и черт знает чего еще. Якобс Слипериус (Jacobus Sluperius).

Рыба-епископ (наполовину рыба, наполовину епископ — даже страшно представить) — Гийом Рондле (Guillaume Rondelet).

Иллюстрация к книге XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля».

Может показаться, что с уходом Средних веков исчезли и блеммии вместе с кинокефалами, но это совсем не так. Стоило исследовать земли, которые раньше казались далекими, и выяснить, что никаких демоноидов там нет, как открывались новые континенты, и путешественники снова рассказывали о собакоголовых или одноглазых племенах. Люди обожают человекоподобных монстров и не расстанутся с ними никогда. Вот увидите: первые колонисты Марса будут уверять, что видели какую-то тварь, которую уже описывал Плиний Старший.

Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с монструозными расами Средневековья, советуем обратиться к книге Джона Блока Фридмана. Изображения из «Нюрнбергской хроники» можно найти здесь. 

Как выглядит сатир?

В мифологии греков это существо выглядело как мужчина с козлиными ногами, хвостом, небольшими рожками и бородой.

Причем с течением времени его облик постепенно менялся в более «животный» и сказочный:

В описаниях сатира в мифологии V века до н. э. отличие от человека было только в присутствии лошадиного хвоста и ушей, похожих на лошадиные. Ноги и все тело были как у человека, разве что поросль на лице была обильной, также часто имелась проплешина на макушке.

Ноги, как у козла, копыта и рога у сатиров появились во времена Возрождения (XIII-XVI века). Поэты стали придавать этому божеству черты все более искаженные, часто стал упоминаться «лошадиный» фаллос и лицо с большими ноздрями и низким лбом. В позднем облике сатира смешивались черты лошади и козла, что в принципе было ошибкой поэтов и историков.

Красный нос «алкоголика»: ввиду чрезмерных винных возлияний у сатира всегда красный нос и дыхание с винными парами.

Угасание жанра. Современное время

С 1870 года, после объединения Италии, «говорящие» статуи надолго замолчали, так как со свободой слова в новом государстве их главная цель была уже неактуальной.

Паскинады имели место лишь в редких случаях. Так, во время посещения Рима Гитлером, Паскуино выдал текст с возмущением об излишней помпезности при подготовке встречи с диктатором. Не остался не замеченным и приезд Михаила Горбачёва, прокомментированный «говорящей» статуей в иронической форме.

Необычная традиция уличных паскинадов дошла и до наших дней, когда простым людям по-прежнему есть что сказать сильным мира сего, не опасаясь при этом преследования и наказания.

На основании статуи Паскуино  любой желающий может разместить листовки на злободневные темы. Древняя традиция поддерживается также с помощью современных средств – на специальном сайте www.pasquinate.it можно опубликовать и прочитать паскинады в электронном виде. Они по-прежнему используются для выражения мнений, острот, критики или предложений.

Кинематограф также не оставил без внимания Паскуино. Он  вдохновил итальянского кинорежиссёра Луиджи Магни (Luigi Magni) на создание фильмов «В год Господа» 1969 г. и «Ночь Паскуино» 2003 г.

Всего персонажей — 18

Центральный герой серии книг Хроники Нарнии. Он единственный персонаж, который появляется во всех книгах. Аслан является великим Львом, сыном Императора-за-морем, создателем мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий

Jadis (White Witch)

Одна из главных антагонистов серии. Императрица Джадис происходила из королевского дома Чарна. Ко времени действия книги «Лев, колдунья и платяной шкаф» Джадис покоряет всю Нарнию и насылает на неё вечную зиму.

Одноклассница Юстэса. Упоминается в двух книгах «Хроник Нарнии»: «Серебряное кресло» и «Последняя битва». Дружелюбна, но забывчива(она забыла некоторые знаки которые ей сказал Аслан в Хрониках Нарнии: «Серебряное кресло» из-за чего герои то и дело попадают в неприятности).

Фигурирует в трёх из семи книг «Хроник Нарнии»: Племянник чародея, Лев, колдунья и Платяной шкаф, и Последняя битва. Книги покрывают значительную часть его жизни — от 12 лет до 61 года. Соответственно его образ меняется от обычного мальчика до странного профессора. Любимое выражение «чему только их учат в нынешних школах». Жители Нарнии называли его Лорд Дигори

Сын Каспиана IX. Когда Каспиан был ребёнком, его отец был убит, а мать умерла вскоре после этого. Затем, он воспитывался как племянник («приёмный сын») и наследник его дядей Миразом, лордом-регентом Нарнии.

Младшая сестра Питера, Сьюзен и Эдмунда, двоюродная сестра Юстэса Вреда. Родилась в 1932 году по Земному летоисчислению. У неё золотисто-коричневые волосы, глаза серо-голубые. Характер у неё настойчивый, она невероятно активная, храбрая. Стала одной из Четырех правителей Нарнии. Жители Нарнии прозвали ее Люси Отважная

Узурпатор трона государства Тельмар. Брат Каспиана IX, короля Тельмара. Однако в 2290 году Мираз убил своего брата и стал лордом-регентом.

Старший из детей Певенси. У него голубые глаза, русые волосы, он достаточно высокий и статный. Нервный, импульсивный, но вместе с тем — невероятно заботливый, особенно c младшей, Люси.

Одинадцатилетняя умная девочка, соседка Диггори Керка, попавшая вместе с ним в Лес-Между-Мирами.

Сын Каспиана X. Когда Юстэс Вред и Джил Поул попали в Нарнию, принц Рилиан уже 10 лет как пропал без вести.

Мышь, принимал участие в сражениях с Каспианом X и в Плавании на край света

Сестра Питера, Эдмунда и Люси, двоюродная сестра Юстэса Вреда. Родилась в 1928 году по Земному летоисчислению. У Сьюзен темные волосы, зеленовато-голубые глаза, она статная, сильная девушка. Она начитанная, умная, но немного зазнаистая. Аслан называет ее Сьюзен Великодушная. Сьюзен принадлежит Волшебный Рог. Этот рог подарил ей Отец Рождество вместе с луком и стрелами. Предала Нарнию, отказавшись верить в неё

Рыжий гном из сподвижников Каспиана, которого солдаты Мираза пытались утомить рядом с Кар-Паравальским островом. Люси зовет его Д.М.Д — дорогой маленький друг.

Фавн, встретившийся первым Люси Певенси, когда она первый раз попала в Нарнию, её близкий друг.

Хмур принадлежит к расе кваклей-бродяклей, гуманоидных существ, имеющих черты лягушек, в частности, длинные, похожие на лягушачьи, лапы. Являлся спутником Джил и Юстаса в их поисках принца Рилиана.

Shasta (Cor of Archenland)

Мальчик, живущий в Тархистане, на берегу моря, в хижине рыбака, которого считает своим отцом. Когда в их дом приезжает знатный тархистанец — Шаста подслушивает его разговор с отцом, узнает, что является приемышем, и что «отец» хочет продать его в рабство. Он бежит от этой доли, в компании Бри (Игого) — говорящего нарнийского коня.

Брат Питера, Сьюзен и Люси, двоюродный брат Юстаса Вреда.

Двоюродный брат Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси. Юстэс родился в 1933 году и ему было 10 лет, когда он появляется в путешествие на Покорителе Зари; во время Последней Битвы ему было 16 лет

Фавн и пан

С этими божествами также часто путают сатиров. В древнегреческой мифологии имеется множество существ, имеющих некоторые черты животных, поэтому иногда возникала путаница: сатир имел черты лошади (не путать с кентавром): хвост, уши и фаллос, по характеру был более грубым и наглым, падким на совокупления без разбору, а фавн был похож на козла: имел рожки, бородку и «козлиные» ноги с копытами, поросшие шерстью, и был более безобиден в отношениях с людьми.

Пан – это бог пастухов и стадных животных, властелин лесов. Его отцом считался бог Гермес, которые изобрел свирель. Поэтому сопровождающие пана фавны и сатиры издают звуки из этого инструмента, подтверждая его первичное право владения.

Внешне это божество было очень похоже на фавна, но с более утрированными чертами и массивными рогами. Пан обладал знаниями магических слов и часто этим пользовался: чарующий звук его голоса вводил в транс людей и властелин леса управлял ими, вступая в интимные связи, а также мог насылать панический страх на путников, которые неуважительно относились к природе леса или самому божеству.

АндрогиныМужчино-женщины и женщино-мужчины

Андрогин: наполовину женщина, наполовину мужчина

По заверениям все того же Плиния Старшего, андрогины — это раса гермафродитов, людей, соединяющих в себе и мужские, и женские половые признаки. Плиний ничего не говорил о том, что андрогины как-то отличаются, но вот «Нюрнбергская хроника» показывает два варианта: «женский» и «мужской», хотя это могут быть гермафродиты разного возраста.

В Средние века части тела андрогинов (особенно гениталии, конечно) были ходовым товаром среди алхимиков. Так что даже если бы они существовали, их бы истребили ради трансмутации и создания красной тинктуры (иначе говоря, философского камня).

Андрогин: наполовину мужчина, наполовину женщина (не перепутайте!)

ПанотииЛетают, расправив уши как крылья

Панотии — человекоподобные существа, которые обладают такими большими ушами, что используют их в качестве одежды, укрываясь в них словно в пончо. Панотии, согласно Плинию Старшему, живут на островах в Черном море и невероятно пугливы. Завидев человека, они могут расправить свои уши как паруса и улететь, оседлав потоки воздуха. В общем, это как гарпии наоборот — добрые, стеснительные, и вызывающие смех у моряков.  Единственные, кто были недовольны излишней скромностью панотий — миссионеры. Тяжело, знаете ли, крестить и проповедовать человеку, который улетает от тебя на собственных ушах.

Легенды

Однако есть интересные легенды, где они появляются в ипостаси Пана или Луперка. Наиболее известные — связаны с нимфой Сирингой и самим Зевсом-громовержцем.

О любви к Сиринге

В греческой и римской мифологии существует несколько версий этой легенды. Согласно одной из них Пан встретил прекрасную нимфу Сирингу, но не смог ей понравиться. Наблюдающий за ними Эрот выпустил стрелу и угодил прямо в грудь богу. Фавн безвозвратно влюбился и погнался за девушкой. Однако, козлоного-рогатый поклонник только напугал ее и заставил пуститься в бега.

Чувствуя позади погоню, она выбежала к реке и попросила речных духов об укрытии. Они сжалились и согласились. Прибежавший в эту минуту Пан схватил нимфу, но в руках у него оказался тонкий и гибкий тростник. Ему ничего не оставалось, как сделать из стебля музыкальный инструмент и утешаться прекрасной музыкой. (Согласно другой версии, злоумышленником в этой ситуации был сатир, как темная сторона фавна).

О помощи Зевсу

Луперк однажды сыграл важную роль в судьбе греческого верховного бога. Тифон похитил сухожилия Зевса, но фавн опоил чудовище и вернул пропажу. Громовержец хотел отблагодарить его, однако Пан отказался от всех наград. Тогда Юпитер подарил ему собственное созвездие, которое назвал Козерогом.

Пан — добрый лесной бог

Изначально бог Пан был одним из самых древних греческих богов. Владыка лесов, пастухов и защитник скотоводов. Несмотря на то что Пана чтили в Аргосе и Аркадии, где активно было развито животноводство, его не включали в пантеон олимпийских богов. Со временем он становится просто покровителем живой природы.

Отцом его был могущественный Зевс, а матерью — нимфа Дриопа, которая сбежала, увидев сына необычной наружности. Получеловек-полукозел Пан родился с козлиными копытами и бородой, а олимпийские боги удивлялись и смеялись, увидев сына Зевса на Олимпе.

Но бог Пан — добрый. Под звуки его свирели мирно пасутся стада и весело танцуют нимфы. Но и про него ходит немало слухов. Уставшего после хороводов, его лучше не будить, потому что Пан вспыльчив и может испугать человека или наслать на него крепкий сон. Греческие пастухи и скотоводы чтили Пана и задабривали его подарками в виде вина и мяса.

Расцвет жанра

Уличный жанр паскинад не всегда был безобидным и незамеченным. Одним он принёс славу, а другим погибель.Бенедикт XIII (1649–1730) во время своего понтификата прибегнул к крайним мерам — издал указ, согласно которому авторов народной сатиры ждала казнь и конфискация имущества. Но даже имевшие место случаи смертного приговора не остановили римлян выражать через «говорящие» статуи своё недовольство.

«Говорящие» статуи доносили не только голос народа, но часто выступали и как орудие соперничества между представителями власти, которые использовали их в обличении друг друга. Невероятно, но даже при избрании нового главы Ватикана в 1523 г. у подножия Паскуино разыгралась настоящая словесная битва сторонников кандидатов на папский престол.

Особенно отличился в красноречии пера Пьетро Аретино (Pietro Aretino) – итальянский писатель, который не скрывал авторства паскинадов, а напротив – публично афишировал свои сатиры и памфлеты. Скандальному автору статей покровительствовали многие влиятельные особы, среди которых папа Лев X и кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII. Аретино уважали и одновременно боялись, так как для него не было запретных тем и неприкосновенных личностей. В своих эпиграммах и сонетах он с непозволительной вольностью слов критиковал продажу католической церковью индульгенций, жизнь и нравы папских придворных, сексуальную двусмысленность, связанную с гомоэротической любовью и многое другое.

Основная информация

В итальянской и римской мифологии фавны известны в двух ипостасях.

  • Во-первых, это божество (аналог греческого Пана или Луперка), которое покровительствует природе (лесам, полям, горам, растениям и животным).
  • Во-вторых, это его помощники — мифические существа, воплощающие отдельные аспекты бога.

Внешний вид

От макушки и до пояса фавн выглядит как человек — молодой мужчина. От середины туловища его тело покрыто длинной коричневатой шерстью, а козлиные ноги заканчиваются копытами. Имеется хвост.

На голове – оленьи рога и заостренные удлиненные уши, нос немного приплюснут. Кроме того, этих существ часто изображают с бараньими или козлиными рожками.

Способности

Они умеют красиво играть, заманивая музыкой нимф, людей и других существ на веселые лесные праздники. Их игра способна вдохновлять на творчество. Могут предсказывать события, насылать сны и видения, а также — необоснованный страх (панику). Обладают чувством юмора, мастерски шутят и разыгрывают.

Образ жизни

Фавны живут в тесном контакте с природой, заботясь о земле, растениях и животных. Они дружат с нимфами и часто веселятся с ними, организовывая пирушки с танцами и музыкой.

Характер

Фавнов часто сравнивают с детьми. Они любят играть и веселиться, радовать всех вокруг. В сущности, они добры, но могут менять милость на гнев по только им известным причинам. Каждый из них не прочь подшутить и напустить страху ради забавы. В решениях и поступках обычно руководствуются личным удовольствием.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.