Бог перун

Алан-э-Дейл       25.02.2023 г.

Повелитель грома и молнии

Перун главный Бог славянского пантеона, громовержец и защитник правды. Сын Лады (богини любви и красоты) и Сварога, который являлся главой всех небесных сил, был мастером-кузнецом, который своими руками создал Землю, выковав ее. Именно Сварог стал прародителем всех тех божеств, которым поклонялись славяне.

Просили в своих молитвах Перуна о разном: удалой воин мог молить о храбрости и защиты на бранном поле, а оклеветанный помощь в установлении истины. Есть предание, что если Перун разъезжая на своей небесной колеснице видел беззаконие, то разбирал скалы и разил молнией нечистых и тех, чьи помыслы злы.

Так же считалось, что Перун каждый день охраняет от вторжения темных сил. Поэтому можно говорить, что Перун как божество был многолик, мог как защитить, так и покарать. Этому свидетельствуют и поверья, что молнии Перуна были двух видов: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», которые созидали: делали плодороднее почву и пробуждали новую жизнь. У Перуна так же просили выздоровление для больных людей или животных.

Предлагаем посмотреть видео о том, кто такой Перун:

https://youtube.com/watch?v=36ZzOwBbRfQ

Как он выглядит: описание и фото

Внешний вид Перуна подобно другим божествам славян был грозен и величественен. Он описывался славянами как уже сравнительно немолодой (около 35-40 лет) мужчина, чьи волосы с проседью были черны словно грозовые тучи. Борода же у божества была золотисто-рыжего цвета.

Разъезжал Перун на колеснице внушительных размеров, которая была запрещена черными и белыми крылатыми конями. Оружием его в самом начале были камни, затем каменные топоры, а многим позже золотая секира, выглядящая как топор.

Интересно, что внешность Перуна напоминает вид других подобных богов индоевропейских народов, Тора и Зевса. Посмотрите фото:

Это интересно: 3539,Первое упоминание в летописях о Москве

СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ

     Из вышесказанного у читателя может возникнуть справедливый вопрос: неужели наши далёкие предки владели вселенским знанием такого уровня, о котором пишет автор? Владели, и владели намного большим знанием, чем то, о котором говорит книга. Для доказательства этого приведём один пример. Всем известна сказка про курочку Рябу. Эта, на первый взгляд, незатейливая русская народная сказка даже скорее детская, чем взрослая. А между тем образ незатейливости и детскости сохранил для арийский потомков всего мира одну из очень серьёзных Вед. Чтобы расшифровать сказку, возьмём «ключи», которые оставили своим потомкам русские волхвы. Во-первых, в сказке речь идёт о курице и непременно рябой. По ключу, курица рябая является ничем иным, как творческой силой Нави. Это, на языке современной физики, ячеистое голографическое бесконечное информационное поле, на ячеистость которого указывает рябость курицы. Курица (информационное поле) сносит яйцо. Как мы уже знаем, яйцом у арийских народов всегда являлась Вселенная. Предки ариев, ориане-гипербореи, хорошо знали о конечности проявленных вселенных и об их сферичности. Но курочка Ряба снесла яйцо не простое, а золотое.

     По ключу, золото у ариев было конечным завершением какого-либо процесса.
     В этом нетрудно убедиться, если вспомнить другие русские, немецкие или кельтские народные сказки; в данной сказке золотое яйцо указывает на конечность эволюционного процесса во Вселенной. Значит, золотое яйцо курочки является как раз той вселенной, которая уже ступила на путь своего заката. Тогда кто такие бабка с дедом? И почему они пытаются расколоть золотое яйцо? Эзотерически, и волхвы хорошо знают, что высокодуховная личность, какой бы она ни была старой и немощной, в физическом отношении, уходя в Ирий или к соединению с Родом, на энергетическом уровне представляет собой молодое и мощное энергообразование. В сказке прямо сказано, что золотое яйцо раскалывают старые люди. Следовательно, эти души (а речь идёт именно о душах, а не о живых людях) — не обитатели Ирия. Они — типичные изгои и их место на свалке человеческих «энергозапчастей» Нави, на что и указывает старость. Эти дед с бабкой стараются расколоть золотое яйцо. Зачем, оно ведь золотое! А вот зачем: их души, понимая, что эволюционный путь Вселенной закончен и неизвестно, когда на этом месте океана памяти и покоя появится новая молодая Вселенная, стремятся попасть в уходящий от них Ирий. То есть в душах стариков возникло желание эволюционировать. Как говорят: лучше поздно, чем никогда. На их глазах прошедшая свой эволюционный путь Вселенная гибнет.

     По ключу, мышка — как раз та самая сила Нави, которая поглощает остановившиеся в своём развитии вселенные. Естественно, плачут и дед, и бабка. Но созидательные силы Нави — курочка Ряба — их утешает: «Не плачь, бабка, не плачь, дед — я снесу вам не золотое яйцо, а простое».
     Для психики современного человека, погрязшего в поисках материальной выгоды, курица говорит абсурд: разве можно сравнивать простое яйцо с золотым? Да на золотое яйцо можно приобрести целую корзину простых яиц. Но дед с бабкой этим утешаются и перестают плакать.
     Это и понятно: души, застрявшие в Нави, ждёт следующей этап эволюции, уже в новой молодой вселенной.
     Казалось бы, небольшая компактная Веда о Нави и о страдании человеческих душ, оказавшихся за бортом уходящей к Роду вселенной, но какая гигантская заключена в ней информация!

Однако вернёмся к Перуну.
     На Руси могучего Перуна чтили как бога-хранителя и бога-заступника, но он никогда не признавался главным богом пантеона. Не был Перун и основным громовником. Да, он повелевал громами и молниями, но не в большей степени, чем его отец Сварог или родной брат Стребог. Перун был рождён Сварогом и матерью Сва, т.е. он имеет прямое происхождение от старшего сына Рода небесного. По логике вещей, так и должно быть. Ведь Сварог, как мы знаем, является вторичным возбуждённым вакуумом первичного кручения, который рождает основные поля микромира. Этот микромир в конечном итоге превращается в материю, а как мы знаем из курса физики, материя является производным гравитационного поля.
Г.Сидоров-Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 388-392

Стр 1  Стр 2 Стр 4 

Ирис и дуб

Это основные символы громовержца. Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, которые неизменно были связаны с его характером, ореолом обитания и деятельностью. Например, могучий дуб. Древние славяне в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.

Ещё один символ Перуна — ирис небесного цвета. Голубой цветок использовался не только в обрядах, связанных с божеством. Также он был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна. Посвящено богу ещё одно растение — цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купала. Славяне верили: тому, кто сумеет преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун подарит несметные сокровища.

Легенда о Перуне

Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.

Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

В.И. Даль пи­шет о нем так:

Пе­рун по­ража­ет «гро­мовой стре­лой» — мол­ни­ей сво­его зак­ля­того вра­га Ве­леса, по­хитив­ше­го у Пе­руна скот. Бе­зус­пешно пы­та­ет­ся спря­тать­ся Ве­лес от «гро­мовых стрел» в де­реве, кам­не, в че­лове­ке, жи­вот­ных и во­де. И лишь в под­земном ми­ре Ве­лес об­ре­та­ет убе­жище.

Кресть­яне в Твер­ской гу­бер­нии еще на ру­беже XIX–XX ве­ков го­вори­ли так:

Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

В XVII ве­ке Адам Ор­ле Арий в «Пу­тешес­твии в Мос­ко­вию и Пер­сию» пи­сал: «Нов­го­род­цы, ког­да бы­ли еще языч­ни­ками, име­ли идо­ла, на­зывав­ше­гося Пе­руном, т. е. Бо­гом ог­ня, ибо рус­ские на­зыва­ют огонь «пе­рун». На том мес­те, где сто­ял их идол, пос­тро­ен мо­нас­тырь, удер­жавший имя идо­ла и наз­ванный пе­руно­вым мо­нас­ты­рем. Бо­жес­тво это име­ло вид че­лове­ка с крем­ни­ем в ру­ке, по­хожим на гро­мовую стре­лу (мол­нию) или луч. В знак пок­ло­нения это­му бо­жес­тву со­дер­жа­ли не­уга­симый ни днем, ни ночью огонь, рас­кла­дыва­емый из ду­бово­го ле­са. И ес­ли слу­житель при этом ог­не по не­раде­нию до­пус­кал огонь по­тух­нуть, то на­казы­вал­ся смертью».

Дети Перуна — великие боги славян

Тарх Перунович

Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое — Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана, ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно Дажьбог был прообразом Будды.

Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.

Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.

Дочь Перуна — Девана

Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.

Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем — все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.

От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.

Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.

Перун — славянский Бог-Громовержец

Перун — один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.

В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

Дуб — дерево Перуна

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах.
Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну.
Из дуба добывался живой огонь.
Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные.
Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака),
которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу.

Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица:
«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов,
укрепляют они и стрелы вокруг , а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.

В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
«дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить».
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

Праздники в честь Перуна

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. И это неудивительно. Боги славян — Перун в частности — были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром — наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил, а также простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов — Яви и Прави.

Читая давние письменные источники, например, рукопись Прокопия Кесарийского, датируемую VI веком, можно предположить, что Перуна считали верховным богом. Лучами своей славы он затмил даже отца и деда — Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтом Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

Велес

Все боги древних славян, которые известны сегодня, за исключением Перуна, вряд ли сравнятся в славе и почете с Велесом. Это неудивительно, ведь именно он покровительствовал плодородию и земледелию, а значит, именно с ним было связано обилие урожая и, соответственно, выживание племени. По своему характеру Велес был связан с Навью, то есть с нижним миром, миром мертвых. Характерно, что имя Велеса восходит к корню «вел», означающего мертвеца, смерть. И будучи богом загробного мира, он, тем не менее, исполнял функции бога плодородия. Аналогичная ситуация вовсе не уникальная. К примеру, такая же наблюдается с кельтской богиней Этайн (Рианнон) и рядом других персонажей из различных культур. Поскольку с миром мертвых также были связаны понятия о магии и силе, имя Велеса находит отражение в таких словах, как «веление», «власть», «владение». А вот посещение иного мира несет человеку особенное посвящение, некую потустороннюю мудрость и вдохновение, отражающееся в творчестве. А потому Велес также становится покровителем поэзии, всяческих искусств и мудрости. По своему происхождению Велес является сыном Рода – самого первого бога, праотца и небесной Коровы. Под именем Велеса почитается сила, связывающая между собой самые противоречивые и несовместимые вещи, антиподы. Он поддерживает гармонию между разрушением и созиданием, смертью и жизнью. На Руси данный персонаж почитался также как «скотий бог» — таков его устойчивый эпитет. В этом смысле он выступал покровителем охотников, скотоводов. Кроме этого, ему вменялось в обязанность блюсти честность договоров и присматривать за путниками. Как покровитель магии и волшбы, он оказывается тесно связанным с медициной. Все это сочетается в нем и идет рука об руку. Древние корни этого культа дают нам представление также о звериной ипостаси Велеса. Как владыка подземного царства и мертвых, он называется Волосом и представлен в виде животного — обычно медведя. Кроме того, он принимает вид змея, который борется с Перуном. Это его более темная ипостась, ассоциируемая иногда с Чернобогом, представляет собой первобытный хаос, неупорядоченный мир, враждебный всякому порядку.

Служение Перуну

Этот процесс называли волхованием, или жрением. Совершать ритуалы и обряды могли только специально наученные люди, которым от рождения пророчили эту роль. Называли их соответственно: волхвы или жрецы. В некоторых летописях говорится о том, что в их роли часто выступали князья или другие высокопоставленные особы. В почётную касту также попадали мальчики, к которым переходило это звание по наследству, а также юноши, одарённые необычными способностями.

Языческие боги древних славян всегда имели высшего жреца, который был связующим звеном между высшими силами и народом. Это касается и Перуна. Верховному жрецу прислуживали другие волхвы, находящиеся на этой иерархической лестнице на ступеньку ниже. В их обязанности входило поддерживать жертвенный огонь в языческих храмах, организовывать и проводить обряды жертвоприношения, ходить по деревням и рассказывать о могуществе божества. К жрецам часто за помощью обращались люди. Они приносили дары и просили волхва замолвить за них словечко перед Перуном: исцелить от ран, полученных в бою, наделить неуязвимостью к вражеским стрелам, сделать мужественным и сильным родившегося младенца.

Приметы и поверья

В Перунов день существовала масса обрядов и традиций, но, пожалуй, самую важную роль играли поверья. На протяжении всего окончания июля и первых дней августа народ подмечал, что происходит в природе, считая, что так бог указывает, чего ожидать в дальнейшем.

Особенно показательным считался главный Перунов день, 2 августа. Если в этот день пойдёт дождь, следовало ждать бедствий. Если же погода была жаркой и сухой, говорили, что тепло продержится долго – до поздней осени.

День Перуна на Хортице / Сергей Иванов / autocentre.ua

Считалось, что в Перунов день нельзя смотреть на солнце, находясь рядом со своим домом – иначе тёмные силы смогут проникнуть в жилище, когда светило ослепит человека.

Кстати, несмотря на открытие сезона охоты, людям (за исключением охотников) не рекомендовали в одиночку бродить по лесу. В народе рассказывали, что в эту пору птицы и звери являются не теми, кем могут показаться. В них могли преображаться злые духи.

Интересные традиции празднования

В день Перуна наши предки подносили щедрые жертвы своему богу. Часто для того, чтобы задобрить Перуна, убивали жертвенных животных, но далеко не все обряды были связаны с кровопролитием. Одним из самых любимых в народе ритуалов был запуск огневицы.

Так называли небольшой самодельный лот, на который устанавливали свечу. Его несли к реке, а перед отправкой огневицы вниз по реке загадывали желание. Наши предки верили, что оно непременно исполнится.

Одним из самых любимых в народе ритуалов был запуск огневицы

В Перунов день принято было заготавливать обереги. Священным деревом бога считался дуб. А для защитного талисмана находили могучего великана, в которого некогда попала молния. Из такого дуба вырезали обереги с символом Перуна. В качестве защиты дома можно было использовать обыкновенный гвоздь. Его забивали в косяк так, чтобы он не загнулся. После нехитрого ритуала произносили слова заговора с призывом к богу.

Для будущих воинов жрецы проводили ряд испытаний. Юноша должен был погрузиться с помощью служителя Перуна в мир Нави, а затем благополучно вернуться оттуда.

Борис Ольшанский «‎Клятва Сварожича»‎, 2003 год

Затем предстояло пройти дорожку из раскалённых углей, после чего молодым воинам предлагали найти дуб в лесу, ориентируясь лишь по приметам, лесным тропками звукам зверей и птиц. Такие испытания закаляли силу воли и дух юношей, становились проверкой доблести и мужества.

Перунов день – яркий и интересный праздник наших предков. Сегодня его отмечают в некоторых отдалённых селениях и отдельных регионах, но некогда он принадлежал к повсеместным массовым торжествам. О Перуновом дне сегодня известно немногим, но очень хочется, чтобы верования наших предков, их знания и обычаи не остались забытыми.

Славянский Бог Громовержец Перун


Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

Праздники, где чествуют Бога Перуна

12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча

В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться

Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.

2 февраля. Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.

20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.

Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Подробнее:

Оружие

Рисунки оберегов славянских топоров на основе археологических находок XI-XII вв.

В схеме классификации по Дюмезилю , Перун был бог второй функции (физическая и военная мощь), в бог войны , и как таковые, он был вооружен несколько фантастического оружием. Молнии Перуна считались камнями и каменными стрелами . Согласно народным поверьям, от этого оружия являются фульгуриты , белемниты , а иногда даже остатки доисторических каменных орудий, найденные в земле. В различных славянских странах эти месторождения также называются «камнями Перуна», «камнями громовой стрелы», «клиньями молнии» и «стрелой Перуна»; другие несвязанные названия для них включают «палец дьявола», «палец Бога» и «палец Богородицы», а в Литве — «палец Перкуна» ( Belemnitida ). Иногда говорят, что эти молнии переносятся ветром обратно в небо после того, как они пробыли под землей в течение семи лет. Оружие Перуна защищало от невезения , злой магии , болезней и, естественно, от самой молнии.

В арсенале Перуна был еще один вид оружия, столь же разрушительное, как его огненные стрелы, но еще более необычное: мифические золотые яблоки. Хотя это может показаться не очень хорошим оружием, во многих славянских народных рассказах золотое яблоко является талисманом окончательного разрушения. Вот пример из народной песни из Черногории с сильными мифическими элементами:

… Те извади три јабуке златне И баци их небу у висине … … Три муње од неба пукоше Једна гађа два дјевера млада, Друга гађа пашу на дорину, Трећа гађа свата шестая стотина, Нече уте ока за свједока, Ни да каже, како погибоше.

«… Он схватил три золотых яблока
И бросил их высоко в небо……
Три молнии с неба грянули,
Первая поразила двух молодых женихов,
Вторая ударила пашу на буром коне,
Третья поразила шестьсот свадебных гостей,
Не осталось ни одного очевидца.
Даже не сказать, как они погибли ».

Предполагается, что мифические золотые яблоки Перуна были символами редкой, но печально известной формы атмосферного разряда — шаровой молнии . То же самое, вероятно, верно и для знаков грома из восточнославянского фольклора, два примера которых показаны выше.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.