Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается?

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Последние три дня на глубоководном руднике

На глубине 5000
метров на дне океана команда шахтеров добывает серебро и прочие ценные металлы.
Их миссия чрезвычайно опасна, но до конца смены осталось всего три дня, потому
все в приподнятом настроении. Шахтеры закончили очередной трудовой день и
возвращаются на свою базу.

Вдруг у одного резко начинает падать кислород. Друзья пытаются быстро доставить его домой, но говорить быстро на дне океана явно не уместно. Здесь точно не побегаешь, даже если сильно захочешь. (Этот момент я описала именно из-за этого нюанса.)

Кадр из фильма «Левиафан»

Кстати,
шахтеры явно не просто шахтеры, все они имеют и другие специальности, ибо с
легкостью чинят механизмы, скафандры и прочую технику. А вот доктор у них реально
странный, но очень умный и опытный. Он что-то там натворил на суше, потому сюда
его отправили как на ссылку. Неудивительно, что свои обязанности он выполняет
без особого энтузиазма.

Далее перед
нами очередной вечер на базе глубоководного рудника. Если честно, не понимаю,
как они не боятся там работать под толщей воды, когда любая поломка может
привести к неминуемой гибели. Оттуда точно не спастись, даже при большом
желании (хотя позже события фильма доказали обратное).

Но опасность подкралась с неожиданной стороны. Из-за глупой шутки паре шахтеров пришлось выйти работать в выходной день. Тогда-то они и наткнулись на интересную находку, которая стоила им жизни. И теперь уже два дня до окончания смены стали последними в жизни многих членов команды.

Кадр из фильма «Левиафан»

Смысл фильма Левиафан

Сразу успокоим патриотическую общественность – фильм не задумывался как антироссийский. Звягинцев рассказывал в интервью, что читал истории из разных уголков мира, как развитого, так и развивающегося, в которых человек, столкнувшись с системой, обречен на поражение

И неважно, в Германии происходит действие, в Америке или в России – везде негодяи, дорвавшиеся до власти, попирают закон и не боятся бога, чью церковь они так удачно подкупают и подкармливают

Поэтому российская история – лишь часть всемирной, в которой зло, Левиафан, торжествует над земной человеческой жизнью. Но конечно, российский колорит делает этот сюжет особенно зловещим – страшным и леденящим. В фильме великолепно показаны столь любимые Звягинцевым минималистские северные пейзажи. Роскошное холодное море и прибрежные холмы, ледяное солнце — вид будто доисторический. Нам говорят о вечном, неизбывном зле земной жизни.

Особенно символично выглядит гигантский скелет кита на побережье. Мы помним знаменитую библейскую историю: Иов в чреве кита Левиафана. Левиафан иносказательно символизирует неизбывно присутствующее в мире зло – слепое и животное. Оно процветало в библейские времена, никуда не делось и сегодня. Таков закон жизни.

В семье слесаря Николая Сергеева все очень непросто: он женат вторым браком, между сыном и мачехой отношения сложные. Сам Николай то и дело прикладывается к бутылке, не в силах справиться с жизненными проблемами. Причем, прикладывается в самом буквальном смысле этого слова. За кадры, в которых актер Серебряков, исполняющий роль Николая, хлещет водку прямо из горлышка, Звягинцева критиковали все и, видимо, критиковали справедливо. Выглядит как клюквенно-русский колорит и просто фальшиво. Там вообще все только и делают, что хлещут «водяру» весь фильм, без продыха. Пожалуй, это самый «русофобский» момент в кино. А вот все остальное гораздо более универсально…

Итак, коррумпированный мэр (а мы все уверены, что других у нас и не бывает) решил отнять у Сергеева все – землю, мастерскую, дом. Силы неравны, но Николай не сдаётся – он судится с властями и даже вызывает на подмогу друга, у которого есть компромат на мэра. Однако события развиваются совсем не так, как должны. Адвокат закрутил роман с женой Сергеева. «Добрые люди» слабы, разобщены и бессильны в борьбе за свои интересы.

Снимая кино в России, Звягинцев не постеснялся честно обрисовать нынешнее положение дел в стране. Нами правят алчные и бессовестные негодяи, для которых нет ничего святого. А те, кто должен рассказывать им о святости и нравственности, состоят с ними в сговоре. Тут очень важен образ местного священника, хорошо прикормленного властью. Он еще более мерзок и циничен, чем сам мэр. Потом, когда власти окончательно расправятся с Николаем и его семьей, на месте мастерской и дома будет воздвигнут храм, в котором этот подлец в рясе будет читать проповеди о правде и совести.

Trivia

  • According to the creators, he is demisexual.
  • Leviathan in this story replaces Frederick Von Eldritch, who is Seviathan and Helsa’s father and the husband of Bethesda Von Eldritch in the canon version of Hazbin Hotel.
  • Leviathan’s name is a reference to the leviathan, a creature which takes the form of a sea serpent in the Hebrew Bible in the Book of Job. It is also a reference towards the actual Prince of Hell representing Envy in .
  • He represents the Deadly Sin of Envy.
  • There is a district in the Envy Ring named after him called Levitowne.
  • Leviathan is shown to enjoy collecting vintage water, as he keeps a private, large stockpile of water from ancient times within the chambers of his castle, some of which is implied to be from the Genesis flood and Noah’s Ark.
  • He is an expert tap dancer.

Главгерой «Левиафана» — не праведник и не боец

А главный герой «Левиафана» — автослесарь Николай Сергеев — ни разу не праведник и ни разу не боец. Он — исключительно неприятный тип. Паскудный тип, можно сказать. Взять хоть его отношения с приятелем, полицейским полковником, «Семёнычем». Николай пьёт с полковником водку, на шашлыки с ним катается, подобострастно улыбается и лебезит, а за глаза — поливает своего собутыльника последними словами, сплетничает и всячески глумится. Тьфу, мерзость! Добра Николай за весь фильм никому никакого не сделал. Один раз только помог сельскому батюшке донести мешок хлеба до церквушки — вот и вся «праведность».

Теперь о «боевитости». Тут всё ещё хуже. «Боец» в нашем герое просыпается только после принятия на грудь литра-другого водки, да и то — какой там «боец»?.. Герой корчит страшные рожи и пучит глаза, этим вся его боевитость и исчерпывается. Ну, ещё нахамить он может по пьяной лавочке.

В рецензиях на «Левиафан» читаешь о Николае: «Маленький человек», противостоящий «системе», в обычной жизни — «золоторукий автослесарь», заботящийся о своём благосостоянии, «симпатичный и безотказный терпила советского замеса, человек без особых амбиций, буйный во хмелю и тайно нелюбимый любимой женой»… Вот сплошное же враньё.

Не «противостоял» Николай «системе», он только грустил и водку глушил. И что он «золоторукий автослесарь» — никак в фильме не показано, герой за весь фильм работал где-то секунд 20 экранного времени, причём о результатах работы мы ничего не знаем. И если Николай такой весь из себя «золоторукий», то почему у него на дворе такой бардак?

Дом не покрашен, лодка ржавая, сараи кривые. И мы должны поверить, что герой трепетно любит «свою землю»? Только потому, что он один раз, по пьяни, показывал товарищу какую-то старую фотографию и нудил: «Отец мой тут жил, дед жил»… Вот дед-то, небось, последний раз на участке и прибирался.

А вот по поводу амбиций — верно. Нет у героя никаких амбиций. У него вообще характера нет. Единственное, что мы узнаём о слесаре Николае — что он выпить любит. Пьёт «красиво» и «технично», прямо из бутылки, «винтом», огромными глотками, не запивая, не закусывая и даже не отдуваясь.

В последний раз такую виртуозную технику пития алкоголя мы видели в советском мультфильме «Остров сокровищ» — Билли Бонс там точно так же лихо глушил из горла «ROM».

Интересно, Звягинцев сам-то пробовал вот так водку хлебать? Он понимает, что это чисто физически почти невыполнимо? Даже алкаши в парке на лавочке свой «шмурдяк» распивают всё-таки из стаканчиков и под какую-никакую закуску…  Впрочем, так-то всё понятно, режиссёр хотел пронять зарубежного кинокритика экзотикой «а-ля рюсс».

Левиафан в культуре

Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.

Писатель Борис Акунин

Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.

Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.

Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.

Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.

В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.

«Левиафан» в сериале «Сверхъестественное»

Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.

Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.

В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.

Левиафан в сериале «На краю вселенной»

В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».

В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.

Танах

Упоминание Танинов в повествовании о сотворении Бытия (переведенном как «большие киты» в версии короля Иакова ), в книге Иова и в Псалме не описывает их как вредных, а как океанских существ, которые являются частью творения Бога. Элемент соперничества между Богом и морским чудовищем и использование Левиафана для описания могущественных врагов Израиля может отражать влияние месопотамских и ханаанских легенд или соперничество в египетской мифологии между змеей Апеп и богом солнца Ра . В качестве альтернативы, устранение такой конкуренции могло отражать попытку натурализовать Левиафана в процессе, который понижал его статус от божества до демона и монстра.

Что сказали зрители?

Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения. Надеюсь, что в будущем Андрей Звягинцев, человек очень одарённый, при поддержке Министерства культуры снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадёги.

Владимир Мединский, министр культуры РФ

Звягинцев — пока единственный, кто отважился высказаться об отпадении России от Бога и о том, какую роль сыграла в этом официальная церковь, — за одно это фильм можно было бы назвать выдающимся событием и отважным поступком, но отвагой, слава Богу, его достоинства не исчерпываются.

Дмитрий Быков, писатель

Я не считаю просмотр пиратской копии «Левиафана» ужасным преступлением — преступлением, скорее, является то, что для российского проката Звягинцев вынужден был вырезать из фильма весь мат. Я не увидел в фильме никакой особенной чернухи — даже на фоне одиозного фильма «Дурак» (не говоря уж о Балабанове) «Левиафан» выглядит по-европейски корректным, если не сказать стерильным; ну и вообще, кто «Маленькую Веру» смотрел, тот в цирке не смеется.

Юрий Сапрыкин, журналист

Некоторые рецензенты (особенно протоиерей Крылов) сетовали на то, что в фильме «ничего не сказано о Боге». А мне показалось, что главная тема фильма — это Бог. Это честный и ответственный фильм о Боге и о вере. Это фильм о духовной реальности и о том, в каком отношении к этой реальности находится современный человек. Для меня этот фильм — праздник.

Главный афоризм «Левиафана» — надпись «При поддержке Министерства культуры Российской федерации» в начальных титрах. Это как если бы Казахстан спонсировал «Бората» своими доходами от продажи нефти».

Энтони Лейн, кинокритик The New Yorker 

Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть.

Татьяна Трубилина, глава посёлка Териберка Кольского района Мурманской области 

Здорово, что появляется такое кино. Любое кино должно вызывать спор. Общество должно жить, должно переживать. Я пиратскую версию фильма не скачивал, но воспользовался служебным положением и попросил, чтобы скачали, посмотрели, а потом пересказали. Единственное — мне бы очень хотелось, чтобы сначала «Левиафан» вышел в российском прокате.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ

Весь смысл сводится к такому показу и мраку, который деморализует и парализует. А в условиях нынешней ситуации, на мой взгляд, это носит антинациональный характер. Это психологический паралич.

Геннадий Зюганов, политик

Роман Мадянов в роли коррумпированного мэра похож на жуткую реинкарнацию Бродерика Кроуфорда в фильме «Вся королевская рать» 1949 года с примесью Бориса Ельцина. Я никогда не слышал об этом российском актёре раньше. Его блестящая игра заставляет меня cожалеть о том, что на Каннском кинофестивале не присуждают приз за лучшую мужскую роль второго плана.

Питер Брэдшоу, кинокритик The Guardian

На мой взгляд, это самая сильная картина Звягинцева (а все предыдущие я видел). Можно быть не согласным с этим. Но чего нельзя делать, так это обвинять его в русофобстве, потому что такую картину мог сделать только человек, который сильно любит Россию, у которого сердце болит за неё. Равным образом нельзя говорить, что он сделал антирусскую картину, чтобы получить премии «Золотой глобус» и «Оскар». Такое утверждение не только глупо, но и подло. Что до меня, то у меня к Андрею Звягинцеву лишь одна претензия: он лишает меня надежды, он говорит мне, что нет света в конце туннеля, а я с таким убеждением не могу жить.

Владимир Познер, журналист

Силы и способности[]

Вы знаете, что левиафаны могут убивать ангелов. Это и есть причина, по которой мой отец запер их в Чистилище. Они пираньи, которые могут съесть целый мир.— Кастиэль про левиафанов

Левиафаны являются очень могущественными существами. Несмотря на отсутствие каких-либо исключительных способностей, они могут убивать существ, которые потенциально должны быть могущественнее их.

  • Неуязвимость — левиафанов нельзя убить обычным оружием; единственный предмет, способный убить их, это кость праведника, омытая кровью трёх падших. Для того, чтобы их остановить, потребуется отрубить голову и спрятать подальше от тела. Однако они все равно не умрут, а будут ждать момента, когда их голова вновь присоединится к телу. Борат натрия может сильно навредить левиафанам — он действует на них так же, как святая вода на демонов. Бог, Смерть, Тьма и Архангелы способны их убить.
  • Бессмертие — потенциально могут жить вечно.
  • Регенерация — они могут восстанавливать утраченные органы и залечивать раны. Даже если их обезглавить, то голова, оставшаяся рядом с телом, вскоре встанет на место.
  • Перевоплощение — левиафаны могут менять форму на тех, чьё ДНК они имеют. Это позволяет им получать способности и память того, чью форму они приняли. В отличие от оборотней, они способны полностью имитировать человека, его мысли, чувства, привычки. Но есть люди — как выражался Дик Роман, с «искрой» — которых они не могут скопировать полностью (внешность они получат, но таланты — нет).
  • Сверхчеловеческая сила — в физическом плане они превосходят многих существ, в том числе людей, монстров, демонов, ангелов и языческих божеств.
  • Сверхвыносливость — левиафаны обладают практически неограниченной выносливостью и никогда не устают.
  • Улучшенные чувства — левиафаны также обладают улучшенными чувствами. Например, когда Эдгар прибыл в особняк альфы, он сразу учуял Дина и Сэма. Они не могут заметить призраков, как в случае с Бобби, но способны чувствовать ангелов и демонов.
  • Убийство ангелов — левиафаны способны убить любого земного монстра. Также левиафаны страшны тем, что могут убивать и ангелов. Вероятно, есть несколько способов, но был продемонстрирован только один: левиафан пронзает ангела и вводит в того чёрную жижу (свою кровь), тем самым убивая его.
  • Подавление — левиафаны могут блокировать силы любых ангелов (кроме, возможно, архангелов). Например, в Чистилище, когда поблизости были левиафаны, Кас не мог телепортироваться. Также, когда ангел хотел убить левиафана, Эдгар просто блокировал его силу и убил.
  • Огромные знания — являясь первыми созданиями Бога, они много знают о Вселенной, так как Бог их создал до рождения мира. Самый сильный и первый левиафан, Дик, обладает обширными знаниями о Вселенной. Он сведущ во многих областях знаний, разбирается в бизнесе, оружии и знает местонахождение скрижали левиафанов.

Советы

  • Легко отслеживается при помощи комнаты сканирования, однако из-за быстрой скорости существа пользоваться картой-проекцией, расположенной в комнате, нецелесообразно. Чтобы видеть его текущее местоположение, необходимо установить чип интерфейса комнаты сканирования.
  • При использовании гидролокатора «Циклопа» и «Мотылька» подсвечивается, что позволяет увидеть его даже в темноте.
  • Быстрее «Мотылька», но легко отгоняется даже малым разрядом системы периметральной защиты «Мотылька».
  • Может быть успешно заморожен с помощью стазис-винтовки. Целиться необходимо в голову жнеца.
  • Иногда атакует транспорт, даже если игрока внутри нет.
  • В новых версиях игры с небольшим шансом у Авроры может быть 3 жнеца: 1 у двигателей, 2 у носовой части.
  • Отстанет, если выпрыгнуть из воды (не работает в нынешней версии игры).
  • При приближении игрока перестаёт издавать звуки.
  • Так же, как и практически каждое существо на планете 4546B может быть убит. В этом гайде написано про это.
  • Он может быть заключён в клетку из конструкций базы. Здесь написано как это сделать.
  • Не респавнятся только возле Авроры (в других биомах обитания вполне нормально воскресают).
  • Термоклинок эффективней при убийстве в 2 раза (сравнение с обычным ножом).

Этимология и происхождение

Антихрист на Левиафане , Liber floridus , 1120 г.

Gesenius (среди прочих) утверждал , название לִוְיָתָן происходит от корня לוה ГЛЖА «на шпагат, чтобы присоединиться к », с прилагательным суффиксом ן- ָ для буквального смысла «сплетено скручены в складках». Если он существует, то суффикс прилагательного ן- ָ (в отличие от -ון) в остальном не подтвержден, за исключением, возможно, Нехуштана , этимология которого неизвестна; ת также потребует объяснения, так как Нечуштан образован из нечошет, а Левиафан — из ливеях ; прилагательное fs нормального образца будет לויון, liveyon . Другие филологи, в том числе Лескиен , сочли это заимствованным из-за границы . Третья школа считает это существительным собственным. Бауэр предложил לוית + תן, что означает «змеиный венец».

И имя, и мифологическая фигура являются прямым продолжением угаритского морского чудовища Лотана , одного из слуг морского бога Яму, побежденного Хададом в Цикле Ваала . В угаритском описании есть пробелы , из-за чего неясно, описывают ли некоторые фразы его или других монстров, находящихся в распоряжении Ямму, таких как Тунанну (библейский Танин ). Большинство ученых согласны с описанием Лотана как «беглого змея» ( bṯn brḥ ), но он может быть или не быть «извивающимся змеем» ( bṯn ʿqltn ) или «могущественным с семью головами» ( šlyṭ d.šbʿt rašm ). Его роль, по-видимому, была прообразом более раннего змея Темтума , смерть которого от рук Хадада изображена на сирийских печатях XVIII – XVI веков до нашей эры.

Морские змеи занимают видное место в мифологии древнего Ближнего Востока . Они засвидетельствованы III тысячелетием до нашей эры в шумерской иконографии, изображающей бога Нинурту, побеждающего семиглавого змея . Для ближневосточных религий было обычным делом включать Хаоскампф : космическое сражение между морским чудовищем, представляющим силы хаоса, и богом-творцом или культурным героем , наводящим порядок силой. В вавилонском мифе о сотворении мира описывается поражение Мардука змеиной богини Тиамат , тело которой было использовано для создания неба и земли .

Левиафан Иова – это не вымысел

На первый взгляд сложно поверить в монстра, который извергал из своей огромной пасти струи безжалостного огня. Но, мы должны понимать, если так написано, то это написано не образно, а как о реальном существе, которого сотворил Бог.

В Христианской библии повествуется, что это бегемот. Ну конечно … если вы сравните описание бегемота с этим описанием, то увидите, что речь идет здесь далеко не о бегемоте.

Если сказать, что это легенда, разве Бог рассказывает легенды? Если это легенда, тогда и история Иова – легенда. Нужно не забывать, что Иов жил примерно во времена Авраама. Поэтому, в те времена еще было много животных, о которых сегодня не знаю даже ни ученые, ни кто-то то другой. Они преданы забвению.

Как левиафан Иова мог извергать пламя из пасти

Каким образом этот монстр извергал огонь и при этом оставался невредимым от огня? Это легко объяснить даже не с научной точки зрения. Существует такое небольшое насекомое, как жук бомбардир. Он поражает своих врагов кипящим химическим составом и при этом остается невредим.

  • Температура химически активного вещества жука-бомбардира может достигать более ста градусов Цельсия (!), а скорость, с которой происходит выброс жидкости составляет около 8 м/с.
  • Защитная система жука полностью соответствует воздушно-реактивному механизму бомб V-1, которые немцы использовали в период Второй мировой войны.
  • Точность попадания в цель яда насекомого — идеальна, а длина струи может варьироваться от 1 до 10 сантиметров.

С научной точки зрения, это объясняется так:

Опасность насекомого содержится внутри его брюшка, так как именно там образуется жидкость высокой степени токсичности. Энтомологи определили, что химический состав, выпрыскиваемый из задних желез, представляет собой жгучую смесь гидрохинона и перекиси водорода. Окислительные ферменты пероксидаза и каталаза воздействуют на перекись водорода и высвобождают свободный кислород. При этом происходит мини-взрыв и появляется небольшое облачко дыма.

Если даже в наши дни, живет такой мини монстр, который поражает своих противников кипящим химическим составом, то у нас есть 100% уверенность в том, что во времена Иова и позже, жили монстры, которые поражали своих врагов и свою добычу огнем. В тексте книги Иова приведен только один из видов таких монстров, который был самым крупным и являлся усмирителем пыла всех гордецов, которые считали себя непобедимыми воинами. Сразиться с ним – самоубийство.

Истоки образа

Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.

Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.

Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.

Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.

Он смотрит свысока на всех надменных (книга Иова, глава 41 стих 26) Isaac Watkins / artstation.com

В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.

Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.

«Антихрист на Левиафане»Из книги Liber Floridus (“книга цветов”) — средневековая энциклопедия,составленная между 1090 и 1120 годами ЛамберомМестонахождение: Гентский Университет

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.