Левиафан

Алан-э-Дейл       12.09.2023 г.

Оглавление

История Левиафана и параллели с другими народами


Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.

Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.

По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Биология[]

Как и Жнецы, что были созданы по их образу и подобию, Левиафаны напоминают гигантских (около 450 метров в длину) земных кальмаров, покрытых тяжелым панцирем со множеством выростов и шипов. У каждого Левиафана имеется шесть светящихся «глаз», по три с каждой стороны, и в этом они напоминают «Предвестника», созданного из их генетического материала. Будучи глубоководными существами, Левиафаны могут выдерживать огромные давления: в частности, единственная известная группа обитала на глубине свыше 3200 метров.

Левиафаны способны влиять на других живых существ, вплоть до полного физического и умственного контроля над ними; эффект схож с одурманиванием, хотя Левиафаны и не нуждаются в кибернетической модификации своих слуг для обеспечения контроля над ними. Сами жертвы при этом испытывают часть ощущений Левиафана, в частности, тьму и холод (вероятно, из-за нахождения последнего в глубинах океана). Точный механизм процесса неясен, но, возможно, аналог его имеется у рахни, в таком случае было бы корректно сравнить «одурманивание» Левиафанов с эффектом воздействия квантово-механического коммуникатора: во всяком случае, Энн Брайсон предполагает, что Левиафаны применяет сцепленные частицы, чтобы воздействовать на нервную систему, устанавливая связь при помощи артефакта. Использование подобного контроля может вызывать у людей носовые кровотечения, слабость и потерю сознания, а в особо тяжелых случаях оно ведет к необратимым повреждениям мозга и смерти.

Вероятно, в прошлом Левиафаны использовали кибернетические усилители, чтобы дышать атмосферным кислородом и путешествовать в космосе. Впрочем, со временем они потеряли эту возможность, и нынешние поколения полностью привязаны к водной среде обитания. Также предполагается изучение их сверхсветового способа связи, благодаря которому они могут брать под контроль существ, находящихся за многие световые годы от их убежища; ничего подобного технологии других рас пока что не достигли.

Описание

Сравнение левиатана с вымершим кашалотом Brygmophyseter shigensis

Левиафан — это вымерший род кашалота, близкий по размеру к современному кашалоту (Physeter macrocephalus). По оценкам, общая длина L. melvillei составляет 13,5 метра (44 фута) при использовании пропорций современного кашалота и 16,2-17,5 м (53-57 футов) при использовании пропорций вымершего рода Zygophyseter. Поскольку известен только череп левиафана, отношение черепа по отношению к длине тела неизвестно, из-за чего расчеты общей длины сильно разнятся. Для сравнения, современный кашалот достигает в среднем от 11 до 16 метров (от 36 до 52 футов). Самый большой зуб измеряется в 36,2 см (14,3 дюйма) и является самым большим зубом любого известного животного. Возможно, он конкурировал с большой вымершей акулой мегалодоном (Megalodon), за аналогичный источник пищи. Его исчезновение, вероятно, было вызвано изменением климата и резкого сокращения источника пищи.

Оригинальная окаменелость черепа

Окаменелые останки включают челюстную кость и несколько зубов, каждый диаметром около 12 см и длиной до 36 см. Размер его зубов указывает на то, что это млекопитающее питалось крупной добычей, возможно усатыми китами, которые были распространены в середине миоценового периода, около 12 — 13 миллионов лет назад. После миоцена стало относительно холоднее, в то же время усатые киты стали больше. Современные усатые киты вырастают до 30 метров в длину, но в то время, они были намного меньше, длиной от 6-10 метров. Как говорит Ромер, левиафан больше всего напоминает современных косаток, которые охотятся на морских львов, тюленей, рыбу, птиц, а иногда и на других китов. Современные кашалоты имеют совершенно другой способ кормления, они поглощают кальмаров на километровых глубинах и имеют относительно небольшие зубы в нижней челюсти. В отличие от современного кашалота, левиафан имел функциональные зубы в обеих челюстях. Кроме того, зубы были глубоко встроены в десны и могли блокироваться, что было адаптацией к борьбе с добычей. Нижняя челюсть состояла из 22 зубов, а верхняя челюсть состояла из 18 зубов. Наиболее прочными зубами были четвертый, пятый и шестой зубы на каждой стороне челюсти. Хорошо сохранившиеся зубы имели высоту более 31 сантиметра (12 дюймов), а самый большой зуб голотипа был вторым и третьим на левой нижней челюсти, которые сохранились не полностью, но вероятно достигали около 36,2 см (14,3 дюйма). Первый правый зуб был наименьшим, размером около 31,5 см (12,4 дюйма). Диаметр зубов уменьшался к основанию, а наибольший диаметр зуба достигал около 11,1 см (4,4 дюйма). Все зубы характеризовались быстрым укорочением диаметра по направлению к кончику зуба, что, вероятно, частично объяснялось изнашиванием.

Сравнение зубов: тираннозавр, ливиатан, современный кашалот.

Передние зубы проецировались вперед под углом 45 ° и как и у других кашалотов, зубной цемент, вероятно, постоянно обновлялся на протяжении всей его жизни. Считается, что эти зубы относятся к числу самых крупных из известных животных, исключая бивни. Для сравнения, наибольший зуб тираннозавра достигает около 30,5 см (12 дюймов), но не идет ни в какое сравнение по диаметру. Зубы вымершей акулы мегалодона достигают около 18 сантиметров (7,1 дюйма), но имеют треугольную форму и плоские как тесаки.

Игровая база данных

Замёрзший левиафан
Мы обнаружили эту тварь погребённой в леднике. Некоторых она дико напугала.
Оказалось, что она бродила по земле тысячу лет назад, когда провалилась под лёд. Она была заражена бактерией «хараа» — агрессивной болезнью, которая уничтожила архитекторов и почти всю жизнь на планете. Неизвестно, виноваты ли наросты мутировавшей хараа в окончательной гибели существа.
С тех пор, как на 4546В был выпущен фермент, бактерия была практически уничтожена. Редкие образцы вроде этого — это наш единственный источник.
Исследования бактерии были переданы в изолированную лабораторию «Омега», тогда как дальнейшие исследования существа будут проводиться на участке раскопок.
Зубы замёрзшего левиафана
Острые зубы для разгрызания мяса и костей.
Когти замёрзшего левиафана
Когти, выработанные для сохранения сцепления со льдом.
Нарывы с инфекцией хараа
Условия окружающей среды и мелкие мутации предполагают, что скорость распространения этого варианта бактерии хараа почему-то ниже, чем того который распространился ранее по 4546В.
Способность бактерии выживать на трупе левиафана в течение долгого времени предполагает наличие у неё эффективных способностей сапрофита. Сканирование показывает, что наросты — всего лишь видимый компонент плотной сети бактерий, питающихся мёртвыми клетками левиафана.
Несмотря на риск, рекомендуется дальнейшее изучение.
Череп замёрзшего левиафана
Много места для мозга, но в основном — кость и жир.
Отчёт — Изучение мутации фермента
Условия окружающей среды и мелкие мутации предполагают, что скорость распространения этого варианта бактерии хараа почему-то ниже, чем того который распространился ранее по 4546В.
Несмотря на риск, рекомендуется дальнейшее изучение.

Примечания

  • Он намного более агрессивен чем хелицерат. Нападает почти на всех существ.
  • Он немного больше Жнеца,но меньше Дракона
  • Это 3-ий левиафан в игре по времени добавления

Игровая база данных

Теневой левиафан
Данный массивный левиафан длиной более 60м, по всей видимости, появился из-за стечения нескольких эволюционных ветвей.
Лопатовидная голова: Голова теневого левиафана имеет обтекаемую форму и помогает прорезать толщу воды при приближении к добыче. Под гладкой кожей находится толстая головная пластина, служащая тараном для отпугивания теневых левиафанов-конкурентов в брачный сезон.
Сегментированные ноги: Ноги покрыты толстыми сегментами экзоскелета, как у членистоногих. Ноги левиафана используются не для передвижения — для этого служит похожий на лезвие хвост — а для охоты. Ноги раскрываются, окружая пойманную добычу подобно клетке, а мощный экзоскелет защищает ткани под ним от повреждений, пока левиафан питается.
Биолюминесцентный пищеварительный тракт: Пасть теневого левиафана ведёт непосредственно в пищеварительный тракт, выделяющий на добычу крайне едкую кислоту. Биолюминесцентная полость привлекает фитопланктон, который привлекает рыбу покрупнее.
Оценка: Крайне опасный — избегать любой ценой.

Разное

  • Судя по концепт-артам и размеру на них ГГ и самого сверххищника, морской дракон должен был быть самым большим левиафаном в игре (больше морского императора).
  • Команда для создания через консоль: spawn seadragon.
  • Не получает урона от термоклинка.
  • Настолько силён, что периодически питается другими левиафанами. Это подтверждают останки левиафанов-жнецов вокруг Лавового Замка, убитых сверххищником на поверхности.
  • Возможно, является дальним родственником морского императора, т. к. у них очень похожее строение тела.
  • В связи с малым шансом проявления в игре болезни хараа, заражённый дракон-левиафан появляется случайно и может находиться как у лавового замка, так и в активной лавовой зоне.
  • Звук для дракона-левиафана был создан с использованием рева быка, слона и тигра.
  • Также как и детеныш призрачного левиафана, Морской дракон не респавнится после убийства.
  • Изначально морской дракон был крупнее, его размеры уменьшились из-за бага, который игнорировали на протяжении нескольких месяцев. В конце концов разработчики решили не менять его неправильные размеры, потому что никто и не помнил, каким он должен был быть, и потому что уже возникали трудности с его перемещением на местности.
  • Существует вероятность, что внешность морского дракона-левиафана была вдохновлена описанием чудовища Левиафана, данным в Библии:
    • Книга Иова глава 41, стихи 5-17: «Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас. Крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью. Один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними. Один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари. Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса».
    • Многие черты во внешности морского дракона-левиафана соответствуют этому описанию. Во-первых, «Крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью. Один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними». После изучения скелета морского дракона можно увидеть, что его спина защищена пятью плотно прилегающими пластинами, похожими на щиты. Во-вторых, «глаза у него как ресницы зари». При ближайшем рассмотрении глаза морского дракона действительно создают впечатление радиально расходящихся лучей света. В-третьих, «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры». Морской дракон-левиафан обладает огненным дыханием, подобно Левиафану библейскому. И наконец, «Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов». Грудь морского дракона-левиафана покрыта прочными пластинами, которые, в отличие от спинных, расположены на поверхности его тела. Внешне эти грудные пластины похожи на каменные. В базе данных КПК упоминается о высоком содержании неорганических веществ в грудном отделе существа, что может намекать на «сердце, твердое, как камень» Библейского чудовища.

Популярное за 7 дней

Псалом, раскрывающий тайны. Читающий его обретает мудрость
08.10.21 11:24

Кому бесы не могут причинить никакого вреда
11.10.21 10:07

Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52

Живописные иллюзии Роба Гонсалвеса
07.10.21 13:25

Одна положительная черта
07.10.21 11:36

Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39

Рок-музыка: от откровенного сатанизма до христианских тем
11.10.21 11:45

Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, или Как понять «небесную арифметику»?
08.10.21 12:25

Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44

Надвратные церкви Киево-Печерской Лавры
12.10.21 10:35

Иудаизм

Левиафан — морской монстр, Бегемот — наземный монстр и Зиз — воздушный монстр. «И в тот день два чудовища разделились, женщина-чудовище по имени Левиафан, чтобы жить в безднах океана над источниками вод. А мужчину по имени Бегемот, который своей грудью занимал пустынную пустыню по имени Дуидайн ». (1 Енох 60: 7–8)

Более поздние еврейские источники описывают Левиафана как дракона, который живет над истоками Бездны и который вместе с наземным монстром-самцом Бегемотом будет служить праведникам в конце времен. Книга Еноха (60: 7-9) описывает Левиафан как женского монстра , живущего в водной бездны (как Тиамат ), в то время как Бегемот является мужчина монстр , живущий в пустыне Dunaydin ( « к востоку от Эдема»).

Когда составлялся еврейский мидраш (объяснения Танаха), считалось, что Бог изначально произвел левиафана мужского и женского пола, но, чтобы при умножении видов не разрушить мир, он убил женщину, оставив ее плоть для пиршества. это будет дано праведникам при пришествии Мессии . Аналогичное описание появляется в Книге Еноха (60:24), где описывается, как Бегемот и Левиафан будут приготовлены как часть эсхатологической трапезы.

Комментарий Раши

«Левиафан» (1983) картина Майкла Сган-Коэна , Собрание Музея Израиля , Иерусалим.

В Талмуде Баба Батра 75 сказано, что Левиафан будет убит, и его плоть будет служить пиршеством для праведников в Грядущее, а его кожа будет использована для покрытия шатра, где будет проходить пир. Те, кто не заслуживают поедания его плоти под шатром, могут получить различные облачения Левиафана, варьирующиеся от покрытий (для несколько заслуживающих) до амулетов (для наименее достойных). Оставшаяся кожа Левиафана будет разложена на стенах Иерусалима, озаряя мир своей яркостью. Таким образом, праздник Суккот (Праздник шалашей) завершается молитвой, читаемой при выходе из сукки (будки): «Да будет Твоя воля, Господь наш Бог и Бог наших предков, чтобы так же, как я исполнил и жил в этой сукке. так могу я заслужить в наступающем году жить в сукке из кожи Левиафана . В следующем году в Иерусалиме ».

Огромные размеры Левиафана описал Йоханан бар Наппаха , от которого исходили почти все агадоты, касающиеся этого монстра: «Однажды мы вошли на корабль и увидели рыбу, которая высунула его голову из воды. написано: «Я одно из самых подлых существ, обитающих в море. Я на триста миль в длину и вхожу в этот день в пасть Левиафана» ».

Когда Левиафан голоден, сообщает рабби Дими от имени рабби Йоханана, он излучает изо рта жар, настолько сильный, что все воды глубокого кипения закипают, и если бы он сунул голову в рай, ни одно живое существо не смогло бы терпеть его запах. Его обитель — Средиземное море ; и вода Иордана впадает в уста его.

В легенде, записанной в мидраше, под названием Пирке де-рабби Элиэзер, говорится, что рыба, проглотившая Иону, едва избежала съедения левиафаном, который съедает одного кита каждый день.

Тело Левиафана, особенно его глаза, обладают огромной светящейся силой. Таково было мнение раввина Элиэзера, который во время путешествия в компании раввина Джошуа объяснил последнему, испугавшись внезапного появления яркого света, что он, вероятно, исходил из глаз Левиафана. Он сослался на своего товарища на слова Иова 41:18: «От его нужд светит свет, и глаза его, как веки утренние». Однако, несмотря на свою сверхъестественную силу, левиафан боится маленького червя по имени «килбит», который цепляется за жабры крупных рыб и убивает их.

В пийюте (религиозной поэме) одиннадцатого века, Акдамуте , читаемом в Шавуот (Пятидесятницу), предполагается, что, в конечном счете, Бог убьет Левиафана, который описывается как имеющий «могучие плавники» (и, следовательно, кошерную рыбу). а не несъедобная змея или крокодил), и это будет роскошный пир для всех праведников на Небесах.

В « Зоаре» Левиафан является метафорой просветления. «Зоар» отмечает, что легенда о праведниках, съевших шкуру левиафана в конце дней, не является буквальной, а всего лишь метафорой просветления. Зоар также подробно указывает, что у Левиафана есть помощник. Зоар также связывает метафору левиафана с «цадиком» или праведником в Зоар 2: 11б и 3: 58а. Зоар связывает это с «бриахом» шестом в середине брусьев скинии в Зоар 2: 20а. Оба связаны со сфирой есод.

По словам Авраама Исаака Кука , Левиафан — уникальное существо без пары, «его хвост помещен в его пасть» ( Зохар ), «изгибающийся вокруг и охватывающий весь мир» ( Раши на Баба Батра 74b) — представляет собой яркую метафору для лежащее в основе единство вселенной. Это единство откроется только в будущем, когда праведники будут пировать Левиафаном.

Описание и поведение

Морской дракон – это сверххищник, приспособившийся к сложным условиям жизни в Активной и Неактивной лавовых зонах.

Строение морского дракона очень необычно. В черепе рептилии находятся 4 глазных гнезда и 2 костяных отростка в области морды, а по бокам нижней челюсти имеются роговые отростки. Грудная клетка состоит из костных пластин, которые также защищают шейный отдел. Верхняя часть шеи и спина дополнительно защищены пластинчатым панцирем. Морской дракон-левиафан обладает двумя мощными четырёхпалыми перепончатыми лапами, с помощью которых охотится и передвигается, и семью щупальцами, которые составляют большую часть его длины. В темноте дракон-левиафан заметен по двум биолюминесцентным пятнам на отростках на морде и двум рядам пятен на брюхе. Также у морского дракона есть необычная способность «плеваться» лавой, с помощью которой он может остановить спасающуюся жертву.

Морской дракон плавает по лавовой зоне, буквально «сметая» всё на своём пути. Любая фауна, которая оказывается перед ним, либо уничтожается передними конечностями, либо просто проглатывается. Это существо издаёт очень громкий и протяжный рёв, который можно услышать даже на большом расстоянии. Такая особенность дракона может помочь игроку избегать контакта с ним.

Но, несмотря на все особенности морского дракона, способные повергнуть игрока в ужас, он не так агрессивен, как кажется

Зачастую морской дракон просто не успевает обратить какое-либо внимание на человека, так как вокруг него всегда находится много других представителей фауны, которые могут представлять интерес. Для того, чтобы морской дракон атаковал игрока, обычно необходимо подплыть к нему вплотную и умудриться заплыть ближе к пасти.

Но иногда дракон может всё-таки наброситься на игрока и его транспорт. Хищник легко может нанести значительный урон или даже моментально убить человека. «Мотылька» он может взять в лапы и просто-напросто проглотить. Также он может атаковать «Циклопа», нанося ему большой урон, а затем уничтожить.

Тем не менее убить его возможно несколькими вариантами: КРАБом — если вылезать и чинить костюм; стазис-винтовкой и газовыми фолликулами; стазис-винтовкой и ножом.

Левиафан в мифологии

Древние вавилоняне также упоминали в своих легендах подобное создание. Здесь говорилось, что во время противостояния двух богов, Баала и Ямы, Баал смог победить Левиафана, личного «питомца», защитника и слугу Ямы. Древние скандинава имели своего подводного монстра. Это был водоплавающий змей, носивший имя Йормунганд. Упоминания о существах, схожих с главным героем статьи, можно увидеть и в древнегреческой (здесь это Лернейская Гидра) и древнерусской мифологии (всем известное Чудо-Юдо).

Ученые считают, что, в силу отсутствия некоторых знаний, древние люди могли принимать за «адского принца» больших водных существ, таких как кит, акула, касатка, кашалот.

Гностицизм

Адский рот на фреске « Страшный суд » Джакомо Россиньоло , ок. 1555

Отец Церкви Ориген обвинил гностические секты из почитания в библейский змей в Эдемском саду . Поэтому он называет их офитами , в честь змея, которому они должны поклоняться. В этой системе верований Левиафан появляется как Уроборос , отделяющий божественное царство от человечества, окутывая или проникая в материальный мир. Мы не знаем, действительно ли офиты отождествляли змея Эдемского сада с Левиафаном. Однако, поскольку Левиафан в основном имеет негативное значение в этой гностической космологии, если они отождествляли его со змеем из Книги Бытия, он, вероятно, действительно считался злым, и только его совет был хорошим.

Согласно космологии этой гностической секты, мир заключен в оболочку Левиафана в форме архонта в форме дракона, кусающего свой собственный хвост ( уроборос ). Генерирование присущего зла во всей вселенной, Левиафан отделяет нижний мир , подчиняющейся архонты , из царства Божиих . После смерти, душа должна пройти через семь сфер из небес . Если душа не добьется успеха, ее проглотит Левиафан, который держит мир в плену и возвращает душу в тело животного.

В мандеизме Левиафан считается единомышленником демона по имени Ур .

В манихействе , древней религии, основанной на гностических идеях, Левиафана убивают сыновья падшего ангела Шемяза . Этот поступок не изображается как героический, а как глупый, символизирующий величайшие триумфы как преходящие, поскольку оба убиты архангелами по очереди после того, как хвастались своей победой. Это отражает манихейскую критику королевской власти и пропагандирует аскетизм .

Протагонисты и антагонисты

Короче, наш протагонист — исключительно неприятная личность. И окружают его личности неприятные, подобное к подобному, как говорится. Жена — хлещет водку не хуже мужа и готова изменять этому самому мужу буквально с первым встречным.

Лучший друг — законченный негодяй, корчит из себя «законника», а на поверку оказывается заурядным шантажистом, подлецом и развратником.

Сын — невнятный молодой человек, слабый, глупый, взбалмошный (впрочем, при таком-то родителе — как бы и неудивительно).

Некоторые кинокритики усматривают в таком подборе героев — «клевету на русский народ». Но мы так не считаем. Подобные типы среди россиян действительно встречаются, а в какой нации их нет? Другое дело — зачем о ничтожествах художественные фильмы снимать? Что за интерес — наблюдать в кино за жизнью дегенератов, пусть даже очень профессионально заснятой и показанной с неожиданных и красивых ракурсов? Мало нам телепередачи «Дом-2», что ли?

Антагонисты в фильме настолько ненатуральные, что невозможно всерьёз рассердиться на них. Приблатнённый мэр городка — вот ни разу не похоже. Не сомневаемся, что Роман Мадянов справился бы с ролью, он хороший актёр, но тут в самой роли проблема. Персонаж Мадянова должен быть суровым и злобным мерзавцем, опьянённым властью, ошалевшим от алчности и безнаказанности. Вместо этого получилась какая-то трепетная институтка, которая постоянно рефлексирует, всего боится и чуть-что — закатывает истерики.

Смотришь и недоумеваешь: вот это убожество и есть «огромный, несокрушимый, чудовищный Левиафан»?!

Тлетворное влияние православной веры

Настоящий злодей в фильме — не мэр-уголовник, а православный епископ (судя по клобуку — аж «целый митрополит»). Какой-то гибрид Дарта Вейдера и Дона Корлеоне.

Именно митрополит вдохновляет мэра на все его злодеяния. Когда у мэра возникают проблемы или сомнения, он мчит к митрополиту, а владыка увещевает бандита в духе незабвенного Славика из передачи «Наша Раша»: «Да ты успокоооойся! Всякая власть — от Бооооога!»

Надо понимать, режиссёр показывает нам, что без тлетворного влияния Православной Веры мэр был бы замечательным, совестливым человеком, душкой и умничкой, никого бы не обижал, земельные угодья бы в свою пользу по беспределу не отжимал, жил бы на одну зарплату, на работу ездил бы не в «Лэнд-Крузере», а на велосипеде. Изъясняется звягинцевский митрополит как персонаж халтурной повести о временах Ивана Грозного, часто и не к месту прибегает к речевым анахронизмам — «отведай рыбки», «мирской удел», «не ведаешь» и т. п. Очевидно, по мнению Звягинцева современные священнослужители в быту должны разговаривать именно так. Это, опять же, говорит о том, насколько глубоко режиссёр «в теме», как хорошо он знает православную Россию.

Порой особо патриотичные зрители усматривают в парочке мэр-митрополит «клевету на Власть и Церковь». Но это не клевета, это скорее — карикатура, причём карикатура грубая, плоская, глупая и неостроумная. («Я — Шарли!», ага, такие карикатуры «в тренде» сегодня.) Даже интересно, Звягинцев сам-то — действительно считает, что его примитивный лубок поднимает важные вопросы о государстве, религии, морали, нравственности, месте Церкви в современном обществе? Впрочем, какие тут «вопросы»… Звягинцеву всё ясно с «местом Церкви в обществе», он однозначно показывает митрополита «подельником» чиновника-уголовника. Митрополит, ближе к финалу картины, даже сам говорит жуликоватому мэру: «Мы с тобой одно дело делаем».

Это на тот случай, если какой-то зритель оказался тугодумом и до сих пор не понял режиссёрский замысел. Да поняли мы, поняли: Звягинцев не любит РПЦ, ок. Слишком «толстые намёки». Мы всё ждали, когда уже митрополит начнёт лично заказы на убийство раздавать. Типа: «Чадо возлюбленное, когда вы уже этого убогого автослесаря поставите в тазик с цементом и скинете в море-окиян, рыбки отведать». Но — нет, митрополит за весь фильм так никого и не «заказал». Недоработка у Звягинцева получилась. Не все ещё покровы сорваны. Так можно и мимо «Оскара» пролететь!

В ветхозаветной традиции

Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета: В Книге Иова (Иов. —).

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их

Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. (Иов. )

В Книге Псалмов:

Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни. (Пс. )
Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.

(Пс. )

В Книге пророка Исаии:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское. (Ис. )

А также упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции:Мидраш Берешит Раба: «На Левиафана указывает стих „И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их

“ (Быт. ) (в другом переводе „И сотворил Бог морских чудищ (таниним) по роду их “): Рабби Пинхас от имени рабби Иди сказал: Написано:танинам — это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен».

Трактат Бава Батра: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана».

Джон Мильтон определяет Левиафана как морское чудовище (англ. sea-beast) и локализует в море близ «норвежских скал».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.