Самые крупные капища древних славян: где они находились

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Отличительной чертой славянских идолов было убранство.

Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.
Руки идола могли быть сложены на груди, при этом правая рука была выше левой. Источники донесли до нас описание идола бога Святовита, установленного на острове Рюген в городе Аркона. Идол изображал человеческую фигуру с четырьмя лицами. Левая рука была изогнута и упиралась в бок, правая держала рог, который ежегодно наполнялся вином. Иногда боги изображались с поднятой правой рукой.
По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях. В источниках известны также упоминания кумиров из иных материалов, например «Слово об идолах» (XI век): «начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзеи мраморяне и золотеи и серебряны».

Находки каменных идолов

Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четермя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.
Чаще всего идол занимал центральное положение на капище. Иногда он смещался к противоположному от входа концу святилища. В таком случае центральное место занимал ритуальный жертвенник.

Планировка культовых мест

Культовые места, входившие в ритуальные комплексы, имели сложную планировку, неоднократно перестраивались и создавались на протяжении нескольких веков. О регулярных празднествах, собиравших массы населения говорят многочисленные остатки жертвоприношений животных.
В земле балтийских славян основной религиозный центр располагался в Арконе — священной крепости на острове Руян (современный Рюген). По свидетельству Саксона Грамматика город был построен на труднодоступном мысу, с запада был закрыт высокой насыпью с укреплениями. Внутри он вновь разделялся валом и рвом, отделявшими святилище от остальной территории. На центральной площади стоял деревянный храм прямоугольной формы, в котором находился кумир главного божества жителей острова — Святовита.

Состав жертвенных предметов

Состав жертвенных предметов на городище достаточно богат — разнообразное оружие, орудия труда, украшения. К сожалению, большая часть крепости была смыта морем, что затрудняет, несмотря на стогую планировку, составление целостной картины о святилище.
Крупные культовые центры известны в Польше. На горе Шлонже в Силезии и ее окрестностях известны «каменные круги» — ряд каменных валов окормляющих холмы. До сих пор идет спор о принадлежности каменных стел, изображающих различных животных, обнаруженных на этих памятниках, славянской культуре. На вершине Шлонжи выявлено святилище, окруженное каменным валом со следами ритуальных костров, характерных для славян.

Ритуальные и жертвенные предметы открытые на этих памятниках, также характерны для славян — оружие (топоры, наконечники, ножи) и бытовые вещи (пряжки, замки). Состав находок в целом сходен с находками в Арконе.
На северо-востоке славянского мира у новгородских словен известно легендарное капище Перуна в устье Волхова. При раскопках на урочище Перынь выявлены остатки трех святилищ. Лучше всего исследовано центральное, по предположению академика Б.А.Рыбакова изначально посвященное подземно-подводному богу Ящеру, но впоследствии перестроенное по реформе князя Владимира.
Капище представляло собой круглую площадку, в центре которой сохранились остатки ямы от вертикально поставленного столба — изваяния божества. Оно было окружено рвом с восемью симметричными выступами, на которых горели ритуальные костры. Остатков жертвоприношений на Перыни не обнаружено, однако вряд ли дары оставляли непосредственно под изваянием бога. К тому же при уничтожении комплекса в 991 году святилище было перекопано и засыпано песком.
Одним из крупнейших культовых комплексов славян находился в Прикарпатье в долине реки Збруч. Здесь обнаружены три крупных городища -святилища, отстоящих друг от друга на несколько километров. Как и во многих иных местах, капища занимали возвышенности. Еще в XIX в. в этой местности из реки был поднят знаменитый Збручский идол, открывший исследователям славянскую картину мироздания. Четырехгранная каменная стела имела изображения четырех богов верхнего яруса, хоровод людей на среднем и некое божество, поддерживающее миры на нижнем.

Святилище у древних славян: внешнее и внутреннее устройство

Святилище славян обычно располагалось за пределами жилых и многолюдных поселений. Обычно для строительства выбирали возвышенное место. В постройке были свои особенности, зависящие от района проживания, местных традиций и природных условий. Обычно диаметр площадок сооружения колебался от семи до тридцати метров. Капища и святилища древних славян, независимо от района государства, имели общую черту: ограждение для защиты и не только, которое представляло собой ров или канаву до пяти метров шириной. Глубина их была небольшой. Помимо защиты они выполняли функцию вместилища для жертвоприношений.

Потолок имелся не у всех построек. Но, безусловно, наличие его было огромным преимуществом: можно было проводить обряды и культы с использованием огня даже, если на улице шел дождь или снег.

Центральным культовой фигурой на капище (святилище) была скульптура, или идол. Ему поклонялись, к нему обращались с благодарностями и просьбами. Идолы в основном изготавливали и дерева, но встречались и каменные. Разумеется, что из дерева было проще вырезать части лица, туловища. Высота фигур в среднем составляла два-два с половиной метра. Часто идолы украшались теми или иными божественными атрибутами, а также величественными головными уборами. Они олицетворяли то или иное божество, в честь которого и возводилось данное святилище. Идолы устанавливали в центре построек, на некотором возвышении от пола, как бы на небольшом подиуме.

Представим, что мы мысленно можем войти в святилище. Итак, сначала мы проходим ров через мост, затем через узкие ворота оказываемся в помещении. Последнее разделено на две большие части – мужскую и женскую. По периметру постройки стояли скамейки, а в центре – идол.

Разновидности святилищ по внешнему виду:

  • Круглые, в виде площадок, вымощенные камнями и/или покрытые глиной. Обычно в центре устанавливали идол, а само капище окружали рвом.
  • Похожие на предыдущие, но в дополнение они ограничивались еще и валом.
  • Храмы. Представляли собой деревянные строения, в центре которых опять же располагался идол.

Городища-убежища. Они предназначались и для культовых целей. Отличительной чертой их было наличие мощных каменных или дубовых стен-ограждений.
Крупные святилища, или центры. Они могли объединять в себе несколько более мелких святилищ и культовых центров. Часто в этих центрах проводили праздники, ведь вместимость их была довольно крупной.

Функции святилищ

Их, на самом деле, было очень много. Во-первых, это решение важных вопросов рода (общины). Во-вторых, тут волхвы проводили гадания, предсказывали будущее. В-третьих, собственно поклонение богам, жертвоприношения, культовые обряды и празднества.

Языческие святилища древних славян – это культовые сооружения, которые сегодня представляют исторический интерес. Места некоторых их них известны, имеют свои названия и кое-где сохранились даже остатки построек. Конечно, это лишь малейшая часть святилищ, их было гораздо больше, по всему существовавшему тогда государству. Но когда на Русь пришло христианство, языческие святилища подвергались уничтожению. Есть описания того, как сжигали и разрушали идолов.

Языческие храмы

Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова бывшего некогда идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания.
Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины.

Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола.
Вряд ли к храмам могут быть отнесены длинные дома на городищах-святилищах. Их ритуальное использование ограничивалось проведением пиров и советов собравшихся на капище людей, а также хранением обрядовых предметов (возможно и изваяний божеств).
Кроме святилищ, на которых проводились обряды отдельных общин, в славянских землях известны особые культовые комплексы, которые на праздниках объединяли представителей целого племени, а то и племенного союза. В состав подобных комплексов входили все приведенные выше типы капищ в сочетании с поклонением окружающим природным объектам.

Сакральная сущность подобных городищ

— святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков «несомненна их связь с культом подводно-подземных сил «нижним миром», лучше всего выраженная самим болотом», местом на котором в основном и располагались подобные памятники.
Не вызывает сомнение наличие у древних славян особых деревянных построек, в которых находились изображение богов и происходили языческие ритуалы. Из источников известен деревянных храм на острове Рюген (Руян) в летописной Арконе. Это натолкнуло некоторых исследователей на мысль о наличии храмовых зданий только у западных славян, связанных с аналогичной кельтской традицией. Но краткие описания подобных сооружений встречаются и у восточных славян.
Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и «кумирни идольские».

Капища древних славян

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).
Площадки — капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность — по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.
Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.
Капища обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая, но достаточно широкая (2-5 метров) с плоским дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).
Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел). При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.
Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища — святилища по всей территории славянского мира.
Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия).

Своеобразное положение определило названия ряда таких памятников — болотные городища.

Исследуя городища — святилища ученые выявили ряд отличительных признаков этих памятников: отсутствие культурного слоя, внутренний ров отделявший непосредственно капище с кумиром божества от места сбора народа — требища, общая круглая (реже овальная) форма, следы очистительных костров на валах и во рвах, окружавших святилище. Также известны остатки длинных общественных домов, являвшихся, по-видимому, центрами сбора отдельной общины или рода.
От обычных культовых капищ подобные памятники отличаются наличием одного или нескольких валов по диаметру окружавших место славлений и молений. Планировка и размеры этих насыпей различны. Во внутреннем круге иногда обнаруживаются следы повторного вала, выделяющие небольшую площадку с идолом в центре. Возможно, на валах устанавливали дополнительное укрепление — деревянный частокол.

Еще одной

1908 год — первые открытия славянских святилищ

Делу поиска и изучения славянских святилищ посвятили свои труды ряд известных ученых. Первое открытие сделал В.В.Хвойко, раскопавший в 1908 году на Старокиевской горе каменное святилище в форме эллипса с четырьмя выступами по сторонам света. О этих раскопках сохранилось краткое описание. К сожалению, при повторных раскопках в 1937 года найти это святилище вновь не удалось.
В 20-х годах XX века А.Н.Лявданским среди прочих городищ в верхнем течении Днепра выделил группу памятников круглой формы и с маленькой внутренней площадью, получившую в последствии название «болотные городища». В середине XX века В.В.Седов провел дополнительные исследования и наметил ряд характерных признаков подобных городищ — святилищ.

Характерным примером подобных городищ

является Ржавинское святилище на Украине. Здесь выявлены две круглые насыпи, на которых устанавливались специальные каменные вымостки для разжигания ритуальных костров. Центральная площадка небольшого размера была опоясана первым валом с пологими краями. Далее следовал небольшой ров, за которым располагалось основное место сбора народа — требище. Здесь раскопаны остатки длинных домов. Все святилище целиком вновь опоясывали вал и ров (на сей раз более широкий).
Иную форму имеет святилище на Благовещенской горе недалеко от Вщижа в Черниговской области. Расположено оно на высоком мысу над рекой. К подковообразному валу ограждавшему святилище со стороны поля примыкал огромный дом с входом посередине, где к валу через широкий ров примыкал земляной мост. На внутренней стороне капища обнаружены остатки отдельных массивных деревянных столбов, глубоко врытых в землю. Ряд этих столбов повторял дугу вала и длинного дома. Вероятнее всего это были изваяния богов, которые почитались на капище. В южной части городища, ближе к южному выходу, было обнаружено огромное кострище, служившее вероятно жертвенником.

Збручский культовый комплекс

являлся одним из крупнейших центров славянского язычества. Действовал он до середины XIII века и был оставлен во времена монгольского нашествия.
Из глубины тысячелетий вели свое начало традиционные языческие верования. Постепенно развиваясь, они достигли высокого уровня, многопланового понимания мироздания. С подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения произошел расцвет языческой религии. Появились особые места, которые собирали на празднества и обряды не только представителей одной семьи, но и все племя, что способствовало объединению людей и, в конечном счете, развитию государственности. С появлением капищ связано также и появление института жречества.
Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища — религиозные и общественные центры древнего общества.

Капище Перуна

Капище Перуна – это то место, где славяне поклонялись своему божеству, там происходили торжественные и зачастую кровавые действа. Одно из самых известных таких мест за всю историю находилось в Киеве. Оно существовало задолго до начала правления Владимира Красного Солнышка.

Согласно повести временных лет, именно там погибли первые русские великомученики Федор и его сын Иоанн, которые боролись за православие на Руси.

Место поклонения Перуну выбиралось не случайно. Его устанавливали на возвышенности или холме. Считалось, что это место сосредоточения особой силы. Его всегда защищали рвом, частоколом или дополнительными символами, которые отгоняли зло. Капище имело особую форму круга, украшалось не только идолом бога, но и расписными камнями, резьбой. Обязательно присутствовал алтарь и место для костра.

Сам по себе идол божества изготавливался из большого дуба. Именно это дерево символизировало, согласно мифологии, Перуна. Оно считалось священным по своей природе. На чурах вырезался лик воина с бородой и усами. Он был немолод и не слишком стар. Часто изображался традиционный шлем.

Важной частью идола было оружие. Это могли быть секира, меч, щит или копье

Языческая религиозная система

, характерная для всех народов, отражала своеобразный договор человека с определенными силами природы — богами. В любом явлении окружающего мира языческое мышление усматривало сакральную волю светлых, либо темных божеств. На правильном (эффективном) подборе «языка общения» человека и Природы выстраивалась система языческой обрядности. Каждый этнос, в зависимости от внешних условий, вырабатывал свой, уникальный вариант этого договора.

Почитание славянами природных культовых объектов

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.
Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале. Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как «божьи ноги».
К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи. Обладая той же формой, что и основная масса славянских святилищ курганы так же являлись местом совершения треб, по-видимому, предкам. Отголоски поминальных трапез и тризн сохранились до наших дней.

Священный объект в доме — печь

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.
Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы. Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.
С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Центральным культовым объектом на капище являлся идол — скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы — богом.
Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2-2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Немецкий след

Большинство капищ (что такое, рассматривается в статье) было найдено на территории России, Украины, Беларуси, Польши и славянских государств Балканского полуострова. Однако славяне расселялись на довольно обширной территории и оставили следы своего прежнего пребывания на федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (Германия).

На острове Рюген, в северо-восточной его части, находится самое известное капище, вероятнее, прибалтийских славянских племен руян – Аркона. По найденным останкам святилища площадь языческого капища составляет девяносто на сто шестьдесят метров. Но исследователи предполагают, что реальные размеры были в разы больше. Последние раскопки проводились в конце 1921 года, в 1930 году и в конце 60-х годов прошлого столетия. Верхушка мыса, где расположилось святилище, была окружена двумя валами, в которых обнаружили три строительных периода. Во внутренней окружности вала ров с плоским дном. Был найден ларец с вещами и несколько черепов мужчин.

Чуры языческих богов, установленных на капище

Перун – громовержец. Бог грозовых туч, грома и молнии, справедливости и правосудия.Небесный предводитель, покровитель воинов. Дарует людям отвагу, мужество, силы и уменья для защиты родной земли, семьи и Родины. Младший сын Сварога и Лады.

Сварог – Бог Небес, родоначальник остальных светлых Богов. Он является прародителем, защитником и наставником всего славянского Рода.

Сварог – владыка огня, Бог кузнец створивший явный мир, видимую вселенную. Сварог посылает на землю солнечные лучи, делая её плодородной, питает и согревает растительный и животный мир.

Бог Велес и богиня Макошь

Велес. Бог мудрости, богатства (держит в руке рог изобилия) и плодородия. Покровитель путешественников, шаманов, кудесников, целителей, знахарей и травников. Велес хозяин Нави, проводник человеческих душ в иной потусторонний мир. Славянский бог-оборотень, может принимать обличье медведя. Муж Макоши.

Макошь. Богиня Судьбы, достатка, семейного счастья, благополучия. Родина-Мать — ещё одно имя Великой Богини. Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, её помощницы богини Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за свое счастье. Попечительствует женскому плодородию, урожайности, хозяйственности.

Язычники — это те, кто ощущают себя частью Природы, живут в ладу, гармонии с Природой.Они традиционно празднуют четыре солнечных праздника: Коляда, Комоедица, Иван Купала, Таусень, великие праздники, посвящённые богам славян, дни поминовения предков.

Язычество так и не было искоренено из умов и сердец русских людей. Мы и сегодня продолжаем следовать традициям и верованиям наших предков. Никто даже не задумывается.что постучав, например, по дереву от сглаза, он совершил языческое действие. Или например, кто не слышал историй о разнообразной нечисти, которую можно встретить в лесах, реках и даже домах? Разве кто-то забыл о лешем, о домовых, о русалках и кикиморах? Даже многие старинные сказки, пересказанные известными писателями, уходят корнями в верования язычников. Таким образом, и сегодня матери рассказывают своим детям все те же поучительные истории, на которых вырастали поколения древних славян. И с этим невозможно ничего поделать. Так было, так есть, и так всегда будет на Руси.

Исследования древнеславянских святилищ

опираются прежде всего на особенности славянского язычества. Система древнего мировоззрения повсюду находила в природе различных божеств и требовала создания условий для общения человека с духовным миром. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня (зачастую равных с человеком по статусу), то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Основные признаки культовых памятников славянства

Ученым удалось выделить ряд основных признаков, характерных для культовых памятников славянства. Прежде всего это особая круглая форма капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.

Кто такой Перун

Прежде чем говорить о капище громовержца, нужно узнать, что же это за бог и какую силу он имел. Ведь не зря предки современных россиян так почитали его и боялись.

С давних веков главным божеством у восточных славян был именно бог грома и молнии – Перун. Родители его – Сварог и Лада – отец и мать небесные. Громовержец считался покровителем справедливости. Именно к нему обращались люди за защитой и помощью, просили послать мужество и силу, чтобы сберечь родную землю. Само имя божества означало «колоть, сажать, поражать»

https://youtube.com/watch?v=36ZzOwBbRfQ

Считалось, что Перун родился не просто так, а по замыслу Творца или бога Рода. Прародитель желал, чтобы его потомок стал защитником мира Яви. У него по мифологии было много братьев и сестер, которые тоже занимали главенствующие роли в божественной иерархии.

Создание капищ

Здраве будьте, РОДичи!

Рассмотрим ключевой для многих РОДичей вопрос: как правильно построить капище и, если нет возможности, обойти этот вопрос другим путём.

При постройке капища важен следующий нюанс: оно должно быть в достаточно безлюдном и сокровенном месте (поскольку не уважаемые нами иудохристианские священники нет-нет, да и натравят свою верную паству на сожжение «богомерзкого языческого капища», обещая им за это все блага и полное прощение души).

Желательно, чтобы оно было построено на месте Силы или стало таковым после постройки.

Для этого используется технология близкая к технологии создания дольменов — к каждому чуру (кумиру) подводится силовой энергетический поток, относящийся к данному божеству (под землей, на разной глубине, в разных направлениях, подобно кровеносным сосудам в нашем организме, идут данные силовые потоки).

Такие же силовые потоки идут не только под землей, а и над поверхностью, они тоже нуждаются в подключении.

Понятное дело, этим должен заниматься волхв или как минимум ведающий, поскольку РОДич, не являющийся ведающим либо волхвом, не сможет определить и отличить сходные светлые, тёмные, нейтральные силовые потоки и различить, к какому Старшему РОДичу какой поток относится.

На прилагаемой внизу этой страницы трехмерной модели капища изображён порядок выведения двойной спирали РОДа и схема расстановки кумиров.  Нумерация (порядок расположения) — ОТ ЦЕНТРА.

Подключение, ещё раз повторюсь, дело волхва.

Создание «мини-капища»

Принцип построения тот же, что и в случае с капищем, отличие в одном — не надо выводить и замыкать на каждый кумир (в данном случае — заступник) подземные силовые потоки, достаточно попросить у Старших РОДичей прикоснуться каждого к своему мини-кумиру.

Ещё одна разница — размер, оно может занимать место размером с шахматную доску. Рекомендуемые материалы, конечно, приРОДного происхождения (каменная плитка, кусочек деревянной доски и т.д.).

Порядок расположения кумиров на капище

На трехмерной модели в центре двойной спирали шар, отождествляемый с РОДом.

Изначальные:

1. Лада

2. Велес

3.  Макошь

4.  Стрибог

Светлые Боги:

5. Сварог

6. Хорс

7. Огнебог

8. Перун

9. Додола

10. Даждьбог

11. Жива

12. Леля

13. Ярило

14. Световит

15. Мать Сыра Земля

Темные Боги:

16. Чернобог

17. Вий

18. Морана

19. Морок

20. Переплут

21. Ящер

22. Черновит

Структурная картина расположения и взаимодействия СИЛ

Трехмерная модель капища

Чтобы скачать трехмерную модель капища, перейдите на страницу загрузки.

Слава РОДу!

Слава Старшим РОДичам — богам Русским!

волхв РОДимир

Каким должен быть чур или идол Перуна

Идол Перуна всегда представлял собой столб из мощного дуба. Кумиры этого божества, по утверждениям историков, были высокими. Среди современных неоязычников наблюдается тенденция по созданию кумиров для домашнего алтаря. Разумеется, установить в квартире массивный чур Перуна из целого дуба не получится. Поэтому размеры его каждый подбирает исходя из размеров места для установки идола, но материалом по-прежнему остается дуб. Дуб — священное растение, посвященное Перуну, и выбирать другой материал для создания его идолов нежелательно.

На чурах бога Перуна принято вырезать хотя бы схематический лик немолодого воина с усами и бородой. Чаще всего его изображают в воинском шлеме. Должно присутствовать и оружие. Как правило, это палица, секира, иногда щит и копье. Даже минимальных навыков работы с деревом для создания идола будет достаточно.

Кроме этого, на идоле, посвященном этому божеству, обязательно должен быть вырезан его символ. Символов Перуна немало, и почти все они в разные времена носились как обереги. Чаще всего на чурах этого бога вырезают Звезду Перуна.

В целом, Перун был одним из самых почитаемых славянских богов. Поскольку Перун был покровителем князей, посвященные ему капища стояли в большинстве крупных городов Руси. После прихода христианства на русские земли святилища язычников были уничтожены. Современные же последователи полузабытых верований наших предков восстановили небольшую часть капищ. Периодически они подвергаются преследованиям православных активистов, но в Украине и России языческие святилища все еще действуют.

Обычаи и традиции поклонения

Этому божеству отводилось особенное место в пантеоне. Его почитали и поэтому в каждом доме были его изображения и идол Перуна, вырезанный из дерева.

Эти изваяния были небольших размеров и помещались в самые главные углы дома.

Символы не только применялись на особых амулетах, но и в вышивках на одеждах. Так известны следующие орнаменты:

  • Секира;
  • Перунов цвет;
  • Громовик;
  • Щит громового божества.

Каждый имел свое значение и чаще всего применялся на одеждах мужчин. Кроме того, символ Перуна наносили и на боевое оружие, чтобы громовержец послал воину мудрости и храбрости в сражении. В древней славянской мифологии есть много поверий и легенд, связанных с ним.

В честь Перуна древние славяне проводили торжественные праздники, сохранились такие даты как:

  • 12 января – День Перуновой Справедливости, тогда славяне прославляли громовержца и его мудрость.
  • 2 февраля – Громница, один из самых важных праздников в году, воины проводили обряды по созданию особых свечей, которые заговаривали особой силой на целый год.

С 20 июля по 2 августа – дни, когда воины освящали свое оружие.

Во время таких праздников или в трудные времена нередким явлением становились жертвоприношения. Бывали случаи, когда богу подносили не только зерно, травы и животных, но и людей. Жрец Перуна имел особый статус и почитался, как один из самых главных. Праздники и жертвоприношения происходили на специальных местах, которые называли капищами.

Спрятано рядом

Порой первые находки археологам попадались не в самых легкодоступных местах. Одно из первых, найденных в России, древнее капище Асташово. Нашли его посреди болот в лесу Смоленской области. Как и многие другие такие находки, оно находилось в центре городища, было окружено валом и рвом глубиной полметра, а сама площадка была опалена. Рядом нашли поселение.

Это один из примеров, когда капища скрыты в болотах, возможно, язычниками прятавшимися и уходившими в леса от уже насаждаемой князьями новой религии. Но есть места капищ прямо в городах, куда ходят по воскресеньям молиться, только уже не нескольким богам, а одному. Летописные источники подтверждают, что очень часто на местах, где стояли кумиры богов, воздвигали христианские храмы. Священники просто его «очищали от скверны поганской» особым ритуалом. Что такое капище, объяснят примеры.

Например, Богоявленский Аврамеев монастырь в Ростове (не путать с Ростовом-на-Дону). Более восьми веков назад, до возведения здания, здесь было капище Велеса. В самой столице необъятной Родины стоит всем известная церковь Рождества Ионна Предтечи. Во время археологических раскопок девятнадцатого века исследователи пришли к выводу, что церковь была построена на месте древнего капища. Можно продолжать: Новгород – Юрьев монастырь – бывшее капище Перуна. По приданиям, на возвышенности, называемой Яруновой горкой, в Суздале стояло капище Яруна, или Ярилы – Бога весеннего солнца, любви и плодородия.

Соседка Украина

Ни одно славянское капище, а, возможно, и сотни, можно найти в Украине. Наиболее известны Дивич-гора у села Триполье (Киевская область), находится на возвышенности. Исследователи считают, что здесь совершались ритуалы в честь богини Даны.

На Иванковском капище (Хмельницкая область) около четвертого века найдено древнеславянское святилище с каменными идолами. Сплошным сосредоточением культовых мест, как найденных, так и сокрытых, хранит Киев. Еще в 70-х годах прошлого века в центре города, на Житомирской улице, открыта жертвенная яма.

Существует еще множество примеров по всему миру. Каждый из них достоин отдельной статьи.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.