Змей горыныч описание сказочного героя

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Английская «Змея» и советская «Суперзмея»

В 1942 году английские войска к танку Churchill III присоединили 16 зарядов пятиметровой длины. Принцип работы этого устройства, названного «Змея», оставался таким же, как и у бангалорской торпеды.

Но в СССР не лыком шиты. И появился УЗ-3 – удлиненный заряд из 3 секций с максимальной длиной до 100 метров и содержанием тротила 8 кг на погонный метр. Он мог очистить проход шириною 6 метров.

Это был триумф советских генералов – зрелище потрясало. Эта «бомбовая дорога» длиною 100 метров, взрываясь поочередно, приводила в трепет всех присутствующих.

Единственное, чего не могла обеспечить УЗ-3, так это внезапность.

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

Экранизации

Про Змея Горыныча и других былинных персонажей несколько раз снималось кино. В фильме-сказке 1986 года выпуска «На златом крыльце сидели…» Кощей Бессмертный летает на Змее Горыныче, которого заправляет реактивным топливом, будто самолет. В ленте 1982 года под названием «Там, на неведомых дорожках…» героя превращают в козленка о трех головах, и Змей вообще не появляется на экране, хотя в сюжете присутствует.

Змей Горыныч в фильме «Там, на неведомых дорожках…»

Еще раньше, в 1956 году, вышел фильм «Илья Муромец», где Горыныч играет роль «супероружия» в войске тугар. В разгар сражения Змея выпускают на поле брани. А первый фильм, где появился Змей Горыныч, был еще черно-белым и назывался «Василиса Прекрасная» (1939). Герой там желает жениться на Василисе и для этого похищает девицу. У Горыныча, как и полагается, три головы, причем одна из них изрыгает огонь, другая плюется водяной струей, а третья выдувает ураганный ветер. Сказочная бестия при этом живет в собственном роскошном дворце в окружении слуг вместе с приспешницей Бабой-Ягой.

Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»

Чаще всего Змей Горыныч появлялся в мультипликационных фильмах. В мультфильме 1978 года выхода «Последняя невеста Змея Горыныча» герой мало похож на «канонического» Горыныча — у него всего одна голова, зато лап целых восемь, как у насекомого. Змей там похищает красавиц по всему миру и умеет превращаться в человека. Еще через два года на экраны вышел трехсерийный мультфильм «Баба Яга против!», где Горыныч показан в роли домашнего животного Бабы-Яги. Герой «засветился» даже в 16-ом выпуске сериала «Ну, погоди!», где появляется во сне Волка, в котором фигурируют разные сказочные герои. Горыныч там исполняет обязанности стража замка.

Змей Горыныч в мультфильме «Баба Яга против!»

В 2000-ые герой стал известен главным образом по серии мультфильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Первый мультик этой серии, где фигурирует герой, называется «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Он вышел в 2006 году. Змей здесь положительный герой, старый товарищ богатыря Добрыни Никитича. По сюжету Змей Горыныч влез в долги к нечистому на руку купцу Колывану и в уплату долга согласился умыкнуть для Колывана княжескую племянницу Забаву, которую затем отправляются вызволять главные герои — Добрыня Никитич и Елисей. Доброго Горыныча из-за содеянного мучает совесть, и позже Змей помогает героям вернуть Забаву.

Змей Горыныч в мультфильмах студии «Мельница»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Добрыня встречает Горыныча в китайском монастыре, а в «Трех богатырях на дальних берегах» (2012) Горыныч снова вступает в противоборство с Колываном и Бабой-Ягой (вместе с женами пропавших богатырей). В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» Горыныч как персонаж не присутствует.

Студия «Мельница» выпустила еще одну серию по мотивам русских народных сказок — «Иван Царевич и серый волк». В первом мультфильме серии, который вышел в 2011 году, тоже присутствует Змей Горыныч, но это не тот персонаж, который знаком зрителям по мультикам о богатырях. Горыныч здесь начинает как отрицательный персонаж, но Иван учит героя добрым делам.

Информация

Брифинг

Доброе утро, 47-й. Наш заказчик раскрыл личность «таинственного клиента». Это Лукас Грей, бывший наёмник и телохранитель. Его прошлое окутано тайной, но наши аналитики всё раскопают. Мы тем временем тоже добились успеха. Сопоставив хронику нападений боевиков с международными грузовыми маршрутами, мы узнали, как Грей и его солдаты незаметно перемещаются по всему миру. Они используют сбытовую сеть картеля Дельгадо, крупнейшего поставщика нароктиков из Колумбии. Грей явно заключил сделку с Дельгадо. Таким образом, ударив по картелю, мы резко ограничим возможности боевиков. Для этого нам придётся убить трёхглавого дракона: социопата Рико Дельгадо, возглавляющего картель и двух его ближайших заместителей — мастерицу пиара Андреа Мартинес и гениального химика Хорхе Франко. Искусно используя свою харизму и коварство, Рико Дельгадо ворочает миллиардами долларовв процветающей преступной империи. Говорят, этот жестокий и вспыльчивый глава картеля твёрдо намерен стать величайшим наркобароном мира. Для этого Мартинес, подруга детства Дельгадо, подкупает руководителей стран и чиновников, расширяя логистическую сеть Дельгадо, а гениальный затворник и социофоб Франко работает над новой формулой суперкокаина. Итак. Три крупные цели на вражеской территории. Готовься, не буду мешать.

Вступительная информация

Добро пожаловать в Колумбию, 47-й. Отдалённая деревня Санта-Фортуна затеряна в непроходимых джунглях Колумбии. Деревня и её окрестности принадлежат безжалостному картелю Дельгадо. Санта-Фортуна и закрытая база картеля находятся под очень серьёзной охраной. Улицы патрулируют вооружённые отряды сикарио, готовые жестоко наказать любого, кто ослушается приказа. Говорят, что под землёй есть тайная сеть пещер для перевозки грузов между деревней, базой картеля и замаскированными плантациями коки. Появление в деревне всех трёх руководителей картеля — событие крайне редкое. Готовься к тому, что все цели будут под защитой матёрых головорезов с автоматами. Рико Дельгадо живёт в надёжно охраняемом особняке на окраине деревни. Андреа Мартинес обычно сидит в офисе, который находится в деревне, или гуляет по улицам Санта-Фортуны. Хорхе Франко разрабатывает новый наркотик в своей полевой лаборатории. Удачной охоты, 47-й!

Кат-сцена после миссии

Диана приходит на кладбище, дабы навестить могилы родителей и брата в Суррее. Она отправляет в Агентство сообщение о том, что операция по уничтожению лидеров картеля прошла успешно, но местонахождение главной цели по-прежнему неизвестно. После этого Диана вспоминает как в детстве из-за халатности одной фирмы умер её брат, а когда родители решили бороться с ней, то были убиты автомобильной бомбой прямо у Дианы на глазах.

Тем временем, Лукас Грей вместе со своими боевиками нападает на главный офис «Итер» в Йоханнесбурге. Он похищает неизвестную капсулу, пристёгивает бомбу к одному из сотрудников «Итера» и улетает на вертолёте.

Змеиные божества других народов

С поверьями в драконов или гигантских змеев связано большое количество мифов и сказаний.
Причём, эти поверия существуют не только в славянском язычестве, но и верованиях многих других народов.

Например, одним из самых древних мифологических змеев считается Уроборос, который заглатывает свой собственный хвост,
и который существовал практически во всех культурах мира — Египте, Греции, Индии, Китае, Скандинавии, у ацтеков и так далее.

В нашей, славянской традиции, бытовало поверие в существование подземного змея о двух головах
(видимо именно это представление послужило основой для зарождения в позднем фольклоре образа многоголового дракона).
Двухголовый змей или Ящер вечером заглатывает Солнце одной головой, а утром выпускает Солнце из другой головы.

Особое место дракон (ящер, гигантский змей) занимает в верованиях китайцев.
Огромный бог в виде устрашающего змея является для народной традиции Китая творцом Земли,
которому до сих пор посвящены некоторые праздники и традиционные обряды.
Дракона почитали и друиды, которые считали его воплощением силы самой Земли.
Всё это говорит о том, что представление о змееподобном боге является настолько древним,
что, скорее всего, идёт от самых корней славяно-ариев или индо-европейцев.
Ящер, он же Дракон, во многих культурах обладает особой способностью изрыгать из пасти огонь.
Хоть об этом и не упоминается в хрониках относительно самого бога Ящера, но многочисленные мифы и сказки подтверждают то,
что гигантский змей был способен источать огненное дыхание.
Сложность этого персонажа славянского пантеона по-настоящему грандиозна.
Разобраться в нём, наверное, смогут только в будущем.
Например, почему прообраз Ящера называли Змеем Горынычем? От того, что Змей жил в горе (горах)? Или от того,
что Змей своей способностью вызывал горение (пламя)? Почему некоторые мифы и сказки показывают Змея летящим по небу, подобно чёрным тучам,
а вовсе не под водой, где по традиции представляли место обитания Ящера?
Возможно, таким образом до нас дошли сведения о разноплановости этого Бога, который мог обитать как под водой,
так и подниматься в небо, который мог быть владельцем подземного мира, подобно Аиду, и который мог спокойно подниматься на поверхность.

В буддизме и индуизме есть поверия в, так называемых, Нагов — людей-змей.
Наги ассоциируются с подземным миром, но могут принимать облик человека и жить среди людей.
Они считаются мудрецами, которые хранят знания тысячелетий, а также искусными магами.
Женщины-наги славятся своей необычайной красотой и во многих эпосах предстают как жёны главных героев и царей.
Настоящая родина Нагов — подземный мир Патала со столицей Бхогавати.
Патала известна своим богатством и несметными сокровищами, которые Наги стерегут от людей и других желающих.
Заметьте, что примерно то же самое описывает в своих сказах и Бажов, а также другие древнерусские сказки,
которые есть не что иное, а завуалированные мифы языческого периода славянского народа.
В Греции таким ящером был Тифон или Пифон, у скандинавов — Ёрмунганд, Нидхёгг или Мидгардский Змей.
В сказаниях Урала он упоминается как Змеиный царь — Великий Полоз.

Оружие, встречающиеся на уровне

Огнестрельное

  • Bartoli 75R — у большинства сикарио, у некоторых охранников особняка, у некоторых элитных пещерных охранников.
  • Bartoli 75S — на столе возле причала на вилле Дельгадо.
  • Bartoli 12G — у некоторых охранников особняка, у некоторых элитных пещерных охранников, у некоторых охранников плантации, в потайном тоннеле Дельгадо, в домике охраны на вилле Дельгадо.
  • DAK X2 — у некоторых сикарио, у некоторых охранников особняка, у многих элитных пещерных охранников, у некоторых охранников плантации.
  • HX-10 — у некоторых сикарио, у некоторых охранников особняка.
  • Shashka A33 — у некоторых сикарио, у многих охранников особняка, у многих охранников плантации, в потайном тоннеле Дельгадо.
  • Shashka A33 GOLD — в потайном тоннеле Дельгадо
  • Матадор — в сейфе Рико Дельгадо.

Оружие ближнего боя

  • Лом — в одном из домов на главной площади деревни, на складе, в джунглях у хижины шамана, в загоне бегемота, на стройплощадке.
  • Кухонный нож — в кухне напротив дома барабанщика, в доме барабанщика, в рыбацкой деревне, на 1-м этаже и в подвале особняка Дельгадо, в жилом отсеке в пещере и возле загона бегемота.
  • Гаечный ключ — в различных Санта-Фортуны, на стройплощадке, в гараже виллы Дельгадо, на вертолётной площадке плантаций коки, в пещере с алтарём.
  • Ножницы — в кабинете врача Санта-Фортуны, в доме рядом с территорией Мартинес, в сортировочной зоне на плантациях, в туалете на 2-и этаже особняка Дельгадо, в пещере контрабандистов.

Этот раздел ещё не закончен…

Самый молодой «Горыныч»

Сейчас на вооружение армии поступает новая установка УР-07М «Пересортировка». Это продукт работы Научно-исследовательского инженерного института в Балашихе и Конструкторского бюро Рубцовского машиностроительного завода.

В данной установке два заряда: один выстреливает на 340 метров, а второй – до километра. Броня у этой машины стальная, предусмотрены системы кондиционирования воздуха и климат-контроля, имеется система постановки дымовой завесы «Туча». В корпус встроены шесть гранатометов калибром 81 миллиметр. «Пересортировка» тоже плавает, но быстрее – развивает скорость не 6 км/ч, а 9 км/ч. А это означает что новый «Змей Горыныч» во многом превосходит теперешний.

В сказках

Змей Горыныч , Виктор Васнецов .

Zmei происходит в литературе России и Украины в многочисленных wondertales ( сказки ) , такие как те , Александр Афанасьев сборник «s Народные Русские сказки , и в былинах (эпических баллад), и визуализируется как„змея“или„дракон“. Они также могут появляться как персонажи с «Змей» или «Змеевич» (Змеевич и т. Д.) В своем собственном имени, и они могут проявлять более человеческие качества, такие как ухаживание за женщинами.

Как сказочный зверь

Zmei пораженного богатыря Добрыня Никитич в былине «Добрыня и Змей» могут быть мужскими или женскими полом. Это может быть Змей Горынище («Дракон, сын горы»). Это название — вариантная форма сказочного слова «Змей Горыныч». Или это может быть драконица без имени, как в былинах, собранных в Карельской Руси . Река Пучай была его прибежищем, но в пещерах «Сарацинских гор» он выращивал своих детенышей и держал заложников. Он был способен летать и , прилетев туда , похитил принцессу из Киева .

Змей Горыныч

Змей Горыныч (русский: Змей Горыныч ) имеет явно драконьи характеристики, такие как наличие нескольких голов (от 3 до 12 и более), изливание огня и связь с водоемом.

Однако «Змей Горыныч» не всегда звероподобен, и в некоторых произведениях он может появляться в облике человека на всем (см. , ) ниже.

Антропоморфизм

Иногда встречаются «Сыны Змеи» (Змеевич — их отчество ), которых признают монстрами с человеческими качествами, или наоборот.

Тугарин Змеевич

Тугарин Змеевич — один из таких с антропоморфными характеристиками. Получеловеческое качество подтверждается данным ему прозвищем « змеи- богатырь» и умением скакать на лошади, как человек в сказке « Алеша Попович ». Таким образом, Тугарин противостоит богатырю Алеше и погибает.

Тугарин — великий обжора, что напоминает дракона; однако Тугар все еще сохраняет человеческий облик, даже в той сцене, где он демонстрирует необычайный трюк: он пожирает целого лебедя, перемещает его от щеки к щеке и выплевывает кости. У Тугарина также есть летающие крылья, как у дракона, но в некоторых песнях они объясняются как бумажные крылья, приспособление, прикрепленное к лошади.

Тугарин упоминается как язычник, и на него изображали татарского тирана вокруг фольклорного дракона. Некоторые поддерживают предположение о том, что имя Тугарина происходит от «Тугар-Хан» или Тугор-Хан у тюркских половцев , но эта этимология была отвергнута более поздними комментаторами.

Молоко диких зверей

Zmei также превращается в красивую молодежь соблазнять женщина (сказочный «Milk диких зверей»   , # 204, 205). По одной из версий, Змей Горыныч соблазняет сестру Ивана-царевича . Она симулирует болезнь и просит Ивана выполнить опасную задачу по добыче молока волка, медведя и львицы. Этот план проваливается. Однако позже, когда Иван отделяется от своей верной стаи животных, Змей раскрывает свою истинную природу и готовится поглотить его своим разинутым ртом. По другой версии, похожий сюжет разыгрывают Змей Змеевич («Змей, сын змея») и неверная жена Ивана.

Другие примеры

Змей Горыныч или Тугарин Змеевич в «Добрыне и Маринке» исполняют мимолетные роли возлюбленного Маринки-колдуньи и мгновенно погибают.

В некоторых сказках этот Змей Змеевич — царь .

Меню, о котором мы мечтали

White Rabbit Family взяли бразды правления кухней и командой: концепт-шефом стал Владимир Мухин, а на роль шефа позвали Артема Лосева, также занятого в проекте Зарькова Mushrooms. Ресторан строился год, и столько же готовилась к открытию команда «Горыныча». Повара проходили стажировку у Франко Пеппе и Джино Сорбилло, важных пиццайоло с мировым именем, а также ездили в Техас изучать мясо и технологию приготовления (к слову, главные печь и гриль в «Горыныч» привезли именно оттуда).

Меню получилось большое и абсолютно универсальное: приходить в ресторан и каждый раз брать одно и то же — точно не история про «Горыныча». В первую очередь надо пробовать пиццу: стажировка прошла на ура, и пиццу команда действительно научилась готовить выдающуюся. Плотные края, идеальное тесто, хрустящая корочка и немного углей — давно мы такого не видели. Есть классика вроде «Маргариты» и «Четырех сыров» (400 и 700 рублей соответственно), а также авторские начинки, например, с бурратой и трюфелем (за которую можно умереть) или с угрем и зеленым луком.

Только в разделе закусок более десятка позиций, и это не считая салатов: тут и карпаччо, и копченый лосось, и паштет… И порции, надо сказать, немаленькие для стартеров. Обязательно выбирайте тартар из говядины с икрой на картофельной лепешке (650 рублей) — за ним можно возвращаться без конца, и вряд ли он когда-либо сможет надоесть. Салатам отведен отдельный раздел, собственно, как и супам: в каждом блоке по шесть-семь блюд на выбор — от цыпленка гриль с кускусом до фо-бо и даже борща. Овощи тут тоже по последним тенденциям готовят не гарниром, а вполне самостоятельным блюдом — обязательно берите цветную капусту с сырным соусом (550 рублей) и брюссельскую капусту с орехом пекан (350 рублей).

Отдельно стоит идти за хлебом. Конечно, так говорить почти неприлично, но здесь он идеальный. С очень хрустящей, но не жесткой корочкой, мягким, немного тягучим мякишем — словом, оторваться невозможно, тем более что к нему приносят масло с четверговой солью, а это уже совсем обезоруживает.

Важный раздел занял гриль (не зря же его так долго ждали и везли из Техаса). В меню: стейки, бараньи язычки, купаты и морепродукты, ко всему можно отдельно заказать соус, выбрать панировку корочки и добавки. Притом что на гриле готовят более десяти позиций, в «Горыныче» есть еще отдельных два блока с мясом и рыбой

Здесь стоит обратить внимание на говяжью котлету (720 рублей) — увесистый бургер с брусничным соусом без булки (поговаривают, что это придумка Зарькова), и осьминога с картофелем (1 170 рублей)

Чудо-юдо — персонаж русских народных былин

Чудо-юдо известен всем из сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность, они являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература 19-го века называет Чудо-юдо персонажем более раннего эпоса, на основе которого сформировалась культура наших предков. Известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо-юдо — один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают разнообразные версии появления этого героя в русских сказках.

Славянский многоглавый дракон Чудо-юдо

Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы. Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей или кит был женского рода, позднее — мужского, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда ему приписывают еще и хоботы — именно они были основным оружием существа. Правда, в старину так называли хвосты. Их обычно столько, сколько и голов — 6, 9 или 12. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.

Чудо-юдо живет на дне морском либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калинову мосту. У него каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором этот персонаж приезжает к месту сражения.

Внешне Чудо-юдо напоминает морских монстров из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковнославянский словарь Дьяченко гласит, что имя змея переводится с санскрита как «морское животное», а приставка «чудо» говорит о том, что зверь был необычным.

Образ Чуда-юда в науке

По Хомякову, слово «чудо» в древности означало великана, что говорит об огромных размерах славянского дракона. Старинные предания о гигантах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных ящеров или наделяют их способностью принимать такой облик.

Чудо-юдо рыба-кит

Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, предателем Христа. В раннехристианский период так было принято называть нечистую силу. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского царя называют Окиян-море. В некоторых былинах его роль передается черту, змею или Чуду-юду, отражающему темную сторону характера.

Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают чертами, присущими богам грозы. Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, намекающее на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском» подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо-юдо — имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворяющего грозовую тучу.

Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда-юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо потустороннее и несет людям опасность, но его можно изгнать.

Георгий Милляр в роли царя Чудо-юдо

Чудо-юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище — тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины называют его Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо-юдо — русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» — это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда — злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.

Краткий экскурс в мир сказок и былин

Дракон не просто выполняет функцию Цербера из мифологии Древней Греции, охраняя вход в царство мертвых через Калинов мост, он также является фактическим материальным воплощением деструктивной энергии. Обычно изображается с количеством голов кратным трем.

Дракон довольно часто появляется в мифологии разных народностей и наравне со змеей означает негативное начало. В русских сказках и былинах Змею Горынычу отведена роль постоянного противника протагониста, будь то Добрыня Никитич или Иван крестьянский сын. В последней сказке, к слову, на Кудыкиной горе обитает Чудо-юдо, которое также можно назвать одним из имен Горыныча, как эпитет нечистого, дурного, злого.

В подавляющем большинстве случаев змей падает под ударами меча или булавы героя, что фактически означает проигрыш зла и победу света. Змей также олицетворяет перерождение, в некоторых сказках на месте отрезанных голов появляются новые, в двукратном количестве.

Причины популярности

Несмотря на то, что Змей Горыныч – это в первую очередь отрицательный персонаж, его популярность и узнаваемость крайне велика.

В первую очередь причиной такого является популяризация драконов, а также символичного воплощения мощи, коим безусловно является Горыныч.

К тому же, змей остается одним из первостепенных персонажей былин и сказаний, поэтому не отметить его вклад в формирование сказочных миров довольно трудно. Так, например, автор, который в 2015 году опубликовал несколько лучших снимков змея на этапе первичного воплощения проекта в парке, довольно быстро обрел мировую популярность. Фото собрало более 1 миллиона лайков и парк близ села Каменка стал центром внимания, в том числе и для иностранных туристов.

Воплощения проекта

«Кудыкину гору» ежегодно посещают десятки тысяч туристов, однако в 2007 году мало кто верил в успех задумки. Вопреки ожиданиям, сказочный формат пришелся по вкусу аудитории и довольно быстро туристическая активность в Липецке выросла.

Непосредственно самого Горыныча заложили в 2015 году. Первоначальный проект претерпел несколько изменений, от первичного воплощения остались лишь общие формы. Статуя выполнена на металлическом каркасе и «обшита» бетоном. В каждой пасти расположена мощная горелка на газе, так что «гору» в Липецке ночью озаряют всполохи пламени. Статуя получила национальное признание, а публикация экспозиции в Instagram вмиг оказалась в центре всеобщего внимания.

Чем ещё богата «Кудыкина гора»

На территории рекреационной зоны можно посетить настоящую крепость, примоститься на коленях у богатыря и даже пройти курс обучения в «городе мастеров».

В парке даже есть родник с купелью, где можно совершать омовения. Конечно же голодных туристов накормят в одном из нескольких кафе.

Согласно отзывам критиков, «Кудыкина гора» является одним из немногих по-настоящему интересных и своеобразных зон отдыха на территории России.

Один ли Змей Горыныч у россиян

Так, например, первыми в честь сказочного персонажа воздвигли статую жители Петрозаводска (2000 год).

Харьков, набережная р. Лопань

Свой Горыныч есть также в Харькове и Новосибирске. В целом герой остается крайне узнаваемым и популярным.

Для обычных россиян и жителей СНГ змей просто один из хорошо знакомых героев, тогда как библиофилы и преподаватели литературы радуются возросшей популярности именно русских народных сказок среди младшего поколения.

Образ дракона прослеживается у норманнов, ассирийцев, хетов, своя Ехидна была и у греков. Российский аналог обладает собственной спецификой и никогда не был забыт полностью.

Тот факт, что в честь пускай и негативного, но все же литературного, персонажа воздвигают статуи, которые к тому же приобрели мировую известность, говорит в пользу высокой приверженности народным традициям и фольклору, что всегда было примером отменного вкуса и высокой образованности.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам

Огненный змей, Огняник, Летавец — летающие огнедышащие рептилии, записи о которых начали появляться с 11-го века. Летописцы изображают их крылатыми драконами с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета.

Огняник

По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши.

Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. Его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения. Легенды гласят, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Ящер посещает одиноких женщин или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора — инкубе, демоне-соблазнителе. По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как инкуба.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.