11 слов, помогающих понять эльфийскую культуру

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Эльфы по-перумовски

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.

В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов — лук, а любимая тактика боя — засады.

В своем же собственном мире, точнее — в системе миров, так называемом “Упорядоченном”, Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. В книге “Алмазный меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов — дану, или лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов — альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии).

Отличительные черты и культура

Если не углубляться в описания, предлагаемые нам различными авторами книг, сценаристами фильмов и игр, то основными чертами, отличающими типичного лесного эльфа, являются:

Долголетие, даже бессмертие – во многих источниках говорится, что эльф не может умереть по причине возраста, но его можно убить, или он может сам устать от долгой жизни.

Высокий рост – зачастую, рост эльфа превышает рост обычного человека. Но не все авторы в этом солидарны.
Красота – эльфы являются обладателями прекрасных черт лица, которые большинство разумных существ признает крайне притягательными.
Острые уши – без этого любому эльфу просто никак. Пожалуй, не встречается ни одного произведения, где этот народ не выдавали бы заостренные уши.
Мудрость – обладая накопленными за века знаниями, участвуя во множестве событий, происходящих вокруг, каждый лесной эльф может похвастаться ей.
Зоркий глаз, острый слух, уникальная ловкость и меткость – лесные эльфы отдают предпочтение коротким клинкам и лукам, из них получаются превосходные охотники и следопыты именно благодаря этим особенностям.
Дар общения с природой – как защитники всего живого в своем лесу, все эльфы умеют говорить на языке животных и слушать шепот леса. Эта черта помогает им выслеживать нарушителей в своих владениях.
Магия – большинство источников склоняется к тому, что каждый лесной эльф обладает магическим даром, позволяющим им изучать магическое искусство.

Лесные эльфы, в отличие от темных эльфов, предпочитают селиться в лесах, тесно общаясь с живой природой. Зачастую они устраивают свои жилища в кронах вековых деревьев, тогда как темные эльфы любят мрачные подземелья или густые леса, куда нет доступа солнечным лучам.

Также светлые эльфы поклоняются богам, покровительствующим природе во всех ее проявлениях. А дроу, в отличие от них, предпочитают владык хаоса, смерти, интриги, убийств и темной магии.

К тому же, в сравнении с дроу, управляемыми деспотичной формой матриархата, светлыми эльфами правят короли и королевы или же объединенные советы.

Рок Каина

В это время Аэнарион услышал вести, которые должны были погасить пламя его сердца, превратив в холодную ненависть. Его жена, вечная королева Астариель, была убита, а дети пропали. В холодной ярости Аэнарион поклялся, что уничтожит каждого демона в реальном мире, дабы отомстить за это гнусное деяние. И хотя более выдержанные умы советовали иначе, Аэнарион отправился в святилище Каина, кровожадного эльфийского бога убийства. Из чёрного алтаря торчало оружие владыки убийства – Вдоводел, Жало Мести, Меч Каина, Богоубийца. Это было проклятое оружие, и Аэнарион мгновенно вытащил его из алтаря, чем обрёк и себя, и свой род.

Аэнарион, вооружённый мечом бога войны, со спины огромного дракона Индраугнира тысячами истреблял демонов. Силы эльфов вышвырнули орды Хаоса с Ултуана; магическая стража и сверкающие копья защищали растущие города эльфов от нападения, и ненадолго воцарился хрупкий мир. В разорённых землях Нагарита, на севере Ултуана, Аэнарион воздвиг столицу и создал королевство. Здесь возвышалась большая крепость Анлек, оплот от атак демонов, из которой армии Аэнариона могли совершать вылазки. Её башни вздымались выше, чем башни других городов в Ултуане, и пять стен окружали центральную крепость, в которой могли расположиться десять тысяч воинов. Строительство этого города явилось вызывающим шагом по отношению к легионам Хаоса, и его чёрно-серебряные знамёна возвещали, что эти земли принадлежат Аэнариону. Служить в армии Смертоносного приходили самые воинственственные и мстительные эльфы. Хотя его отчаяние из-за смерти Астариели так никогда и не уменьшилось, Аэнарион взял новую жену, родившую ему сына и наследника. Это была Морати, провидица, которую, как утверждалось, Аэнарион спас от власти демонов. Более поздние легенды гласят, что Морати околдовала короля-феникса, хотя никогда уже не узнаем, так ли это, или его просто не волновали ни её характер, ни её прошлое.

В своё время Морати родила прекрасного и сильного сына, и Аэнарион назвал его Малекитом и принял как наследника. При дворе Аэнариона стали обычны охота, дуэли и другие кровавые состязания, именно здесь собрались самые опытные воины, оттачивая умения в ежедневных сражениях с вторгающимися демонами. Нагарит стал землёй, одержимой войной и смертью, и Каледор, к величайшему гневу Аэнариона, отправился в своё найденное королевство на юге. Морати беседовала с Малекитом и учила его секретам правления и дипломатии, тогда как Аэнарион обучал сына непревзойдённому умению владения оружием и таланту командования. Вскоре Малекит стал одним из самых беспощадных воинов Аэнариона, а от матери он научился искусству волшебства, так что мог владеть заклинанием огненных шаров и пророчеством так же легко, как мечом и копьём.

Раскол

Получив предупреждение о кознях Малекита, волшебники короля-феникса прмиенили магию, чтобы помешать сотворению заклинания. Когда колдуны Малекита, стоя наверху чёрных башен, боролись за управление вихрем, земли сотрясли величайшие силы. Содрогались горы, моря бурлили и вздымались, когда тьма и свет вели мистическую битву за управление кружащей в водовороте энергией в центре Ултуана.

Когда наступила ночь, звёзды померкли от вспышек колдовских огней и сияния магической энергии, и тогда Малекит и сборище его колдунов приложили последнее усилие. Получая подпитку от демонических договоров, их магия стала гораздо сильнее, и щиты магов короля-феникса стали распадаться. Сам вихрь выл и визжал, и начал мерцать. В тот самый момент, когда вихрь уже ослабевал, в противоборство вступила новая сила. Освобождённые от долгого плена, Каледор Укротитель Драконов и его маги, угодившие в ловушку вихря, вернулись в царство живых. Немедленно поняв опасность, угрожавшую поглотить Ултуан, они добавили собственные чары к заклинаниям волшебников короля-феникса и, с грандиозным всплеском магической энергии, вернули вихрь в мир.

Обратная реакция магии расколола Ултуан. На северное побережье обрушилась волна высотой в тысячу футов(305 м – Прим. ред.), затопив Нагарит и Тиранок. Города были снесен, и десятки тысяч эльфов погибли. Земля вспучивалась и раскалывалась, и магический взрыв был так силён, что его отметили в палатах гномов, за тысячи миль на востоке. Когда наводнение обрушилось на владения Малекита, его последователи использовали последние колдовские силы, чтобы сдержать шторм. Вобрав магию Хаоса, их тёмные цитадели освободились от скальных оснований и всплыли на покрытые пеной волны.

План Малекита не удался, его энергия иссякла, королевство покоится на морском дне, а армия почти полностью уничтожена. На плавающих замках Нагарита – чёрных ковчегах, как позднее назвали их – Король-колдун и его фавориты бежали от гнева катаклизма, который невольно развязали. Через бушующие моря они плыли на северо-запад, к пустынному, дикому Наггароту – Земле Холода.

Правительство

Власть сосредоточена в руках Сестер Элуны — одной из немногих древних калдорайских организаций, переживших Войну Древних, и единственной, где ранг зависел от способностей, а не происхождения. Именно Сестры установили новое правительство после Раскола и создали Часовых современного образца вместо армии, где родословная влияла на звание.

Круг Кенария не принимал активного участия в правительственных делах, даже когда его возглавлял сам Кенарий, поскольку в Круг допускались и друиды других рас. Хотя архидруид Ярость Бури иногда решал государственные вопросы, друиды в целом обычно оставались в стороне.

Отношения

После событий на горе Хиджал ночные эльфы расторгли союз с Ордой из-за убийства Кенария, совершенного Громом Адским Криком, поддерживая при этом связи с Альянсом. Множество часовых, друидов и воинов калдорай начали охоту на калимдорских орков, чтобы отомстить за смерть полубога. Разгоревшаяся вражда подтолкнула ночных эльфов к участию в военных планах Альянса. Когда в Дуротаре, на землях орков, закончились ресурсы, вождь Орды Гаррош, сын Грома Адского Крика, начал наступление на Ясеневый лес, чтобы прокормить свой народ. Конфликт между орками и калдорай перешел в открытую войну и достиг таких масштабов, что в нем приняли участие некоторые Древа.

Несмотря на пресловутую силу и знания, ночные эльфы не завоевали в Альянсе ни доверия, ни почитания. Плохо скрываемое презрение, с которым калдорай, и особенно их женщины, относятся к иным культурам, не может не портить отношения ночных эльфов с теми, кто при других обстоятельствах стали бы преданными союзниками и благодарными учениками этой древней и мудрой расы. Консервативно настроенные эльфы, среди которых в свое время были архидруид Фэндрал Олений Шлем и даже сама Тиранда Шелест Ветра, открыто высказывали враждебное отношение к «низшим расам» и «чужакам». Многие калдорай настроены жить обособлено, и им сложно относиться к большинству союзников как к равным. Скрытная натура и мистическая красота ночных эльфов тоже не добавили легкости взаимопониманию между ними и представителями других рас. Тем не менее, Малфурион Ярость Бури видит пользу в том, чтобы поддерживать отношения с молодыми расами Альянса, поскольку те продемонстрировали стойкость перед лицом чудовищной угрозы Легиона. В итоге ночные эльфы заняли позицию наблюдателей, учителей и третейских судей, молча наблюдая со стороны и без предупреждения вмешиваясь, чтобы «исправить» опасные ошибки или «наивные» поступки союзников. Кроме того, создается впечатление, что у младших народов есть качество, давно утраченное ночными эльфами: энтузиазм молодости. Приключения и экзотические места снова стали вызывать интерес у калдорай, и не так уж редко случается, что они покидают Телдрассил и Ясеневый Лес, чтобы раскрыть тайны далеких земель, где их народ не появлялся десять тысяч лет.

Есть и другие друиды, разделяющие взгляды Малфуриона на расы Альянса. Они верят во взаимосвязь всего, что происходит, и выступают за обмен идеями и оказание взаимопомощи. Действительно, в последнее время калдорай все активнее принимают участие в делах Альянса, связанных с защитой и восстановлением природы Азерота. В Чумных землях калдорай очищают и пробуждают почву, тогда как другие народы в основном сосредоточены на уничтожении Плети. В Нордсколе ночные эльфы поддерживают дикую природу. В Тысяче Игл калдорайские часовые временно объединились с беженцами тауренов, чтобы разгромить племя Зловещего Тотема. И, конечно, стоит упомянуть, что ночные эльфы, зная о друидических корнях проклятия воргенов, охватившего Гилнеас, протянули руку помощи осажденному королевству и предоставили воргенам убежище на самом Телдрассиле — с их стороны это было редчайшим актом сочувствия и солидарности.

Возвращение Малекита

Как только Малекит вернулся в Ултуан, его объявили спасителем. Он поклялся сыскать и уничтожить культы, заявив, что ни одно королевство не избежит его гнева, и даже Нагарит. Когда Малекит обнаружил, что его мать была одной из главных основательниц культов, он отрёкся от неё и приказал, после того как её схватили, заключить в тюрьму вместе с тысячами её введённых в заблуждение последователей. Никто не был выше расследования Малекита, от самого последнего фермера до горделивого князя. Тех приверженцев культов, кто сдавался, отправляли в замки Нагагрита, где они избавлялись от своих заблуждений. Тем не менее, казалось, что никто, кроме открытой войны, не сможет подавить разрастание вредоносных культов.

Малекит попросил короля-феникса созвать совет князей. Он хотел просить, чтобы ему поручили командование армиями Ултуана, дабы он смог изгнать культы наслаждения. И как раз когда князья собрались в святилище Азуриана, была приведена в движение главная часть плана Малекита. В тайне от других королевств, поддержанные расстрёнными последователями культов и практиками тёмной магии, выступили армии Нагарита. Не заметив опасности, которая надвигалась на их земли, князья собрались, чтобы услышать Малекита. В своём первом заявлении он объявил Бэл-Шанаара членом культов. Малекит сообщил, что Бэл-Шанаар повёл себя как трус и, лишь бы не предстать перед князьями, отравился, прежде чем его можно было бы законно судить. Малекит же, когда Ултуан снова оказался на грани междуусобной войны, принял бы принадлежащее ему по праву положение короля-феникса и предотвратил бы бедствие.

Но на многих князей речь Малекита не оказала влияния, и они объявили его убийцей и предателем. В этот момент агенты из Нагарита ворвались в святилище, и между сторонниками Малекита и его противниками начался бой. Когда на мраморный пол пролилась кровь, Малекит вступил в священный огонь, дабы принять благословение Азуриана. Крики Малекита, заглушая сражение, разнеслись эхом по всему залу. Огонь охватил князя Нагарита, сжигая волосы, кожу и плоть. С последним душераздирающим воплем Малекит бросился назад из пылающей кары Азуриана, и его обожжённое тело, дымясь, рухнуло на землю. Ученики Малекита подняли его тело и с боем расчистили путь, оставив большинство князей Ултуана убитыми в храме.

Эльфийские народы

Миньяр, Татьяр и Нельяр назывались три изначальных народа, на которые подразделились эльфы, пробудившиеся у Куйвиэнен. Их названия означали просто числительные, по порядку пробуждения: Первые, Вторые и Третьи. Два из этих народов разделились после прихода Оромэ к эльфам: Миньяр последовали за Валой полностью, и всем народом вскоре сменили название на Ваньяр, другие же два народа разделились. Татьяр разделились на два народа: Нолдор, которые пошли на Запад, и собственно Татьяр, которые остались и стали частью народа Авари. Что же касается Нельяр, то их ждало разделение на наибольшее количество народов. Часть Нельяр, как и Татьяр, осталась в Авари, те же, что присоединились к Великому Походу на Запад, получили название Тэлери. Часть Тэлери отстала в Рованионе во время Великого Похода на Запад, и стала называться Нандор. Часть остановилась уже в Белерианде после того, как вождь Тэлери Эльве (Элу) Тингол встретил майа Мелиан и полюбил её. Этот народ стал называться Синдар. Часть остановилась у самого берега Великого Моря, чтобы учиться у Оссе строительству кораблей; они получили название Фалатрим. Наконец, последняя часть Тэлери завершила Поход и обосновалась на Тол Эрессеа и в Амане; они сохранили название Тэлери, но также стали называться Фалмари.

Все эльфийские народы подразделились на Эльфов Света (Калаквэнди, Аманэльдар), побывавших в Амане, и Тёмных Эльфов (Мориквэнди, Уманьяр), которые в Амане не были. Название «тёмные эльфы» не значило какой-то связи этих эльфов с Тёмным Властелином, будь то Моргот или Саурон; оно было дано им за непросвещённость.

Эльфы — рабы и слуги Моргота

Однако, очень редко, понятие «тёмный эльф» употреблялось для обозначения эльфа, захваченного в плен в Ангбанд и ставшего там рабом или слугой Моргота (подтверждение такому названию можно найти, к примеру, в The War of the Jewels: Maeglin); такие эльфы, хоть и в небольшом количестве, но существовали, самым известным из них был Маэглин. Согласно некоторым версиям, такова же была и судьба его отца Эола, но эти версии не общеприняты. Не известные по именам эльфы, обращенные насильственно на службу Морготу, служили ему шпионами и разведчиками. Другие, намного более многочисленные пленники использовались как источник рабского труда; одним из этих рабов был Гвиндор из Нарготронда. Эти рабы, в отличие от завербованных Морготом, не испытывали никакого желания продолжать свою работу и стремились бежать, но другие эльфы часто не доверяли им, так как не располагали возможностью отличить их от завербованных слуг Моргота; Властелин всегда притворно устраивал побеги тем, кого склонил к служению себе. Поэтому те, кто бежал из плена добросовестно, зачастую становились изгоями.

Северные Синдар, по мнению не доверявшего им Тингола, были склонны попадать под власть Моргота и работать на него в качестве шпионов. Насколько были оправданы такие подозрения Тингола, неизвестно (The Peoples of Middle-earth, «The Problem of Ros»).

Об эльфах, служивших Саурону во Вторую эпоху или позднее, никаких сведений нет, как нет и сведений о дальнейших судьбах тёмных эльфов, уцелевших после гибели Белерианда.

Настоящий маленький Говард

народец Ленхоф, ученый из калифорнийского университета, предположение выдвинул, что на самом деле мифы об имеют эльфах реальную основу и описывают реальных Синдром.

людей Вильямса, он же «лицо эльфа» – генетический сегодняшний.

На сбой день это больные с синдромом Это. Вильямса генетическое отклонение, которое может если, возникнуть утрачено 20 определенных генов 7 хромосомы. В раз первый о таком синдроме стало известно в году 1961.

Основное отличие людей с таким это – синдромом маленький рост, постоянное детское лица выражение, ярко выраженные губы, нос, проблемы, глаза с сердечно-сосудистой системой. По своему они поведению напоминают то, что было описано в эльфах об рассказах.

Они очень нежные, заботливые, непосредственные, чуткие и открытые как дети. Такие зачастую люди хорошие музыканты, рассказчики, обладают высоким действительно и красивым голосом.

Изначально рожденные в для, воде жизни в глубинах мирового океана, сильно эльфы изменились под влиянием новой обитания среды. По воле своего бога Хаурватата , вышли они из вод, чтобы подчинить себе ходе. В сушу своего развития они сильно своей из изменились первоначальной формы благодаря помощи сидхэ и Амерат . Предки современных эльфов до сих живут пор в морских глубинах и известны как или тритоны океанические эльфы. Современные сухопутные имеют эльфы несколько разновидностей, но оставим пока сосредоточившись, детали на общих признаках, которые объединяют эльфийскую всю расу.

Estel [э́стель]

Надежда

Кадр из фильма «Влacтeлин кoлeц: Двe крeпocти». Режиссер Питер Джексон. 2002 год

Это слово обычно переводится как «надежда» — даже сам Толкин в «Повести об Арагорне и Арвэн» передает его на английском как hope. Но «надежда» — это скорее amdir (, синдарин) или amatíre (, квенья), буквально «вверх смотрение».

Слово же estel образовано от корня stel, «прочность». Эта надежда, в отличие от рационалистичной amatíre, основана не на рациональном знании выхода из сложной ситуации и не на уверенности в своих силах. Estel — та последняя надежда, которая остается, когда никакой надежды нет. Estel — это уверенность, даже убежден­ность, что этот мир не создан для страдания, а окончательная победа зла недопустима, даже если пока мы не понимаем, каким образом победа будет достигнута. Estel не требует обоснования, для нее достаточно доверия или, если хотите, веры.

Эльфы высоко ценят estel, но, увы, совсем не всегда сами обладают этим качеством. Совсем напротив, эльдар знали и отчаяние, и безнадежность, и часто завидовали людям, которые больше думают о будущем, и нередко с оптимизмом, в то время как для эльфа предстоящие годы — лишь очередное напоминание об утраченном прошлом.

В одном из своих филологических эссе Толкин даже рискнул предположить, что валар — ангельские посланники Всевышнего, в руки которых был вверен мир, — не обладали estel в достаточной степени, когда сочли, что для эльфов Средиземье опасно, и вывезли их в Валинор за западным морем. В итоге случились все катастрофы Первой эпохи Средиземья  Первая эпоха — время от появления Солнца и Луны до разгрома темного властелина Моргота. Событиям первой эпохи посвящен эпос Толкина «Сильмариллион». — эльфам неожиданно оказалось тесно под стеклянным колпаком, в то время как темный властелин Моргот получил возможность беспрепятственно соблазнять лишившихся эльфийской защиты людей.

В произведениях культуры

Косплей друидов — ночных эльфиек из World of Warcraft

Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением — эльфами называют лесных духов, фей, гномов и даже троллей. Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки называют рождественскими эльфами.

Литература

Интересен образ эльфов у Уильяма Шекспира. Также об эльфах упоминается у Гёте («Фауст»). Эльфы присутствуют в произведениях Редьярда Киплинга («Пак с Холмов», 1906), лорда Дансени («Дочь короля эльфов», 1924), Джона Р. Р. Толкина («Властелин колец», 1954), Анджея Сапковского (Цикл «Ведьмак», 1990—1998).

В фэнтези-литературе тёмные эльфы получили «второе рождение». Толкин в «Сильмариллионе» описал орков как злой антипод эльфов, их извращённый злом вариант, с чёрной кожей и страхом перед солнцем. Понятие «тёмные эльфы» («мориквенди») у него, однако, применяется не к ним, а к племени эльфов, не видевшему свет Древ и не бывавшему в Валиноре.

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons, вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землёй), так и толкиновских орков (злобность, чёрная кожа, боязнь света).

Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешность и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе.

ElfQuest

У норвежского композитора XIX века Эдварда Грига есть пьеса «Танец эльфов».

Эльфийская рукопись (метал-опера)

Эльфы и альвы, мифы и легенды

Представительница слабого пола с гипертрофированными ушами.

Эльф и эльфийка: встреча рыцаря и индейца.

Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее — найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.

Морские эльфы — это не только 40-50 килограмм диетического легкоусвояемого мяса, но несколько метров редкой кожи синеватого цвета.

Первый тип — это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть “родина эльфов”). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они более всего походят на тех существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых — они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.

Второй тип эльфов — это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на светлых эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды — их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства: о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов — “глубинные”. Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен.

Леголас в исполнении Орландо Блума надолго станет для массового зрителя “подлинным эльфом”.

Еще один исторический источник, который стоит упомянуть — древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин “эльф”. В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще — в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют “феями” или “хранителями (духами) леса”, встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм “Дюймовочка” по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, так же, как и “светлые” эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

Добрые и злые существа

Старинный эпос «Старшая Эдда» раскрывает нам особенности нрава эльфов. Они противопоставляются богам, однако не являются демоническими существами. Я бы назвала их божествами “второго порядка”, какими у славян выступали духи лесов, а у греков – нимфы.

Нередко эльфы приходят на помощь людям, оказавшимся в беде. Они – могучие чародеи, что способны передать силу любому предмету. Такой волшебный артефакт способен исцелить человека от болезни, дать ему невероятную силу, спасти в беде.

Но если человек заденет интересы эльфа или будет вести себя недостойно в его владениях, не стоит рассчитывать на добрый нрав и снисходительность этих существ. В текстах «Младшей Эдды» и вовсе имеется строгое разделение эльфов по их нраву и поступкам.

Эльфийка Тауриэль из фильма «Хоббит» / Beniamino Bradi / bradoart.artstation.com

К первой группе принадлежат добрые и мудрые существа, что готовы оказать поддержку людям, могут делиться с ними своими знаниями, открывая тайны мироздания и устройства мира (в частности, природы).

Вторая категория эльфов отличалась коварством и жестокостью. Это были злые создания, что могли ради интереса погубить человека, оказавшегося в их власти. И те, и другие представители эльфийской расы были могущественными и сильными колдунами, наделёнными силами природной магии с самого своего рождения.

Темные эльфы были коварными и жестокими Michael Haydar / mihaydar.artstation.com

История[]

Первое Разделение

Первое разделение трёх племён эльфов (Миньяр, Татьяр, Нельяр) произошло у озера Куивиэнен, когда многие отказались идти по призыву Валар в их земли, так как желали остаться в родном Средиземье. Эльфы разделились на тех кто отправился в Великий Поход – Эльдар, и тех кто отказался – Авари.

Пропорции эльдар и авари (из 144 пробудившихся эльфов), когда начался Поход, были приблизительно такими:
   Миньяр 14: авари 0 — эльдар Ваниар 14
   Татьяр 56: авари 28 — эльдар Нолдор 28
   Нельяр (Линдар) 74: авари 28 — эльдар Тэлери 46

Второе Разделение

В дальнейшем от тэлери отделилось племя нандор, которое расселилось по Средиземью (в долине и в устье реки Андуин и в Эриадоре), а те, кто позже пришёл за Дэнетором в Белерианд и поселился в Оссирианде, стали называться Лаиквенди (Зелёные Эльфы кв.).

Третье Разделение

После ухода тэлери под предводительством Ольвэ в Аман, у тех кто остался в Белерианде не было общего названия.

Те кто жил на берегах моря, на северном побережье Западного Белерианда (край Фалас), стали называться фалатрим. Народ Эльвэ, оставшийся искать своего вождя, называли себя Эглат (Покинутый Народ). Но когда Эльвэ (или Элу Тингол) наконец вернулся и поселился со своим народом в Дориате, эти эльфы стали называться иатрим (от иат – Завеса). Те же, кто ушли из Белерианда на север в край Хитлум и населяли земли вокруг большого озера, звались митрим (впоследствии там их встретили нолдор-изгнанники Дома Феанора); так же было названо и озеро.

Элу Тингол стал королём всех эльдар Белерианда. Прибывшие нолдор называли всех подданных Тингола синдар – Серыми эльфами. В синдар входили: иатрим, фалатрим, митрим и прочие путешествующие племена. Лаиквенди Оссирианда не причислялись к синдар, хотя последние поддерживали с ними дружбу.

Таким образом по пропорции из ушедших в Поход 46 пробудившихся тэлери, в Аман ушли 20, а оставшихся, синдар и нандор, было 26.

Культурное Разделение

Окончательное и позднее разделение эльфов произошло на Калаквенди (Эльфы света) и Мориквенди (Эльфы тьмы). Такое определение было придумано эльдар, по отношению к себе (Калаквенди), тем кто шёл к Свету Древ, и оставшимся у озера авари (Мориквенди), тем кто остался прибывать во Тьме Мелькора в Средиземье.

После прихода большинства эльфов в Амана, определение Калаквенди стало применительно лишь к тем квенди, что живут или жили в Амане, видели Свет Древ и Валар (они также звались Тарэльдар – Высшие эльфы). Мориквенди стало относиться ко всем другим эльфам, неважно, участвовали ли они в Походе или нет. Последние считались значительно ниже по положению в сравнении с Калаквенди, которые жили в Свете Валинора, получив от Валар и майар гораздо больше знаний и умений.

Нолдор-изгнанники изменили понятия этих названий (синдар вообще не принимали их у себя). Теперь мориквенди относилось ко всем другим эльфам, за исключением нолдор и синдар (т.е. к авари, нандор и лаиквенди), которые ко времени прихода нолдор недолго жили в Белерианде и не были подданными Эльвэ. Однако это понятие никогда не использовали по отношению к неэльфийским народам. Так как определение «Калаквенди» вышло из употребления после прихода нолдор-изгнанников, их учёные-лингвисты создали новые названия для различия: аманьяр – «те, кто из Амана» и уаманьяр или уманьяр – «те, кто не из Амана», наряду с более длинными формами аманэльди и уманэльди. Нолдор-изгнанники утверждали, что были аманьяр, но на деле это понятие теперь обычно обозначало тех эльфов, которые остались в Амане, в то время как Изгнанники называли себя этьянголди«изгнанные нолдор» или просто нолдор (поскольку подавляющее большинство их племени отправилось в изгнание).

История тропа[править]

Наглядный пример отсюда.

Что самое смешное, Толкин в свое время тоже учинил разрыв шаблона, показав эльфов могучими прекрасными воителями: ведь до этого в европейской литературе эльфы присутствовали главным образом в виде крохотных человекообразных существ с крыльями бабочек, порхающих с цветка на цветок. В итоге дефолтный образ эльфов в фэнтези стал именно таким, какими эльфов вывел Толкин, и мало-мальски знакомый с массовой культурой человек при слове «эльф» представит себе именно что высокого и прекрасного гуманоида, любящего природу и искусство и вооружённого луком.

Однако Толкин, создавая образ эльфов, почти ничего не выдумывал от себя. Как известно, новое — это хорошо забытое старое, и Профессор попросту воскресил альвов германского фольклора и сидов ирландского.

Но его можно при этом считать дважды основоположником тропа «У нас не такие эльфы» — ему все-таки не нравилась аморальность и бездуховность альвов и сидов, и он сделал своих эльфов народом святых, не познавших первородного греха.

Впрочем, и эльфов Моргот научил грешить, но, поскольку эльфы-грешники не стали прародителями народа, основная масса эльфов все-таки осталась святой.

К слову говоря, как раз эту черту в позднейшем фэнтези не переняли: даже там, где автор не срывает покровы и эльфы остаются в общем хорошими, акцент делается на то, какие они эстеты и как любят природу, а не на их особую гуманность.

К слову, классически «толкиновские» эльфы появились в фэнтези ДО публикаций Толкина. Лорд Дансени успел раньше. Но многие ли слышали про «Дочь короля Эльфляндии»? Хотя у Дансени именно благие эльфы, а не аморальные альвы.

Традиция давать имена

В произведениях, описывающих мир Средиземья, рассказывается о необычных правилах дарования имён у эльфов. Например, у эльфов Валинора было четыре имени.

Первое имя давал отец сразу после рождения, оно отражало либо имя отца, либо имя матери. Второе, повзрослев, эльф получал от матери, оно являлось отражением его личности, способностей, судьбы.

Третье имя, или «после-имя», эльф получал значительно позже, обычно это был почётный титул. Четвертое эльф мог выбрать себе сам.

Первые два имени считались «истинными именами» и использовались обычно только близкими и друзьями.

Ознакомиться со списком эльфов Средиземья, а также узнать больше об этой и других традициях вы можете, прочитав «Сильмариллион», «Неоконченные сказания» и «Историю Средиземья».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.