Оглавление
- Phra Ajaan Mun Bhuridatto (1870-1949)
- Рама и Сита расстаются навсегда
- Центростремительный поток
- Литература
- Сикхизм
- Любовь и уважение к самой себе
- Будда и дхарма
- Деление на касты и дхарма
- Пурушартха: Кама, артха, дхарма, мокша
- Употребление слова
- Что такое деятельность в наше время
- Джайнизм
- Дхарма в астрологии
- Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
- Санатана-дхарма и карма-канда. Материальная и вечная религия
- 4 вида дхармы
- Чем полезна
- Дхарма в индуизме
- 5. Бхакти — йога.
- Неоиндуизм.
- Как постичь свою дхарму?
- Граха
- Боевая йога (Дхарма Марга)
- Пожертвования
Phra Ajaan Mun Bhuridatto (1870-1949)
Ajaan Mun was born in 1870 in Baan Kham Bong, a farming village in Ubon Ratchathani province, northeastern Thailand. Ordained as a Buddhist monk in 1893, he spent the remainder of his life wandering through Thailand, Burma, and Laos, dwelling for the most part in the forest, engaged in the practice of meditation. He attracted an enormous following of students and, together with his teacher, Phra Ajaan Sao Kantasilo Mahathera (1861-1941), established the Kammatthana Tradition that subsequently spread throughout Thailand and to several countries abroad. He passed away in 1949 at Wat Suddhavasa, Sakon Nakhorn province.
Рама и Сита расстаются навсегда
Рама и Сита возвращаются домой. Рама узнаёт, что Сита ждет ребенка. Рама соглашается выполнить каприз Ситы. Разговор Рамы с друзьями. Неприятное известие. Рама отдает страшный приказ Лакшмане. Сита и Лакшмана отправляются в путь. Сита предчувствует беду. Лакшмана рассказывает Сите правду. Сита принимает свою участь. Лакшмана возвращается к Раме. Царствование Рамы без Ситы. Сита остается жить в ашраме. Рождение близнецов. Рама восстановливает закон. Жертвоприношение коня. Близнецы Лава и Куша выступают на Ашвамедха-ягьи. Рама узнает своих сыновей. Последняя встреча Рамы и Ситы. Сита уходит в подземное царство. Брахма утешает Раму. Рама возвращается в Айодхью и проводит остаток своей жизни одиноким аскетом. Встреча Рамы с Богом Времени. К Раме приходит мудрец Дурваса. Рама наказывает Лакшмана. Лакшмана оставляет тело. Рама заканчивает свою земную миссию. Рама предстает в форме Господа Вишну. Заключение.
Центростремительный поток
История французкого лётчика. Истинная и ложная варнашрама. Как не впасть в чувственные наслаждения? Бхагават-дхарма — высшая дхарма. Махапрабху спрашивает Рамананда Рая: «Каково наше место назначения, и как достичь нашей цели?» Конституциональный и революционный метод духовного прогресса. Гьяна-шунья-бхакти — преданность, лишенная расчета. «Реальность Сама по Себе и для Себя». Утонченный эгоизм. Об истине откровения и деградации религии. О великих вайшнавах и их духе преданности. Что есть подлинная преданность? Школа буддизма и школа Шанкары — сходства и различия. Кришна — источник Брахмана. Что есть карма? Вайкунтха — измерение преданности. Голока Вриндавана — земля Любви. Супраментальное бытие.
Литература
- на русском языке
- Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
- Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
- Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
- Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
- // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
- Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
- Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
- Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
- Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
- Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- на других языках
Сикхизм
Сикхизм — учение, возникшее в на стыке индуизма и ислама. Это основная религия индийского штата Пенджаб. Ее основателем считают гуру Нанака, а главным писанием — книгу “Гуру Грантх Сахиб”. Сикхизм исповедует около 22 миллионов человек по всему миру. Сикхи верят в единого бога, настоящее имя которого никому не известно. Божественная сущность пронизывает все на свете и является творцом настоящего.
Сикха всегда можно отличить в толпе по тюрбану — это один из обязательных атрибутов последователей этой религии:
- кеш — нестриженные волосы, которые должны быть убраны под тюрбан (дастар);
- кханга — гребень для расчесывания волос;
- кирпан — кинжал с выгнутым лезвием — как символ готовности защитить нуждающихся;
- кара — стальной браслет, напоминание для носящего о постоянной преданности богу;
- качера — нижние шаровары (как бы это смешно ни звучало, но можно провести аналогию с мужскими семейными трусами).
Интересно, что все мужчины при рождении получают отчество Сингх (“лев”), а девушки — Каур (“принцесса”). В отличие от многих восточных религий, сикхизм не рассматривает женщину как низшее существо — считается, что женщина равна мужчине, в том числе и духовно. Женщины не изолированы от общества, а брак воспринимается как союз между двумя полноценными, духовно близкими существами. В сикхизме также считают, что хороший хозяин и глава семьи больше приближается к Богу, чем аскет, отказывающийся от всего мирского и не приносящий пользу обществу.
Любовь и уважение к самой себе
Важность принципа защиты женщины. Жизнь в негармоничном обществе
О дхарме – вселенском законе. Как происходит отдаление и потеря себя. Когда женщине допустимо вступать в интимные отношения. Каждый живёт в своём пространстве, которое определяется его уровнем сознания. Важность общества людей с высокими принципами. Уровень сознания в целостности понимания. Практика замедления. Медитация на себя. Где взять силу любви? «Возьми меня на ручки» — обзор статьи. С чего начать развивать, сохранять любовь и уважение к самой себе? Практические советы для наполнения и поддержки самой себя.
Будда и дхарма
Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.
Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.
Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:
- А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
- Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
- Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
- Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
- Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.
Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.
Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.
Деление на касты и дхарма
Это деление на четыре группы прослеживается и в понятии о кастах, на которые традиционно разделяют индийское общество. Прямого указания на связь четырех пурушартх с четырьмя кастами (варнами) нет, но можно сказать, что принадлежность к касте определяет главенствующую пурушартху:
- брахманы — жрецы и ученые — тяготеют к праведной жизни, то есть к дхарме и мокше;
- кшатрии — воины и политики — должны следовать дхарме, но также заботиться и об артхе;
- вайшья — земледельцы и купцы — погружены в материальный мир, значит, в их жизни главенствует артха;
- шудры — слуги и ремесленники — пребывают в состояниях артхи и камы.
Пурушартха: Кама, артха, дхарма, мокша
Пурушартха может иллюстрироваться как целостный процесс сбора сахарного тростника. Каму, артху, дхарму и мокшу можно сравнить с выращиванием сахарного тростника.
Кама – это попытка сорвать тростник и насладиться его соком. Артха – это выращивание и сбор тростника. Дхарма – это подношение тростнику царю. А мокша – это когда царь, видя преданность подносящего освобождает его от работы и делает личным слугой, позволяя ему жить во дворце. Но освобождение доступно только при наличии искренней преданности, а не желания получить награду. Пурушартха отображает материальный мир: от самой первой попытки насладиться им, до конечного освобождения путем принесения возможности наслаждаться в жертву. Таким образом достигается духовный мир – через отрешенность от материальных побуждений.
Употребление слова
В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман IAST: dhárman- и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».
В «Атхарваведе» и классическом санскрите — IAST: dhárma (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
Что такое деятельность в наше время
Деятельность во благо людей. Принцип давать в семье. Как достичь мира в душе? Мир помогает хорошим людям. Семью можно разрушить только изнутри. Три аспекта любой успешной деятельности. Четыре класса людей в обществе. Закон для брахмана. Закон для кшатрия. Закон для вайшьи. Закон для шудры. Актёрство — шудрианская работа. Закон для домохозяина. Наставления для ученика. Закон для саньяси. Законы для всех людей. Три или четыре веды. Сила науки: слушание, понимание, самоосознание. Препятствия, разрушающие деятельность. Правила для правителя. Как сохранить богатство? Политические тонкости. Вербовка шпионов. Объявления.
Джайнизм
Джайнизм — религиозно-философское учение, распространенное в Индии и Шри-Ланке. Оно возникло примерно одновременно с буддизмом, а возможно, и на пару столетий раньше. В основе этого верования — постоянное самосовершенствование души. Последователей джайнизма не так много, по сравнению с тем же индуизмом или буддизмом — не более 10 млн в мире.
В понимании джайнов дхарма — это истинное знание, которое не пребывает в мире постоянно. Оно то угасает и скрывается, то вновь становится проявленным. Тех, кто вновь открывает миру дхарму, называют “хранителями переправы” — тиртханкарами.
Когда тиртханкар проходит этапы своего становления и очищает карму, он переходит в статус Бхагавана — высшего божества. Джайны считают, что всего таких Бхагаванов, вышедших из простых смертных, существовало 24 на протяжении истории.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
- Религиозное учение и философские знания,
- Закон справедливости,
- Умение терпеливо сносить страдания,
- Преданность долгу и Богу,
- Любовь к Богу и людям.
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
- Нельзя причинять вред любому живому существу,
- Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
- Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
- Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
- Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.
Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.
В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:
- развитие мудрости – изучать соответствующую литературу, слушать мудрых людей, взращивать в себе доброе отношение ко всему живущему;
- развитие нравственности – конкретные предписания прописаны в ведах и сутрах, но они близки ценностям гуманистических религий – не лгать, не завидовать, не причинять вреда, не следовать страстям;
- развитие духовности – включает в себя медитации, чтение мантр, развитие осознанности.
Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.
Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.
Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.
Санатана-дхарма и карма-канда. Материальная и вечная религия
Материальной стороной религии называют карма-канду, в которую входит достижение чатурартхи: камы, артхи, дхармы и мокши, соблюдения ритуалов, обрядов и жертвоприношений. Карма-канда необходима исключительно для приобретения материальных наслаждений, которыми человек может наслаждаться как в человеческой форме жизни, так и в форме жизни полубога на райских планетах. И хотя карма-канда, материальная сторона религии, признается лучшей деятельностью чем невежество и грехи, с абсолютной точки зрения она обуславливает живое существо в круговороте рождения и смерти также сильно, как и грехи.
Карма-канда занимает ум человека тяжелой деятельностью ради обретения бренных плодов материальных достижений. В священных текстах описывается, что путём невероятных усилий можно достигнуть райских планет, но это не избавит человека от круговорота рождения и смерти. После пребывания на райских планетах, джива, живое существо, попадает снова в материальный мир иногда в тело человека, иногда в тело животного, в зависимости от благочестия и пути попадания на райские планеты.
Для санатана-дхармы главной целью является достижение духовного мира – обители Верховного Господа. Ведические авторитетные писания утверждают, что метод достижения духовного мира всего один – это преданное служение Верховному Господу:
Верховная Личность Бога – это Господь Кришна.
Итак, санатана-дхарма – вечная деятельность, направленная на Верховную Личность Бога, Господа Кришну. Целью санатана-дхармы является избавление живого существа от материальной иллюзии и возвращению его домой, в духовный мир. Каждое живое существо по своей сути духовная частица Бога, постоянно находящееся во взаимоотношениях с Ним. В силу своей обусловленности, живое существо не способно воспринимать или взаимодействовать с Богом, но Господь Кришна всегда находится в сердце живого существа как Параматма – Сверхдуша.
Санатана-дхарма – это духовный путь, духовный метод, который направлен на Кришну. Но как правильно взаимодействовать с Кришной? Сарва дхарман паритьяджа мам экам шаранам враджа. Необходимо оставить все иные разновидности веры и предаться Верховной Личности Бога. Материальное общество построено на вере в материальные достижения: экономику, науку, политику, образование, но в конечном счете все это необходимо лишь для наслаждений. Как бы материальное общество не развивалось войны, болезни, эпидемии, стихийные бедствия и страдания не оставляют людей, а иногда кажется что и вовсе их становится только больше. Для следованию санатане-дхарме, человеку необходимо оставить свою веру в материальные достижения и предаться Кришне. Предаться Кришне означает занять позицию слуги и служить Ему так, как этого хочет сам Господь.
4 вида дхармы
Дхарма — это всеобъемлющее явление, ее принято делить на несколько уровней, а именно:
Рита дхарма – это универсальный закон Вселенной;
Варна-дхарма – главный закон социума;
Ашрама-дхарма – этапы развития личности;
Свадхарма – это индивидуальная дхарма личности.
Рассмотрим каждый из уровней и то, по какому принципу действуют законы дхармы.
Рита-дхарма или Вселенский закон
Можно сказать, что Рита-дхарма, это мелодия, под которую кружится наша Вселенная. Рита упорядочивает космос, время, все планеты и звезды, потому что представляет собой замысел Бога Творца. Этот вид дхармы не что иное, как судьба Вселенной, если мы (люди) живем в гармонии с космическими законами, то находимся в созидательном потоке Риты.
Рите подчиняются процессы созидания и разрушения миров, наступление новых эпох, круговорот рождений и смертей, путешествие душ из одного тела в другое. Этот вселенский порядок поддерживают полубоги, выступающие хранителями стихий и законов природы: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера.
Варна-дхарма – закон построения общества
Как я написал в начале статьи, дхарма распространяется на все и на всех в этом мире. Общество – не исключение. Варна-дхарма объясняет, как следует жить каждому человеку с учетом его позиции в социуме
Законы дхармы подразумевают общественные отношения в рамках семьи, нации, религиозного сообщества и человечества в целом. Важно уважать свою дхарму, придерживать моральных норм и законов социума, в котором мы живем. Качественное исполнение дхармы ведет к духовному росту, более того, развиваются и люди, которые находятся рядом с вами.
Есть еще один интересный закон дхармы – если человек чувствует, что проживает не свой жизненный сценарий, то дхарму рекомендуется поменять, но сначала избавиться от долгов «прежней жизни».
Ашрама-дхарма: этапы взросления
Этот аспект дхармы, возможно, не слишком применим к современному обществу. Но все же следует упомянуть и о нем. Ашрама-дхарма описывает конкретные этапы, которые переживает душа в физическом теле. Подразумевается рождение, взросление, зрелость, старость и уход из мирской жизни. В ведическом обществе личность проходит 4 основных этапа взросления:
- Ученичество (с 12 до 24 лет);
- Семейственность (с 24 до 48 лет);
- Удаление от дел (с 48 до 72 лет);
- Религиозное отшельничество, аскеза (с 72 лет).
Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)
И вот мы пришли к самому интересному – индивидуальному пути личности, который называется свадхарма. Это выбор, который обуславливает движение индивидуума по жизни. Такая дхарма – это свобода воли, внутренний закон, которым человек руководствуется в своих поступках.
Свадхарма зависит от «плохой» и «хорошей» кармы, от соотношения проступков и добрых дел. Каждый человек, как вы понимаете, индивидуален с точки зрения свадхармы. Более того, на индивидуальную дхарму влияют и три вышеуказанные дхармы – вселенская, общественная и человеческая. У свадхармы есть задача – указывать на закономерности развития человека, в зависимости от его кармы. Тут можно провести параллель с флорой: из семени вырастает дерево, которое покрывается цветами, дает плоды и новые семена.
Зная свою дхарму и следуя по пути ее реализации, человек обретает счастье. Таким образом, страдания, разочарования и беды – это не что иное, как следствие несоблюдения дхармы либо проживания не своей дхармы.
Чем полезна
Польза от Дхарма Марга для духа и тела человека очевидна, но познать её дано не каждому, так как йог должен быть физически готовым для выполнения достаточно сложных упражнений. Польза от боевой йоги очевидна.
Сюда относятся:
- развитие и закрепление физической силы организма;
- увеличение выносливости;
- повышение глубины самопознания через выполнение сложных упражнений;
- приобретение навыков обращения с древним оружием;
- возможность защитить себя при физической опасности;
- совмещение контроля за дыханием с двигательной активностью.
Важно! Достичь мастерства в этом учении достаточно сложно, так как упражнения энергоёмкие, и не все могут выполнить предлагаемые комплексы в этой практике
Дхарма в индуизме
Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.
Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает
- Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
- Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
- Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.
Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.
Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.
Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.
5. Бхакти — йога.
Пятый аспект, когда живое существо
полностью очищает свое вожделение от материальных примесей, и эта
кама-шакти трансформируется в такое понятие, в изначальную природу,
которая называется Бхакти-шакти. Бхакти означает – чистая, любовная преданность Богу.
И когда живое существо попадает из духовного мира в материальный мир,
то оно оскверняется этими материальными желаниями и вот
это желание любви к Богу – превращается в любовь ко всем материальным
объектам или продуктам деятельности, и это называется вожделением. Когда живое существо проходит все эти этапы очищения, оно
высвобождается от этих материальных примесей и получает свою изначальную
природу — Бхакти-шакти. И этот уровень называется
Бхакти-йога. Чистое, немотивированное, любовное преданное служение.
Неоиндуизм.
Понятие дхармы в неоиндуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях Бхагавадгиты
. Так, Б.Ч.Чаттерджи в книгеНачала религии (1888), интерпретируя дхарму как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман. С другой стороны, под влиянием французского позитивизма 19 в., он отождествляет религию (как дхарму) с «человечностью» как таковой. В своемЭссе о «Гите » (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Ученик Ганди Виноба Бхаве полагает, что дхарма человека сегодня уже не такова, как десять лет назад, а еще через десять лет также существенно изменится, ибо зависит от «психологической диспозиции», характера. Дхарма далее понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на солнце, даже любя его, потому что это противоречит их дхарме).
См. также: ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КАМА; МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ; МИМАНСА-СУТРЫ; МОКША; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; ПУНЬЯ; ПУРУША; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САТЬЯ; ШАНКАРА.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
- Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
- Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
- Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
- Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
- Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Граха
На сознание, нарушающее Риту, налагается ограничение. В философии Востока подобным ограничением выступает понятие граха, которое можно перевести, как узел или планета.
Граха имеет позитивное и негативное влияние, повторяемое в космических циклах. Что может являться ограничением? Тело, место проживания, условия проживания, а также возможности для достижения поставленных целей. Если сознание относится к другим в негативном ключе, то тем самым создаёт для себя ограничение в соответствие с направленностью влияния. И наоборот, если оно помогает другим, то ограничение носит позитивный характер. Обычно ограничение применяется не сразу, а только в период активности данной грахи в гороскопе индивидуума.
Например, крадущий сам пострадает от потери, а дающий получит вознаграждение. Потеря и вознаграждение выступают как ограничения. Потеря приводит к нужде и сожалению от утраты, а вознаграждение заставляет применять усилия по сохранению и защите.
Сознание, на которое наложены ограничения из-за прошлых действий, может компенсировать ограничения действиями противоположной направленности. Например, сознание в прошлом совершившее кражу, может частично компенсировать совершённое раздачей даров. Устранению негативных влияний может способствовать правильное применение талисманов (в общем случае ношение на теле) из планетарных камней и металлов.
Заключение
В каком бы направлении не двигался индивидуум, он, сам того не осознавая, связан с деревом Санатана Дхармы и находится под беспристрастным контролем Риты. Давайте учиться жить гармонично в соответствии с космическим законом, чтобы избежать ограничений и познать истину.
Боевая йога (Дхарма Марга)
Часть 1 Из интервью с Валерием Волостных, Первым Вице-президентом Федерации Боевого Самбо России (Энциклопедия прикладного рукопашного боя. Издательство ООО «ВИПв»). Вязьмина я знал давно. Он тоже тренировался у Харлампиева. И всё время меня звал, но не рассказывал о том, что делает. Просто приглашал и всё. Я вежливо отказывался, потом как-то пришёл к нему, но сначала не понял этой системы и не стал ходить на тренировки.
Но, возможно, через некоторое время, на каком то уровне я осознал, что в его системе есть очень ценные и интересные вещи, что нужно поучиться и почерпнуть для себя это новое и вернулся опять к нему. Позвонил и опять начал тренироваться. Он мне ничего не объяснял сначала, говоря, что ты имитируй всё, а понимание придёт. И я, как ученик, стал скрупулезно всё делать. Мы приходили в Битцевский парк и тренировались в лесу, при любой погоде, на траве, на снегу, под дождём и т.п.
Клип 1. Фрагмент показательных выступлений учеников Вязьмина перед настоятелем Шаолиньского монастыря*. Постепенно, он начал объяснять смысл тех или иных движений. И со временем я увидел, стройность этой системы. Система Каратэ, по сравнению с ней показалась мне менее интересной и не такой глубокой. Я начал заниматься интенсивнее, параллельно с занятиями у Харлампиева. То есть, потренировавшись от 3 до 6 часов в парке, я приходил ещё в зал бороться. Максимально тренировки доходили до 8 часов в день. Тогда я уже понял манеры боя, энергетические наполнения, движения в «таттвах», позиции, для чего это всё. Начал шлифовать, изучать. Откуда появилась эта система? Кто научил самого Вязьмина? Система, с моей точки зрения, успешная попытка автора восстановить методы подготовки и боевые приёмы древних индийских воинов. Вадим Вязьмин как исследователь провёл огромную работу, перевёл большой объём текстов с санскрита и добытую информацию начал прорабатывать на практике, тренируясь сам и тренируя учеников. Естественно, важнейшим фактором являлось то, что он был сам хорошо подготовлен. Был учеником Харлампиева, а также работал и в Штурминской системе. Вязьмин, на протяжении некоторого времени, сделав несколько выпусков учеников, на практике отшлифовал эту систему, и она получила своё завершение. Часть 2 Из интервью с Валерием Волостных, Первым Вице-президентом Федерации Боевого Самбо России (Энциклопедия прикладного рукопашного боя)
И, по моему, уже не так важно, так ли готовились и вели поединок индийские воины, и насколько восстановленная исследователем картина близка к той реальности. Тем более, что этого мы не сможем узнать никогда
Важно то, что БОЕВАЯ ЙОГА (Дхарма Марга) эффективно работает в экстремальной ситуации. С моей же точки зрения, Дхарма Марга отвечает и современным требованиям, она очень интересная. Причём, в ней присутствует не только боевой, но и медицинский аспект, что говорит о полном и всестороннем подходе не только к единоборству, но и к здоровью человека. (*) Энциклопедия прикладного рукопашного боя Валерий Волостных, ООО «ВИПв» Валерий Волостных
- < Назад
- Вперёд >
Пожертвования
Пожертвование как вид отношений. Кому следует давать пожертвования. Мотивация при пожертвовании. Пожертвование и чувство долга. Время, место и обстоятельство при пожертвовании. Почтение. Правильное настроение во время пожертвования. Блаженство. Жертвоприношения, дающие вечное благо. Жертвоприношения, дающие временный результат. Вера. Пожертвование прасада. Пожертвование и чувственные наслаждения. Великие пожертвования в истории. Шесть долгов брахмана. Жертвоприношения и милость Господа. Вопрос о брахманах. Вопрос о пожертвовании в правильное время. Вопрос о служении. История царя Инригу.

Эта тема закрыта для публикации ответов.