Что такое целостность и как ее достичь?

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Целостная личность — норма или отклонение?


Сейчас принято считать, что каждый человек, это несомненно целостная личность

, единая и неделимая, представляющая собой ни что иное, как спаянный воедино массив характера, мышления, чувств, разума и даже физического тела. Всё это стараются впихнуть в одно понятие не от того, что оно настолько ёмкое, а потому что в наше время мало кто вообще понимает, что собой представляет личность человека. На деле же всё куда проще, чем может показаться на первый взгляд и личность, это ни что иное, как совокупность взглядов человека на жизнь, при учёте накопленного опыта. Иными словами, сегодня мы относимся к тому, или иному человеку хорошо, а завтра плохо — это следствие накопленного нами опыта, так как мы узнали, что человек, казавшийся нам хорошим, таковым не являлся. Личность, это просто взгляд от первого лица и всё, что за ним стоит, говоря языком игроков в видеоигры.

Но существует также ещё один факт, который известен лишь психологам, да людям, которые крайне тесно связаны с психологией и суть его состоит в том, что личность человека никогда не бывает целостной. Да-да! Каждый день, каждый час, минуту и секунду своего существования, мы представляем собой ни что иное, как сотни и тысячи разрозненных личностей, из которых и формируется наше нынешнее отношение. Почему так? Всё очень просто. Наше мнение строится из десятков, а то и сотен плюсов и минусов того, о чём мы складываем это самое мнение. И каждый плюс и минус в этой копилке, это мы в прошлом, наше мнение и наша личность, которая уже давно канула в лету, но всё ещё живёт отголоском мнения прошлого. Таким образом, целостная личность

, это ни что иное, как выдумка для упрощения жизни тем, кто не хочет задумываться о том, как же проходит его существование.

Ведь представьте себе на минуту, что собой представляет личность неделимая: это единое, непоколебимое мнение обо всём, сформированное изначально и неизменное под влиянием внешних факторов. Иными словами, целостная личность

, это просто компьютерный алгоритм, который не имеет ничего общего, с личностью человеческой.

Плюсы и минусы

Правда, следует также обратить внимание и на то, что дробление нашей личности это не всегда хорошо и зачастую внутренние противоречия попросту разъедают нас изнутри, не давая не то, что нормально думать, но и просто жить нормальной жизнью. Это происходит потому, что с возрастом человек, развиваясь и меняя точку зрения на различные вещи, накапливает опыт, но при этом забывает временами остановиться и подумать о том, что же он собой представляет именно сейчас

Как относится ко многим вещам и что думает о том, о чём раньше и не задумывался. Это провоцирует скопление так называемых «хвостов», или попросту противоречий в человеке, что очень сильно тормозит его развитие. Для того, чтобы избавиться от них, существует множество практик и систем, но пожалуй лучшая и скорейшая из них, это система с прозаическим названием «Турбо Суслик», которая рассчитана на достижение результата «слияния» этих самых разрозненных личностей в кратчайшие сроки. Но и эти «кратчайшие сроки» могут представлять собой месяцы, а то и годы, в зависимости от развития конкретного человека, впрочем, система настолько проста в эксплуатации, что практиковать её можно даже просто профилактически.

Подводя итоги хочется также заметить, что в наше время свободного доступа к информации проблема дробления личности и неимения собственной, основанной на эмпирическом начале, точки зрения, является наиболее острой. И потому, если кто-либо скажет вам, «что его личность целостна, ведь сам он — личность!», просто улыбнитесь про себя и просветите невежу по поводу реального положения вещей. И вам приятно, и другу полезно.

Предрасполагающие факторы

Поскольку патологическая диссоциация затрагивает основы идентичности индивида, истоки следует искать в раннем детстве. Обычно патология зарождается в возрасте до 9 лет.

Личность маленького ребенка не является интегрированной, целостной. Она совершенствуется в процессе воспитания, личного опыта, иных внешних факторов. Когда дети подвергаются воздействию негативных, стрессорных обстоятельств на ранних этапах развития, их идентичность не достигает целостности, самостоятельности. Отсутствует взаимосвязь жизненного опыта с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями.

Обычно факторами, провоцирующими патологическую диссоциацию, становятся:

  • насилие, особенно повторяющееся многократно – сексуальное, эмоциональное, физическое. Отдельная роль отводится инцесту – домогательствам со стороны родственников, поскольку данное событие сопровождается стыдом, виной, отрицательные эмоции вытесняются из памяти при помощи расстройства. Женщины подвергаются насилию намного чаще мужчин, поэтому болезнь более распространена среди женского населения.
  • недостаток заботы. Отмечается особая роль отсутствия матери у 2-х летних детей, провоцирующее образование нарушенной привязанности;
  • сильнейшее душевное потрясение – потеря близких, аварии, тяжелое заболевание, катастрофы, природные катаклизмы. Войны также являются мощным провокатором расстройства. Но существует интересный факт: исследования зафиксировали всего 76 случаев заболевания в 1944 году, тогда как в 90-е количество возросло до 40 000.

Повторный психотравмирующий эпизод способен спровоцировать появление новой личности.

Целостность человека: разные взгляды

А теперь несколько точек зрения на целостность человека, которые я считаю достойными внимания:

  1. Природа человека незавершенна и фрагментарна. Отсюда исходит наше постоянное стремление к единому, чем мы не являемся. Желание обрести целостность – двигатель эволюции личности, ощущая свою нецелостность, мы можем сделать один из двух выборов: остаться разорванными, фрагментарными или обрести полноту собственного существования, раскрыв его (то есть, свой) безграничный потенциал.
  2. Фрейд показал, что человек является существом принципиально нецелостным. В нем, одновременно работают различные программы, которые растаскивают человека в разные стороны. «Свобода от конфликтов, цельность и однородность личности, — пишет его дочь Анна Фрейд, — являются, таким образом, невыполнимыми идеалами человеческой культуры».
  3. Третий подход, основанный на трудах Юнга, не отрицает наличия противоположных программ в человеке, но рассматривал их как дополняющие друг друга. По мере своей эволюции человек освобождается от принципиальных крайностей, извлекает себя из концепции «черное-белое» и познает свою целостность вне двойственности.
  4. Человек целостный, т.е. замкнутый, завершенный, не способен развиваться.
  5. При рождении каждый человек целостен, но впоследствии он утрачивает свою целостность. Дальнейшее развитие человека есть суть стремление восстановить целостность, обрести душевную гармонию в единстве всех частей.
  6. Стремление человека к целостности – естественное, исходящее из глубины его сущности, может быть неосознаваемым. Отказ от движения к целостности – предательство своей сущности, влекущее за собой внутренние разрушения. Такое часто происходит, когда человек ощущает свою псевдоцельность.

Это лишь некоторые из множества взглядов на цельность человека, но уже их вполне достаточно для того, чтобы голова пошла кругом. Какие выводы сделала я:

Собственное ощущение цельности может быть с приставкой псевдо-, поэтому доверять ему стоит с осторожностью. Стремление к целостности является движущей силой развития человека

Ощущение разрозненности, фрагментарности личности происходит от заключенности в двойственном видении «хорошо-плохо».

Образование

Целостное образование личности происходит благодаря тому, что приходит ясное осознание всего происходящего. Каждый урок вносит в жизнь человека что-то необходимое для развития. Еще эта особа позволяет пережить себе любые эмоции и принимает все, и даже тёмные стороны своего характера, с уверенностью в том, что это всё её чему-то научит. Такие люди умеют наслаждаться каждым моментом в жизни, ощущают внутреннюю свободу, так как смотрят на мир с позиции Бога. И можно сказать с твёрдой уверенностью, что у этих личностей отсутствует волнение и переживание.


Смотреть галерею

Для них открываются возможности для постоянного развития, познания всего нового, и сама жизнь становится большим приключением. Человек излучает во внешний мир такую энергию, как радость, тепло и свет. Ему хочется всем этим делиться с окружающим обществом.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Укрепление целостности

Тони Симонс, автор «Дивидендов целостности: Как вести людей за собою силой слова» советует пообщаться с окружающими вас людьми, чтобы понять, насколько целостной личностью они вас воспринимают.  Он говорит: «Найдите способы получить о себе честное мнение от окружающих. Вы должны понять (и эта необходимость еще больше, если вы работаете на руководящей должности), доверяют ли вам люди. Целостность личности всегда лежит в основе доверия».

Что же до того, как именно укреплять свою целостность и помогать делать это другим, Симонс, Петерсон и Андерсон предлагают вам делать следующее – и делать это на постоянное основе, не изобретая отговорки:

1. Выполняйте ваши обещания.

Выполняйте вне зависимости от того, кому именно вы их дали – вашему персоналу, вашим инвесторам, или кому-то еще. Если так получилось, что вам не удалось выполнить данное обещание по не зависящим от вас причинам, непременно извинитесь, и сделайте все возможное, чтобы это исключение не стало правилом.

2. Приходите вовремя на назначенные встречи.

Делайте это как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной (не забывайте ходить в церковь, если считаете себя верующим человеком, не пропускайте походы в спортзал, приходите на семейные собрания и так далее).

3. Прежде, чем на что-то соглашаться…

Остановитесь и трезво подумайте, действительно ли вы готовы идти до конца. Вы должны руководствоваться в этом разумом, а не чувствами.

4. Научитесь говорить «нет».

Никто из нас не способен давать обещания всем, кто вас об этом попросит – если только хочет, чтобы у него была возможность выполнить эти обещания.

5. Присмотритесь к тому, как вы реагируете на ситуации, требующие от вас морального выбора…

А также к тому, как вы ведете себя с моральной точки зрения в долгосрочном взаимодействии с другими людьми (скажем, не пытаетесь ли вы взвалить на других людей большую часть работы в совместных проектах, и так далее). Если вы научитесь трезво оценивать себя со стороны, это поможет вам вовремя останавливать себя от совершения поступков, вредящих целостности вашей личности, и лучше взаимодействовать с окружающими (а еще вы сможете, взяв себя за образец, оценивать моральный облик других).

6. Отточите свои навыки общения до максимальной остроты.

Перечитайте написанное вами сообщение или отчет перед тем, как отправлять его, заранее планируйте, что вы скажете на презентации или во время телефонного разговора. «Расплывчатое и нечеткое общение ведет к нарушенным общениям», – пишет Симонс. Если вы не уверены, лучше попросите кого-то перечитать написанный вами текст и указать в нем на неоднозначности прежде, чем отсылать его адресату.

Возможно, вам придется избавиться от некоторых привычек (к примеру, от привычки давать необдуманные обещания или склонности приукрашивать неприятную истину). Ну а некоторые, напротив, вам нужно будет укрепить: поработать над своей храбростью (потому что именно страх зачастую не дает вам действовать так, как нужно, а не по пути наименьшего сопротивления – вспомните главного бухгалтера компании Петерсона, которого почти наверняка уволили бы, если бы другие сотрудники не проявили свою храбрость, и не отстояли бы его).

«Научитесь правильно извиняться – так, чтобы извинение было простым, быстрым и помогало хоть как-то исправить вашу ошибку, а не было попыткой оправдаться», – советует Симонс.

Ну а Питерсон советует научиться обращать особое внимание на используемые вами слова и выражения, в особенности когда мы общаемся на такие непростые темы, как сексуальная ориентация, расизм и религия

8. Избегайте людей, которым недостает целостности личности и морального стержня.

«Не вступайте с ними в деловые отношения, – пишет Андерсон в своем блоге. – Избегайте находиться с ними в одной компании. Не оправдывайте их. Вам всегда стоит помнить о том, что другие люди пристально следят за вашим кругом общения, и неизбежно судят о вашем характере по тому, какими людьми вы себя окружили».

Целостная и гармоничная Личность, подумалось…

Седьмое абстрактное ядро или Решение Духа является последним ядром в цепочке личностных, после которого человек — целостная и гармоничная Личность. Осознанный и уверенный в себе, он строит свою жизнь из того опыта и материала, который накоплен им за годы духовной практики и мирской жизни. Именно здесь определяется его дальнейшая судьба. Именно поэтому ядро и называется «Решение Духа». От Духа, в большинстве случаев, зависит, пойдёт ли практик дальше, на уровень Двойника, сможет ли он достичь своего Высшего Я и самому стать Двойником, либо он останется здесь, в ловушке Ясности.

Целостная и гармоничная Личность:

  • Осознаёт и контролирует всю свою психическую, эмоциональную и ментальную активность.
  • Тотальная уверенность в себе и своих силах.
  • Отсутствие какого-либо страха и сомнений перед социумом.
  • Осветлённый и целостный Ум, когда человек видит весь свой дальнейший Путь.

Если он решит остаться на этом уровне, то ему суждено прожить остаток своих дней в состоянии счастья и внутреннего покоя. Но вот от смерти, накопленный опыт и осознание не спасут. Я часто думаю о том, что это мой потолок. Чтобы идти дальше, нужно умереть как Личность и родиться как Двойник? Готов ли я вступить на путь неизвестного? У меня пока ещё нет однозначного ответа на этот вопрос, так как в отличие от большинства других «воинов», я осознаю какими «лишениями» для меня это может обернуться. Определённо, от чего-то мне предстоит отказаться. Путь на уровень Двойника не может быть простым. Колоссальный объём энергии необходим для роста.

Для движения по второй цепочке двойниковых ядер, нужно иметь избыточные ресурсы. Речь идёт о жизненных и личных силах, об энергии самого тела. И этих ресурсов нужно очень много.

Отчего я готов отказаться ради своей свободы? От власти я отказался, да она меня никогда и не привлекала. От денег? У меня их не так много, чтобы мне от них отказываться, да и цели заработать все деньги мира у меня нет. Семья и дети? Моя жена идёт вместе со мной по этому Пути, а вот дети… это открытый вопрос, но не сказать, что насущный.

С другой стороны, у меня есть предрасположенность во взаимодействии со своим Двойником (Высшим Я). Говорит ли это о том, что я смогу стать Магом? Не факт.

Буду честен с самим собой. Обрести целостность Ума — это уже огромное достижение и настоящий подвиг. В буквальном смысле, нужно жрать землю, чтобы обрести эту целостность. Из всех людей мира наберётся процентов пять, кто смог бы сделать нечто подобное. Дойди хотя бы до этого уровня, а потом решай, чего ты хочешь и куда тебе дальше идти. То, что я себе думаю о том, как выглядит целостная и гармоничная личность в итоге будет сильно отличаться от того, что есть на самом деле.

Правда сейчас, в голове разброд и шатание, а в восприятии полно дыр, через которые утекает энергия, мне до целостности, объективно, ещё далеко. Но только обретя эту целостность, можно осознать чего ты хочешь на самом деле. А дальше, будь искренним с самим собой и если ты хочешь Свободы, действуй, исходя из этого Намерения, а не иди в противоположную сторону или не засыпай в своей вновь обретённой целостности. Давай решать проблемы по мере их поступления.

Получилось сумбурно, но пока есть именно такое восприятие всего происходящего. Кстати, когда есть такой сумбур, требуется перепросмотр. Ладно, оставлю пока всё как есть, позже вернусь к этому вопросу.

В Мой Мир

Tweet

Целостная и гармоничная Личность, подумалось…

  • 0.00 / 5 5
  • 1 / 5
  • 2 / 5
  • 3 / 5
  • 4 / 5
  • 5 / 5

votes, 0.00 avg. rating (% score)

Цельная личность

Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.

Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.

Возможные варианты

В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.

В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.

Нравственность и гармония

Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.

Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.

Развитие и воспитание цельности

Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).

Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.

А на самом деле…

Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.

Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.

Выводы

Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.

Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.

Определение отправной точки

Сразу скажу, что не стоит слишком спешить отвечать на вопросы приведенные ниже. Если вы активно занимаетесь развитием своих положительных качеств, то быстро пробежав по вопросам, вы можете дать слишком предвзятые ответы, которые покажут не то, кем вы являетесь, а то, кем вы хотите стать. Хорошенько обдумайте каждый вопрос, возьмите для этого столько времени, сколько понадобится, а затем со всей ответственностью давайте ответ. Желательно даже все ответы записать на лист, чтобы затем обвести самые проблемные из них и в будущем понимать, над чем стоит работать. Ваши ответы на приведенные ниже вопросы помогут вам понять, насколько вы целостная личность.

Можете ли вы назвать себя человеком, достойным для подражания?

Свойственно ли вам менять свое лицо, когда вы один, и когда вы на публике?

Умеете ли вы признавать свои ошибки, даже тогда, когда вас никто к этому не принуждает?

Чьи интересы вы чаще всего отстаиваете при взаимодействии с другими людьми, их или свои?

Среди ваших знакомых есть такие, которым вы можете помочь безоговорочно в любой ситуации?

Если человек в той или иной ситуации не прав, вы говорите об этом ему самому, или другим о нем?

Являетесь ли вы открытым и доброжелательным ко всем, даже к тем, с кем вы ранее не встречались?

Как хорошо вы относитесь к тем людям (в том числе клиентам), от которых ничего не получаете взамен?

В состоянии ли вы принять сложное решение, зная, что потом за него придется отвечать перед другими?

Всегда ли вы руководствуетесь принципами морали и этики, или вы ориентируетесь по обстоятельствам?

Запомните, что «Большинство людей достигает мгновенного успеха за счет того, что они знают; мало кто добился хотя бы временного успеха за счет того, что он сделал; в конце концов, единицы добились постоянного успеха за счет того, кем они являются»

Вот почему так важно обдумать каждый вопрос, а не отвечать на автомате. В какой бы точке вашего путешествия в поисках себя вы ни находились, целостная личность это результат, путь к которому достаточно сложный, но пройти этот путь – это единственный способ получить то, ради чего вы и начали все путешествие

Сопутствующие состояния

Помимо расщепления сознания, больного сопровождают другие симптомы:

  • быстрая смена настроения;
  • депрессии;
  • повышенная тревожность;
  • нарушения сна;
  • проблемы употребления пищи;
  • смена вкусов, интересов;
  • разговоры с самим собой, на разный манер;
  • галлюцинации – тактильные, вкусовые, зрительные.

70% больных ДРИ заканчивают жизнь самоубийством. Однако показательным диагностическим критерием является диссоциативная амнезия.

Субъект забывает события личной биографии, затрудняется полноценно рассказать историю собственной жизни. Его школьная деятельность отмечается резкими спадами и ростом успеваемости. Наблюдается амнезия на текущие события. Например, пациент стойко уверен, что сегодня вторник, живет вторником, хотя по факту сегодня четверг. Событий двух дней не помнит. Отсутствует также возможность вспомнить некоторые поступки, сказанные слова.

Пациенты обнаруживают вещи, происхождение которых затрудняются объяснить, непонятные записи. Знакомые просят что-то сделать (сыграть на гитаре), но человек понимает, что не умеет этого делать. Когда прохожий приветливо кивает ему, знаменуя приветствие, больному сложно вспомнить, кто это.

Деперсонализация и дереализация проявляются ощущением отстраненности. У пациента создается впечатление, как будто он наблюдает за собственной жизнью со стороны. Он не способен контролировать собственные мысли, действия. У него возникает ощущение нереальности происходящего, отдельные вещи кажутся измененными, меняют очертания, свойства. Подобное состояние настигает базовую личность.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.