Медитация в буддизме

Алан-э-Дейл       23.12.2022 г.

5 мифов, связанных с философией буддизма

  1. Пацифизм.

    Отсутствие насилия над всеми живыми существами – основное положение философии буддизма. Здесь мало что общего с пацифизмом, отрицающим насилие в любом проявлении. Если буддисту угрожает опасность, он вправе заступиться за себя. В любом фильме о монахах, будь то художественное или документальное кино, часто упоминается боевое искусство. Мастера делают всё возможное, чтобы исключить бой, а если происходит критическая ситуация, принимают его с высоко поднятой головой.

  2. Медитации.

    Когда речь заходит о буддисте, у любого из нас может возникнуть следующий образ: человек, который сидит в позе лотоса и медитирует. Однако на самом деле постоянно медитирует лишь маленькая часть буддистов и монахов.

  3. Будда.

    Неосведомленный читатель подумает, что это образ первого просветлённого Будды Шакьямуни, и будет заблуждаться. Полноватый и позитивный человек в позе лотоса – Будай или Хотэй. Он считается воплощением одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея, который дарит радость, веселье и благосостояние.

  4. Страдание.

    Главная мысль буддийской практики – причинять себе боль, страдания, мучения – является только лишь ошибочным стереотипом. Для того чтобы в дальнейшем цикле перерождений стать высшим существом, буддисты познают изменения жизни через боль.

    Истинные буддисты идут по пути к просветлению, не занимаясь просто так душевными, телесными пытками, несмотря на то, что понимают, насколько этот мир далек от идеала.

  5. Реинкарнация.

    Неосведомлённый человек полагает, что буддисты являются сторонниками идеи переселения души и круга сансары. Но из-за неточности перевода священных книг на деле всё сложнее. В понятие «реинкарнация» в большинстве своём буддисты вкладывают «возрождение», но не «перерождение».

Медитация на санкальпы

Подразумевает постоянное памятование, концентрацию и погружение в определенную установку. Например, вы намерены видеть мир, как иллюзию, для этого берете установку “Это – сон, это все – иллюзия” и применяете ее ко всем аспектам жизни. Тоже самое можно делать с любыми другими аффирмациями, намерениями, установками например: “Мое тело здоровое и сильное, я молод внутри и снаружи”. Медитация на санкальпы позволяет силой мысли притянуть и реализовать все что угодно, корректировать судьбу и очищать карму.

Техника выполнения: выберите необходимую санкальпу, напишите ее и поставьте на видное место. Определите сроки работы с этой санкальпой. Старайтесь ежедневно держать в уме и погружаться в эту санкальпу. Детально о технике смотрите в видео:

Медитация на сакральный слог АУМ (Нада-йога)

Предполагает пение или концентрацию на звуке АУМ. Что исходя из ведических текстов, является изначальной вибрацией из которой происходит Вселенная. АУМ очищает грубое и тонкое тело, приводит в баланс правое и левое полушарие, направляет ум в возвышенное состояние.

Техника выполнения: сядьте в удобную позу, сделайте глубокий вдох и на выдохе пропойте АУМ. Можно петь высоким или низком голосом, коротко или протяжно. Старайтесь максимально сконцентрироваться на звуке, как будто бы вы и есть этот звук. Более детально о медитации на слог Аум, смотрите в мастер классе инструктора йоги Ольги Бедунковой:   

Примечание: нада-йога – это так называемся йога звука. В этот раздел можно добавить лечебные медитация исцеления звуком, которые широко применяются по всему миру психологами, йога-терапевтами, шаманами, целителями, как средство от депрессии, беспокойства и стресса. Они успокаивает ум и нервную систему, очищает тонкое тело. Для таких медитаций  используют различные инструменты (флейты, барабаны, поющие чаши, гонги, бубны, варганы, этнические инструменты). Выполняют в группе от 2-х до нескольких тысяч человек, ведущий (музыкант или несколько музыкантов) играют на инструментах, участникам нужно просто лежать или сидеть, слушать музыку и расслабляться. Пример звуковой медитации с помощью гонга:

Возможные ошибки

Путь по всем ступеням с целью достижения шаматхи можно сравнить с полетом орла. Чтобы взлететь, он использует силу взмаха своих крыльев, но, достигнув нужной высоты, просто парит, не прикладывая к этому особых усилий. Чтобы достигнуть свободы, следует знать о пяти ошибках медитации и способах, которые помогут их избежать.

Пороками, мешающими взлететь и парить, являются:

  1. Лень. Самая распространенная ошибка.
  2. Отвлечение от объекта. Причина тому непослушный блуждающий возбужденный ум. Медитирующий забывает объект, с которым связана медитация.
  3. Возбужденное состояние и потеря ясности мысли.
  4. Не применяется «противоядие», когда его необходимо применить.
  5. Используется «противоядие», когда в нем нет необходимости.

Достичь прогресса можно, обойдя перечисленные ошибки. Вот перечень необходимых для использования «противоядий». Их число достигает семи, причем первые четыре являются спасениями от лени:

Вера. Искреннее убеждение, что достижение шаматхи принесет большую пользу.
Вдохновение. Оно напрямую связано с убеждением, ведь именно оно порождает желание заниматься медитативной практикой.
Наслаждение

Возникает из первых двух, ведь вера и вдохновение являются пусковым механизмом для возникновения энтузиазма и удовольствия.
Достижение спокойствия ума.
Внимание. Это «противоядие» помогает концентрироваться на объекте медитации, избежать второй ошибки.
Бдительность

Помогает контролировать состояние сильного возбуждения или утрату ясности сознания. Существуют специальные медитативные навыки, благодаря которым удается удерживать поток сознания.
Уметь отпустить ум. Подобный навык помогает при пятой ошибке медитации.

Правило № 2. Отпустить ненужное внутри

Когда мы, наконец, отпускаем всё ненужное извне, самое время – перейти к внутренней «уборке». Дело в том, что точно так же, как и наше окружение, разум создаёт не меньший беспорядок.

Как только мы перестанем быть рабами всего поверхностного, то прекратим беспокоиться о мелочах. В результате разум станет открытым к более важным вещам. Тем самым вы достигнете необыкновенного состояния спокойствия и безмятежности.

Буддистских монахов учат делать всё искренне, с радостью и добрыми намерениями. Всякий раз, когда они медитируют, то вместо того, чтобы фокусироваться только на себе, думают о мире на всей Земле и общем просвещении.

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне

Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Буддийская техника Покоя

Сентябрь 4th, 2014 Полина Сухова

Буддистская медитация Покоя

Основа текста из книги «Эриксоновский гипноз М.Гинсбург и Яковлева» с  доработками гипнолога Полины Суховой

Подпишитесь на новости сайта в левой колонке сайта и получите возможность скачать эту  технику.

//puteshstviedushi.ru/wp-content/uploads/2014/03/00998.mp3

Исполнитель медитации психолог, гипнолог Полина Сухова

Автор музыки Роман Кинцурашвили очень рекомендую:

//www.odnoklassniki.ru/roman.kintsurashvili

Текст медитации!!!Друзья, если вам понравилась медитация оставьте пожалуйста отзыв, мне будет очень приятно узнать, что она Вам помогла!

Вы можете сесть удобно… закрыть глаза… услышать звуки, которые вас окружают… ощутить тот объем, который ваше тело занимает в объеме этой комнаты…

Первый этап медитации – это слова. Повторяйте их мысленно.

Я – покой.

Я окружен покоем.

Покой меня укрывает.

Покой меня поддерживает.

В покое я в безопасности.

Покой во мне.

Этот покой – мой.

Все хорошо!

Второй этап – размышление.

Вы можете подумать о покое – о том, как вы его понимаете… что он значит или мог бы значить в вашей жизни… О том, что могут значить эти слова: «Покой укрывает»… «Покой поддерживает»… И подумать об этом вы можете по-особому… как бы наблюдая за своими мыслями со стороны… как вы наблюдаете за тем, как течет ручей… позволяя мыслям течь… приходить… изменяться… уходить… как им вздумается… и мысли приходят и уходят… как птицы… которые пересекают небосвод… а небосвод сознания остается глубоким… ясным… и спокойным

И на следующем этапе мы используем ваше воображение

Вы можете представить себе, что прямо здесь, прямо над нашими головами простирается безграничный океан покоя… может быть, вы представляете себе покой как цвет… или свет… или что-то вроде тумана… или что-то другое… неважно… правильно именно так, как вы себе представляете… и можно открыться… и позволить ему войти в тело… и покой входит в тело… и заполняет его… как жидкость заполняет сосуд… вплоть до кончиков пальцев… и покой заполняет каждую клеточку… и на некоторое время остается просто ощущение покоя… и комфорта… и тело с благодарностью отзывается… на те несколько мгновений покоя… которые вы ему предоставили… и если приходит расслабление… можно позволить ему прийти… и воспользоваться им…. И на следующем этапе..

внутренне сохраняя состояние покоя… вы можете представить какую-то житейскую ситуацию… из тех, которые тревожили или раздражали… и мысленно войти в нее… сохраняя внутреннее состояние покоя… проиграйте в своём воображение эту ситуацию… проиграйте её несколько раз, столько сколько считаете нужным для полного спокойствия в этой ситуации в будущем…

И на следующем этапе… внутренне сохраняя состояние покоя… вы можете представить какую-то житейскую ситуацию… из тех, которые тревожили или раздражали… и мысленно войти в нее… сохраняя внутреннее состояние покоя… проиграйте в своём воображение эту ситуацию… проиграйте её несколько раз, столько сколько считаете нужным для полного спокойствия в этой ситуации в будущем…

И теперь есть возможность оценить… как изменяется ситуация… благодаря тому, что вы в ней внутренне спокойны… может быть, меняется ваше отношение к людям… или отношение людей к вам… или что-то другое… и даже если это понимание не приходит сейчас… оно может прийти позже… когда вы будете к этому готовы…

И вы отпускаете ситуацию… и даете ей уйти и раствориться… и возвращаетесь на предыдущий этап… на котором просто позволяете телу испытывать состояние покоя… и комфорта… несколько мгновений…

И вы возвращаетесь на предыдущий этап… на котором вновь позволяете мыслям течь… это могут быть мысли, связанные с покоем… или не связанные с ним…

И вы возвращаетесь на самый первый этап… на котором вновь мысленно произносите слова…

Я – покой.

Я окружен покоем.

Покой меня укрывает.

Покой меня поддерживает.

В покое я в безопасности.

Покой во мне.

Этот покой – мой.

Все хорошо!

Опубликовано в рубрике Аутотренинги и медитации, Эффективные техники Метки: аутотренинг, Буддийская техника Покоя, как расслабиться, медитация, расслабление, расслабляющая медитация, техника покоя, хорошая медитация

Ступени

Девять изображений характеризуют такое же количество ступеней шаматхи. В иносказательной и наглядной форме отражены изменения состояния ума и сознания того, кто начал непростой путь к постижению Истины: монах, руки которого держат лассо и крюк, обезьяна и слон.

Игра цвета, черные и белые изображения – это поэтапный путь к умиротворению и избавлению от закрывающих сознание заблуждений. Лассо – символ внимательности и осознанности, крюк – обозначение бдительности, слон – сознание, которое в начале пути окрашено в черный, а обезьяна – обозначение блуждающего ума.

Нельзя достичь Самадхи, не пройдя все девять ступеней. Последовательно сменяющие друг друга. Изображения тибетской ксилографии отражают эти этапы:

В самом начале пути, ищущий Просветления находится на большом расстоянии от своего ума

Слишком много препятствий, слон следует за обезьяной.
Внимание помогает медитирующему приблизиться к слону, сквозь черноту на обезьяне прослеживаются белые пятна, что символизирует уменьшение умственного возбуждения.
Медитирующий и его ум вплотную встретились и уже не отдаляются друг от друга, хотя обезьяна пока все также впереди и пытается тянуть за собой слона.
Разрыв между умом и практикующим медитацию сокращен еще больше. На картинке гораздо больше белого.
Роли меняются, и уже медитирующий идет впереди слона, ведя его за собой.
Нет необходимости контролировать внимание

Возврат медитации неизбежен, ум контролируется сознанием.
Практически полный контроль, лишь небольшие темные пятна говорят о незначительных препятствиях на пути к Осознанию.
Естественная и непрерывная медитация, не требующая особых усилий.
Практикующий шаматхи и слон, символизирующий сознание, находятся в полном покое. Они рядом друг с другом и нет ничего, что может воспрепятствовать этому союзу. Шаматха достигнута.

На пути к познанию шаматхи чрезвычайную важность имеет последовательное движение. На каждом описанном этапе требуется остановка для совершенствования навыков

Правило № 7. Живите настоящим моментом

Некоторым людям очень трудно избавиться от мыслей, которые одолевают их ежесекундно, как назойливые мухи, и сосредоточиться на красоте Здесь и Сейчас. Наши умы очень легко отвлекаются, к сожалению.

Помочь наслаждаться жизнью каждую минуту и каждую секунду поможет практика осознанности. Она перенаправит ваши мысли в нужном направлении. Монахи никогда не думают о прошлом и не беспокоятся о будущем. Они живут настоящим моментом, поэтому всегда – спокойные и умиротворённые.

Для того, чтобы наполнить жизнь счастьем, очень важно жить настоящим моментом. Если будете постоянно думать о прошлом – получите только сожаления, а если о будущем – беспокойство и тревогу

Особенности буддийских медитаций

Медитация является составляющей духовной жизни буддистов. В ней собраны физические и умственные практики, которые, в конечном итоге, должны привести к обретению состояния истинной любви и милосердия, к уходу от жизненных перерождений, к пробуждению и достижению царства нирваны.

Буддизм подразделяется на несколько учений, каждое из которых рассматривает разные цели медитации. Медитативные практики характеризуются сразу несколькими определениями:

смрити — наблюдать за своими действиями, поступками, мыслями;
самадха — умиротворить ум;
випашьяна — постоянное нахождение в осознанном уме;
дхьяна — концентрация внимание;
саматхи — концентрация;
праджня — интуитивное прозрение;
бхавана — сама медитативная практика.

Не существует метода медитации, который подойдет всем людям. Она может изменяться в зависимости от каждого определенного человека или конкретного учения. Но все они объединены одной целью — трансформация ума йогина до углубления в познание себя и нахождение пути к освобождению.

Все медитативные практики подразделяются на 2 вида:

  1. Действовать. Представляет собой комплекс физических и психологических упражнений (например, практика асан, развитие интуитивных навыков).
  2. Созерцать значит углубляться внутрь себя, познавать суть окружающего мира, сосредоточенно наблюдая за ним.

Некоторые виды медитаций подразумевают наличие предварительной подготовки в виде обучения, чтения священных книг, наставлений гуру.

Таким образом, бхавана делится на 3 стадии:

  1. Шрути. В ее процессе медитирующий обучается по советам учителя и на основе священных текстов.
  2. Вичара. Человек размышляет и анализирует полученную информацию, применяет теоретические методы на себе.
  3. Бхавана. Человек может приступать к самой медитации.

Сам процесс медитации делится на несколько стадий:

  1. Человек мысленно концентрируется на познании смысла истины.
  2. Остальные мысли отходят на второй план, медитирующий отстраняется от насущных проблем;
  3. Избавление от эмоций.
  4. Ум приходит к невозмутимому состоянию, отрешенному от всего мира.

Для успешного результата, медитацию следует проводить регулярно, желательно в одно и то же время. Можно уделять этому занятию каждую свободную минутку. Самой продуктивной является медитация в утреннее время.

Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?»

Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?» — может вам дать только ваш личный учитель в зависимости от вашего уровня развития и пути, а также воззрений и практики. В целом, сама медитация вещь тайная, как бы это смешно не звучало и люди на Западе пока мало что, (очень мало, только крупицы), знают про медитацию и про то, как следует правильно медитировать. )

Медитация может иметь несколько уровней, например медитация с концентрацией и основой, и без них. Аналитическая медитация и медитация без анализа. Собственно, исходя из этого и складывается путь ученика и духовный рост через практику медитации.

Разновидности

Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.

Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.

Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.

Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:

  • випассана, или по-тибетски лхатонг – направлена на прозрение и развитие мудрости, познание тела и ума;
  • саматха (шаматха), или по-тибетски шинэ – направлена на успокоение, делает ум чистым, незамутненным, сосредоточенным.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

Медитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание.Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум

Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться

Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся. Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Начало

Прежде, чем практиковать медитацию шаматхи, необходимо определить для себя три вещи, имеющие значение:

  • место;
  • правильная поза;
  • выбор объекта.

Место

Вовсе не обязательно для того, чтобы начать практику, уединяться в заброшенном уголке, выбирая глухой лес или горы. Достаточно найти удобное комфортное помещение, где никто не сможет нарушить умиротворение.

Положение

Поза также важна. Конечно, хорошо, если это будет положение сидя со скрещенными ногами, однако, далеко не всем оно покажется удобным, поэтому для начинающего практиковать рекомендуется занять удобную позу, сидя.

Важным является и положение рук: они должны быть расположены на уровне живота, правая поверх левой, большими пальцами касаться друг друга. Спина выпрямлена и не напряжена, язык прижат к верхнему небу, глаза в расслабленном состоянии и чуть прикрыты.

Объект

В качестве субстрата, на котором будет сконцентрировано внимание, в технике шаматхи может выбираться дыхание (именно о такой практике говорил Будда) или какой-либо предмет, пригодный для визуализации

Сосредоточение на дыхательных движениях – одна из самых простых медитативных техник

Во время практики требуется удерживать свое внимание только на движениях грудной клетки – вдохе и выдохе, не допуская переключения сознания на иные предметы, мысли или действия

Если возбужденный ум отвлекает внимание, следует вернуться к отправной точке и снова постараться сосредоточиться, отбросив посторонние внешние и внутренние раздражающие факторы. Уже спустя короткое время при регулярности и усидчивости можно будет заметить, что концентрироваться и контролировать блуждание мыслей становится легче

Примечания

  1. , с. 464.
  2. , с. 735.
  3. For instance, Kamalashila (2003), p. 4, states that Buddhist meditation «includes any method of meditation that has Enlightenment as its ultimate aim.» Likewise, Bodhi (1999) writes: «To arrive at the experiential realization of the truths it is necessary to take up the practice of meditation…. At the climax of such contemplation the mental eye … shifts its focus to the unconditioned state, Nibbana….» A similar although in some ways slightly broader definition is provided by Fischer-Schreiber et al. (1991), p. 142: «Meditation – general term for a multitude of religious practices, often quite different in method, but all having the same goal: to bring the consciousness of the practitioner to a state in which he can come to an experience of ‘awakening,’ ‘liberation,’ ‘enlightenment.'» Kamalashila (2003) further allows that some Buddhist meditations are «of a more preparatory nature» (p. 4).
  4. , с. 179.
  5. Камалашила (Энтони Маттьюз). Медитация. Буддийский путь покоя и прозрения. — СПб.: Уддияна, . — 320 с. — 1500 экз. — ISBN 5-94121-016-7.
  6. Conze E. Buddhist Thought in India. Michigan 1970, p. 98.

Заключение

Буддистская медитация – это путь к миру и гармонии с самим собой. Это образ жизни. В конце концов цель буддийской медитации – не осознание своего дыхания, а осознание своих эмоций, слов, поступков в каждый момент времени – то есть осознанность как принцип существования. Недостаточно медитировать несколько раз в неделю, нужно ежедневно работать над своим мышлением и поведением. Только тогда вы увидите позитивные сдвиги в сознании и в реальности. Поэтому будьте осознанны в каждом движении, умственном и физическом. Настоящая буддийская медитация начинается за пределами коврика.

Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.