Аштанга-виньяса-йога: асаны, ступени, отличия от хатха-йоги

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Как подготовиться к аштанге

Для занятий йогой не обязательно иметь предварительных духовных практик. Но так как аштанга-виньяса – это активные динамические комплексы, то необходимо приобрести хотя бы минимальную физическую подготовку. Следует заранее позаниматься растяжкой, выносливостью и укрепить мышечный корсет. Практические занятия йоги – это выполнение асан, развивающих и укрепляющих мышцы. Только благодаря сильному телу ученик научится фокусировать мысли.

Постигая первую ступень, нужно просто думать о достойном поведении и не совершать в жизни необдуманных поступков.

Новичок научится:

  • концентрировать ощущения на точках тела;
  • учиться сохранению медитативного состояния;
  • контролировать дыхание при выполнении упражнений.

Полезна тренировка в специальном упражнении, основанном на первой ступени аштанга-йоги. Мысленно выбирается объект, концентрируя на нём мысли, и перечисляется вся информация об этом предмете и его характеристика. Размышлять следует так долго, пока не закончится желание. В следующем упражнении, на такое же время, отключить все мысли. Эти простые занятия — хорошая подготовка для освоения последующей ступени — постигать возможности своего тела.

Яма и Нияма

Яма – это соблюдение правил, а вернее, принципов поведения. Таких, как непричинение вреда или ненасилие (ахимса), в том числе в мыслях и пожеланиях; правдивость (сатья) как отсутствие лжи, в том числе самому себе; отказ от стремления присвоить то, что тебе не принадлежит (астея); освобождение от ненужных вещей, отсутствие алчности (апариграха), контроль над желаниями, самодисциплина (брахмачари). Соблюдение этических принципов в соединении со здравым смыслом, правильное действие – это и называется Яма.

Нияма – этот принцип проще всего выразить через такое понятие как очищение от загрязнений. Тела, мыслей, чувств. Патанджали упоминает 5 принципов нияма: чистота, внешняя – чистоплотность, и внутренняя – чистота помыслов, (все это шауча); скромность, удовлетворенность настоящим (сантоша); самоограничение ради достижения духовных целей (тапас), формирование культуры мышления (свадхья); принятие высшего идеала (ишвара-пранидхана).

Аштанга-виньяса-йога для начинающих

Данная система отлично подходит для тех, кто только решил погрузиться в мир йоги и ищет то, что подойдет для новичков. Это обусловлено тем, что основу аштанга-йоги составляет комплекс упражнений Сурья Намаскар – он является полной практикой йоги (садханой), и довольно быстро осваивается.

Сурья Намаскар состоит из 12 асан, которые представляют собой наборы различных движений и наклонов тела. Сначала асаны выполняются по отдельности в медленном, неторопливом темпе, одновременно с освоением каждой асаны производится обучение правильному дыханию и синхронизации дыхания с движениями. Затем начинается обучение последовательностям асан и их правильному выполнению – так постепенно новичок овладевает йогой, и спустя какое-то время уже способен выполнять все упражнения в полную силу и с достижением лучшего результата.

А когда можно считать, что техника освоена? Тогда, когда вы будете способны выполнять 12 кругов Сурья Намаскар за один раз – это стандартная нагрузка, доступная для здорового человека. Однако брать йогу нахрапом нельзя – новичкам рекомендуется начинать с 4-х кругов, далее можно чередовать «быстрые» и «медленные» круги, и постепенно повышать свою выносливость и возможности. Однако и с достижением 12 кругов считать, что обучение закончено, нельзя – опытные практики способны выполнять до 50 кругов и более, а пределов совершенства в принципе не существует.

А когда лучше всего смотреть онлайн видео уроки и заниматься аштанга-йогой? Оптимальным временем считается ранее утро, а еще лучше – восход солнца. Это время дня является самым спокойным, восходящее солнце одаривает мир своими теплыми лучами, а воздух чист и влажен – все эти условия помогают настроиться на нужный лад и заниматься с достижением лучших результатов.

Обо всем этом вы узнаете из видео уроков, которые вы можете видеть на данной странице.

Здесь, кстати, нужно отметить одну важную вещь: заниматься йогой могут здоровые люди, не имеющие серьезных заболеваний. В частности, не стоит заниматься практикой людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (в том числе с гипертонией, коронарной и артериальной недостаточностью), больным туберкулезом, с различными грыжами и заболеваниями позвоночника. И не рекомендуется практиковаться беременным женщинам – для них существуют специальные комплексы упражнений, которые более безопасны, полезны и эффективны.

Сохранение дхьяны

Медитирование с пением мантр, с помощью которого можно достичь непрерывного познания объекта с сосредоточенностью мыслей — это дьяхна, седьмая ступень, которая успокаивает сознание. При сильном сосредоточивании иногда наступает кратковременная потеря психики. Отключившись совсем, медитируя, йог не чувствует действий, у него остаётся включённым только сознание существования и объекта медитации. Конечной целью считается приближение к самадхи.

 Итак, аштанга-йога относится к философской школе, состоящая из динамических поз, дыхательных упражнений и регуляторов сферы жизни людей. Аштанга-виньяса – это подвижная практика с асанами, объединёнными блоками — виньясами. Комплексы асан сопровождают пранаяма (дыхательные упражнения), бандхи (мышечные замки) и дришти (фиксированный взгляд на нужной точке).

Сурья Намаскар А

Сурья Намаскар А, или Приветствие Солнцу А, — это своего рода ритуал, который нужно выполнять каждое утро как символ своей благодарности пришедшему новому дню. Это несложный комплекс, который сочетает в себе все элементы, описанные выше. Начиная с Сурья Намаскар А, вы подготавливаете своё тело, достигаете более высокого состояния ума и учитесь сливать в единый поток движения и дыхание.

Состоит Сурья Намаскар А из 11 движений, которые мы должны выполнить пять раз подряд. Для новичка, который учится аштанга-виньяса йоге, этого может быть достаточно, поскольку благодаря технике такого разогревающего дыхания, комплексу поз, можно ощутить, как тело разогрелось. Но для опытных практиков это не более чем разминка.

Сейчас мы расскажем, из чего состоит комплекс, но помните, что важно запомнить не только движения, но и вдохы-выдохы и направление взгляда в каждый момент. Если уджайи пока не получается, пробуйте выполнять комплекс с обычным дыханием, а вне практики учиться победоносному дыханию

Когда будете готовы, вы сможете их совместить

Если уджайи пока не получается, пробуйте выполнять комплекс с обычным дыханием, а вне практики учиться победоносному дыханию. Когда будете готовы, вы сможете их совместить.

Попробуйте задержаться в каждой асане, чтобы понять, как правильно её удерживать, и только потом приступайте к переходам

Последовательность выполнения:

  1. Встаём в позу горы (Тадасану), укрепляем своё положение, чувствуем тело, не раскачиваемся, все мышцы подтянуты. Точка взгляда — насагра, смотрим на кончик носа. Из этого положения начинаем работать.
  2. На вдохе поднимаем руки вверх и направляем взгляд на большие пальцы рук.
  3. С выдохом наклоняемся вниз, делаем Уттанасану, смотрим снова на кончик носа.
  4. Со следующим вдохом поднимаем голову, но не пережимаем мышцы шеи, вытягиваем позвоночник. Концентрируемся на точке бхрумадхья, на третьем глазу.
  5. Выдыхаем и переносим ноги прыжком назад, чтобы оказаться в позе планки (Кумбхакасаны). Если сделать прыжок пока проблематично, можно быстро перенести ноги одну за другой. Опускаемся на руках вниз, теперь мы в позе посоха на четырёх опорах (Чатуранга Дандасане).
  6. Из этого положения на вдохе опускаем таз вниз, ноги ставим на внешнюю сторону стопы, хорошенько прогибаемся с спине и поднимаем голову. Мы оказались в позе собаки, смотрящей вверх (Урдха Мукха Шванасане). Взгляд при этом направлен на нос.
  7. С выдохом переставляем ноги на носочки, поднимаем таз, одновременно вытягивая спину и шею. Это асана собаки, смотрящей вниз (Адхо Мукха Шванасана). Тянем корпус по направлению к ногам, пятки стремимся поставить на пол, шея расслаблена. Смотрим на пупок (наби-чакру). В этом положении мы задерживаемся, делаем пять циклов вдоха и выдоха. При этом помним, что они равны по длительности и интенсивности.
  8. На шестом вдохе прыжком подносим ноги к рукам (или переставляем). Голова направлена прямо, концентрация на третьем глазе.
  9. Выдыхаем, прокручивая таз чуть вверх и оказываясь в Уттанасане. Смотрим на кончик носа.
  10. На следующем выдохе выпрямляемся, поднимаем руки вверх, удерживая взгляд на больших пальцах.
  11. Выдох, и возвращаемся в позу горы.

Как вы можете увидеть, данный вариант Приветствия Солнцу хорошо подходит для начинающего практика, поскольку несложен.

Как выполняются бандхи? Сначала мы работаем без них, запоминая последовательность движений и отстраивая их, в дальнейшем подключаем замки следующим образом:

  • мула-бандху делаем каждый раз в конце выдоха, выдохнули — сжали мышцы промежности;
  • уддияна-бандху выполняем во время циклов дыхания в собаке мордой вниз, с выдохом живот должен автоматически подтягиваться; также во время перехода из Уттанасаны в положение стоя;
  • джаландхара-бандха выполняется, когда подбородок направляется к груди, это происходит в Собаке, смотрящей вниз.

Противопоказания к занятиям

Противопоказаний немало, так как Аштанга предполагает высокую физическую активность

И не важно, в домашних условиях занимается человек, или работает с тренером в группе, йога-центре

Стоит подыскать другие занятия, если у вас:

  • серьезные патологии опорно-двигательного аппарата, например, грыжа межпозвоночных дисков;
  • хронические заболевания с частыми и кризисными обострениями (вам лучше заниматься ЛФК с инструктором);
  • постоперационный период;
  • серьезные травмы головы в прошлом;
  • повышенная температура тела на данный момент;
  • прием сильнодействующих лекарств на долговременный период;
  • диагностированы сердечнососудистые заболевания.

Беременные занимаются Аштанга йогой только в том случае, если это опытные, давно практикующие йоги, знающие все нюансы занятий. Всем остальным разумнее пойти на курсы специальной йоги для беременных.

Лед-класс

Лед-класс — это занятие, проходящее под полным руководством преподавателя, который называет асаны, ведет подсчет виньяс и задает определенный ритм дыхания. Преподаватель может помочь ученику в какой-либо позе, а также напомнить о необходимости концентрации внимания и удержания бандх. Объяснений по технике выполнения асан на лэд-классах не дают. Во-первых, это невозможно сделать из-за непрерывности потока практики, во-вторых, предполагается, что ученик приобрел необходимые навыки на майсор-классах. Лэд-классы проводятся по 1-й и по 2-й серии раздельно.

Лед-класс — не для новичков. Прежде чем приходить на это занятие, вы должны освоить как минимум две трети первой серии, знать и применять базовые принципы аштанга-йоги (дыхание, бандхи и дришти).

Для чего нужен лед-класс? Во-первых, это своего рода проверка: если вы можете выполнять асаны без напряжения, не теряя внимания и дыхания, значит, этот отрезок пути освоен. Если у вас есть какие-то недочеты, которые вы не замечаете во время личной практики, они обязательно проявятся, и вы увидите, над чем необходимо работать.  Во-вторых, во время лэд-класса мы практикуем «в потоке», без остановок и перерывов, соблюдая ровный, единый ритм дыхания на протяжении всей последовательности. Это своего рода эталон,  который мы затем стремимся воплотить на майсор-классах.

Все остальное мы расскажем на занятии. Записаться на занятие в Санкт-Петербурге можно по почте, по телефону или прямо на сайте.

Особенности, принципы, история аштанга-виньяса йоги

«Аштанга» означает «8 ветвей / ступеней». Этот термин был введён ещё около двух тысяч лет назад Пантанджали в философском труде «Йога-сутры». Однако современное направление аштанга-виньяса появилось только в прошлом веке, когда Шри Кришна Паттабхи Джойс, опираясь на древние тексты, изложил основные принципы и правила аштанга-виньяса йоги в своей книге «Йога мала».

Как можно понять из названия, аштанга-виньяса йога состоит из 8 частей. Каждый шаг — это путь к самореализации, поэтому каждая часть должна изучаться в определенной последовательности.

Ученик должен продвигаться вверх, начиная с самой низшей ступени:

  • яма (моральные принципы);
  • нияма (самообучение и очищение);
  • асана (физические позы йоги);
  • пранаяма (дыхательные упражнения);
  • пратьяхара (контроль чувств и эмоций);
  • дхарана (сосредоточенность/концентрация);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (высшее состояние).

Как говорил Пантанджали, тот, кто пройдёт все восемь ветвей в этой последовательности, будет собирать плоды с дерева йоги.

Давайте немного подробнее остановимся на каждой ступени.

Яма имеет некоторое сходство с заповедями, это этические ограничения, а именно:

ахимса, что означает ненасилие (при этом важно понимать, что ненасилие недопустимо ни над другими, ни над собой);
сатья — это правдивость (ложь — разрушительная сила, и неважно, кого вы обманываете — других или себя);
астейя — нежелание владеть тем, что тебе не принадлежит (сюда мы относим такие пороки, как ревность, зависть, воровство);
брахмачарья — сексуальная сдержанность (йога не отрицает человеческую сексуальность, но учит разумно тратить ценную энергию);
апариграха — подавление инстинкта собственничества (отказ от накопительства, стяжательства).

Нияма представляет собой духовные принципы. Сюда входят пять правил:

  • шауча (очищение);
  • сантоша (удовлетворённость);
  • тапас (самообуздание);
  • свадхьяйя (обучение);
  • ишвара пранидхана (молитва).

Данная ступень учит так же заботиться о чистоте своего тела, как и о чистоте разума. Сюда входит и чистота питания, например, йоге достаточно часто придерживаются вегетарианского питания.

Асаны — это третья ступень, знакомая всем, поскольку её можно увидеть невооружённым взглядом. Опытные йоги очень хорошо владеют своим телом, поражают гибкостью. Продвинутые практикующие аштанга-виньясу выполняют позы, которые будут невероятно сложными для новичка.

Асаны разбиты на три группы:

  • йога чикитса — это первая серия, приводит в равновесие тело;
  • нади шодхана — средняя серия, способствует очищению нервной системы;
  • стхира бхага — более продвинутая серия, в которой сила объединена с грацией и изяществом.

Как можно понять, все эти серии проходятся друг за другом, начиная с простых асан, когда ученик практикуется и познаёт азы дыхательных упражнений и синхронизации их с движением.

Пранаяма идёт вместе с асанами

В данном виде йоги этому уделяется очень большое внимание. Дыхание перестаёт быть бесконтрольным процессом, йог концентрируется и учится понимать динамику дыхания

Пратьяхара — это полезный навык, который мы также учимся оттачивать, выполняя асаны. Человек настолько загружен своими мыслями, поручениями, выполняет сразу 3–4 дела, обдумывает планы на завтра за приёмом пищи, решает, как провернуть какое-то дело, когда чистит зубы. Состояние покоя буквально потеряно.

Занимаясь асанами и пранаямой, вы раз за разом возвращаетесь к тому, что требует вашего внимания здесь и сейчас, вы можете отвлекаться, но ваше тело заставит вас вернуться и сконцентрироваться на ритмичности дыхания, на правильности положения. Через время вы сможете достигнуть состояния осознанности и концентрации.

Следующей ступенью является дхарана — умение сосредотачиваться. В тот момент, когда мы постигаем контроль, наш разум больше не отвлекается не внезапные мысли, ощущения, звуки

Внимание и концентрация почти достигают медитативного уровня, но ещё не дотягивают до него

Медитация — это следующий уровень. Это дхьяна. Когда мы умеем концентрироваться и контролировать себя, мы переходим на уровень глубокой медитации, когда нет ни единой мысли, есть лишь поток чистой энергии, который струится по каналам, не прерываясь и не задерживаясь нигде.

Кульминацией или целью аштанга-виньяса йоги является самадхи, последняя ступень. Только пройдя каждую предыдущую, можно добраться до этой. Как говорил Шри Кришна Паттабхи Джойс, нужно следовать правилам, и рано или поздно всё случится, это не будет какое-то внезапное озарение, которое настигнет вас, когда вы будете выполнять асаны, это будет заслуженный постепенный результат усердной работы.

Выполнение бандхи

Энергетическими замками бандхи считаются напряжённые и сдавленные мышцы. Удерживать замки, значит разблокировать прану и перемещать в энергетические каналы, что сохраняет равновесие в асанах. Есть 3 замка: нижний зажим, область живота и горла.

Базовый замок — мула бандха, в котором напрягают анальные мышцы, концентрируя внимание на нижней чакре. Выполняя это, познаются тончайшие пути праны снизу вверх

Джаландхарой бандха, вторым зажимом, расположенным в зоне горла, не допускают выход энергии наружу. Удержание дыхания возможно, когда подбородок опущен на грудь, напрягая горловые мышцы.

Третий зажим называется уддияна бандхой, расположен в брюшной зоне. Этим замком концентрируют энергию в центре и ровно здесь распределяют.

История появления аштанга-йоги

Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.

Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Автор последовательно описал путь, представленный 8 ступенями. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.

За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.

Традиционные направления йоги и разница между ними

Наиболее распространенные разновидности традиции йоги в России следующие:

  • хатха-йога;
  • джняна;
  • бхакти;
  • карма;
  • раджа.

Существуют и другие разновидности и уровни йоги, но они доступны для тех, кто не в первый раз сталкивается с ней.

Хатха — путь уравновешивания физического психологического и умственного здоровья

Данная техника появилась сравнительно недавно, а именно в начале X века. Хатха обозначает дословно солнце и луна. Особенностями разновидности направления являются единение души и тела, разума и Вселенного духа, становление личности с помощью специфических знаний, полученных путем приближения к традиции.

Люди, которые знакомы с хатха йогой, понимают, что она очень полезна для их организма.

Упражнения хатха йоги достаточно просты даже для тех, кто только встает на путь изучения философии.

Особенный акцент в этом виде практики делается на растяжение позвоночника и укрепление мышечной и суставной тканей. Таким образом, человек получает крепкие мышцы и здоровый позвоночник.

Бхакти — путь любви и преданности

Данная разновидность в йоге подразумевает применение специальных асан, упражнений и медитативных техник, которые благоприятно влияют не только физическое здоровье, но и гармонизируют личность в целом. Бхакти йога получила свое распространение по всему миру благодаря особенной концепции. В ее понимании весь мир состоит из любви. Все, что человек делает — делается с любовью и должно нести свет и мир. Но самое главное в Бхакти — это любовь к Высшему разуму, к Богу и Вселенной. При этом Бог делает все, чтобы сделать человека счастливым и ему следует полностью довериться, поскольку он точно знает, как будет лучше.

Обязательно в этой разновидности практики приложить усилия для подтверждения своей любви высшим силам. А именно — чтение священных писаний, ежедневные ритуалы и практики, чтение молитв и внутреннее поклонение.

Джняна: путь знания

Данная разновидность отличается от остальных классических видов тем, что ее основной целью является познание самого себя и обязательная связь человека с Богом. При этом данная связь адаптируется и формируется благодаря получению знаний, которые сказаны в священных текстах.

В данной разновидности существует вера о том, что существует четыре способа спасения человека:

  • изучение понятий и практик, благодаря которому приходит понимание о настоящем и вечном;
  • отделение самого себя от ненужного и временного;
  • соблюдение шести правил;
  • желание самого человека ограничить себя от ненужного и неверного.

Основными правилами разновидности являются спокойствие души и разума, полный контроль над собой и своими чувствами, обязательный отказ от деятельности, которая не приносит пользу, вера, терпеливость, а также возможность и умение сосредоточиться на важных вещах.

Карма: путь действия

Основная цель данной разновидности — обретение спасения человека с помощью выполнения определенных действий. К ним относятся чтение священных текстов, поклонение Высшим силам и Разуму, единение человека со Вселенной. Карма переводится как «делать», соответственно можно сказать, что данная разновидность подразумевает обязательное исполнение определенных обязанностей.

То есть действие человека приводит к единству с Богом и миром. Когда человек начинает практиковать и более глубоко изучать разновидность карма, он приходит к осознанию, что все его действия несут определенный смысл не только для него самого.

Раджа: путь интроспекции

Целью данной разновидности является приобретение совершенствования самого себя и осознание ценности возвышения над собой. Таким образом, учение позволяет научиться контролировать свой разум и мысли, тем самым освобождает от иллюзорности понимания мира.

Кому подходит Аштанга йога

Не хочется начинать новое для себя управления, не зная, что именно оно вам подойдет, принесет пользу и станет системной, долговременной практикой.

Аштанга йога подходит следующим:

мужчинам, которым важно работать, прежде всего, над выносливостью (например, нередко Аштанга йогой занимаются альпинисты);
тем, кто нацелен на не экстремальное похудение, то есть неспешный, естественный сброс лишнего веса;
людям, темп жизни которых очень быстрый, и они остро нуждаются в месте и деле, которое дало бы им возможность замедлиться, сконцентрироваться;
тем, кому именно физическая нагрузка помогает пережить личные кризисы.

Быстрый результат – это не про йогу в принципе. Аштангу можно считать сложным путем трансформации, потому люди, не готовые к серьезному погружению в направление, могут разочароваться в этом виде йоги (как и в йоге в целом).

Элементы аштанга-виньяса йоги

Давайте рассмотрим ключевые аспекты, на которых строится практика

Они включают физические и дыхательные упражнения, особые мышечные зажимы, а также управление вниманием

Виньясы и асаны

Виньяса в переводе с санскрита означает: ви — двигаться / начинать, ньяса — размещение. Виньяса — это связка динамично сменяющих друг друга поз в синхронизации с определённым типом дыхания.

Все асаны объединены в определённый цикл, начинаются и заканчиваются они обычно самастхити — устойчивой позой с ровным дыханием, в которой стоит ученик, готовый начать движение. Практикуя аштанга-виньяса йогу, мы плавно переходим из одной асаны в другую, такое движение выглядит довольно изящно и похоже на своеобразный танец.

Уджайи

Уджайи (или победоносное дыхание, как его ещё называют) — это пранаяма, определённый способ дыхания, который используется в данном типе йоги. Освоить его не всегда просто. Необходимо научиться создавать правильный звук, подобный шелесту морских волн.

Мы дышим через нос, слегка зажав голосовую щель так, чтобы при вдохе и выдохе получалось тихое сопение. Если пока у вас не получается практиковать уджайи, на первых порах можно обходиться во время занятий без него и дышать обычным образом.

Важна ритмичность дыхания. Обычно дыхание сбивчивое, неровное и поверхностное, в данном случае мы удлиняем, углубляем и выравниваем его. Вдох и выдох должны быть равны как по длительности, так и по интенсивности. Добиться этого не так просто. Для начала можно попробовать удлинить выдох. Когда это получается, нужно поработать над вдохом. Для многих асан требуется более долгая продолжительность цикла дыхания, следовательно и синхронизировать их можно, лишь поработав над техникой.

Чтобы понять, как именно научиться победоносному дыханию, предлагаем посмотреть видео урок.

Видео: Уджайи

https://youtube.com/watch?v=42MnspCIbEk

Бандхи

Бандха — это «замок» или «печать». В случае применительно к телу это физические зажимы мышц, которые мы используем для усиления эффекта тех или иных упражнений.

В данном виде йоги бандхи играют очень большую роль. Когда мы совмещаем дыхание уджайи и определённый замок, мы активируем энергию и заставляем её двигаться по энергетическим каналам, или нади, нашего тонкого тела.

Существуют три бандхи:

  • мула бандха — корневой замок (напрягаем мышцы промежности);
  • уддияна бандха — брюшной замок (подтягиваем верхнюю часть живота под грудную клетку);
  • джаландхара бандха — горловой замок (направляем подбородок слегка на себя и закрываем голосовую щель).

Дришти

Ещё один важный аспект в аштанга-виньяса йоге — это 8 точек, на которых мы должны сосредотачивать своё внимание. Эти точки называются дришти:

Эти точки называются дришти:

  • насагра (кончик носа)
  • ангуштамадхья (большие пальцы рук)
  • бхрумадхья (область третьего глаза)
  • наби-чакра (пупок)
  • урдхва (взгляд вверх)
  • хастагра (кисти)
  • падхайорагра (пальцы ног)
  • паршва (взгляд вправо или влево)

Дришти не только помогают отстраивать праввильное положение тела в той или иной асане, они учат концентрации и постепенно приводят к медитации. Так мы постигаем 6 и 7 ступени древа.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.