Глава 3 система каст

Алан-э-Дейл       03.07.2022 г.

Книги автора Алексей Похабов

Четыре касты. 2.0 — Алексей Похабов

2 июля 2018, 16:00

Жанр: Эзотерика, Религия

+

Книга, которую вы держите в руках, абсолютно уникальна. Кроме принципиально нового взгляда на систему четырех каст, Алексей совершенно по-новому раскрывает темы древних культур, магии, сверхспособностей и ресурсов человека. Помимо теории и множества новых…

Человек знания. Здесь было высшее Я (сборник) — Алексей Похабов

26 октября 2016, 15:10

Жанр: Эзотерика, Религия

+

Эта книга – мои знания, которые помогли мне изменить свою жизнь, сделать ее немного сильнее. Я иду дорогой Магии. Магия – это способ жить. Он не лучше, но и не хуже других. Знания, описанные здесь, подойдут далеко не всем. Но если после прочтения вы почувствуете в себе всплеск энергии, легкое ощущение счастья, словно вы нашли что-то, что давно искали, – значит, эта дорога может пригодиться и вам.

Это мое счастье. Моя жизнь. Мой путь. И я с бесконечной радостью готов разделить его со всеми, кто пожелает идти по нему вместе…

Философия мага — Алексей Похабов

17 декабря 2014, 01:45

Жанр: Эссе, Малая форма

+

«Философия мага» – это сборник эссе, написанных победителем седьмой «Битвы экстрасенсов», практикующим магом Алексеем Похабовым. Перед вами заметки, сделанные в разное время и по разным поводам. Лишь часть представленных здесь эссе написаны специально для этой книги. Остальные Алексей писал в тот момент, когда та или иная тема волновала, вдохновляла или, наоборот, раздражала его. Поэтому очерки передают живые эмоции, а иногда могут и удивить жесткостью суждений. Темы заметок самые разные: мечты, душевный кризис, смысл жизни, судьба, долг, культ предков, амулеты и талисманы и многое-многое другое.

Не упустите свой шанс увидеть мир таким, каким видит его…

Вертикальная воля — Алексей Похабов

5 декабря 2014, 21:18

Жанр: Эзотерика, Религия

+

Победитель седьмой «Битвы экстрасенсов» Алексей Похабов обучает людей тому, как чувствовать мир, видеть его суть. Именно эта способность, лежащая в основе магии, открывает путь к практикам, приемам и ритуалам, с помощью которых можно изменить свою и чужую жизнь.

По мнению Алексея Похабова, в этом мире любой объект или явление можно рассматривать как силу. Ветер и дождь, жизнь и смерть, власть и деньги, способность ходить и умение говорить – все это Сила. Для человека, научившегося видеть мир таким образом и овладевшего рычагами управления Силой, нет ничего невозможного.

В книге даны инструкции по работе с четырнадцатью арканами Таро – с 9 по 22. Алексей Похабов разъясняет значение каждой из этих карт, рассказывает о той силе, которая за ней стоит и которая начнет проникать в вашу жизнь, как только вы активируете ее с помощью приведенных в книге…

Четыре касты. Кто вы? — Алексей Похабов

17 января 2014, 23:48

Жанр: Эзотерика, Религия

Самая сильная сверхспособность Алексея Похабова – это умение объяснять. Его книга доступным языком разъясняет сложнейшие механизмы магических практик. Она избавит вас от бесконечного поиска необходимой литературы на начальном этапе развития в себе магических способностей. Все, что описано здесь, проникает прямо в сознание, бесповоротно разрушая старую картину мира чтобы на ее место пришла новая и раскрыла в вас навыки, которые весь мир будет считать даром.

Но главное, вы узнаете о существовании особых каст, на которые делятся все окружающие вас люди. Вы поймете, по какому принципу происходит деление, а также, к какой из каст принадлежите…

Функции цвета в варнах

Понятие варна в древнеиндийском обществе было тесно связано с инициацией, т.е. переходом ребенка во взрослую жизнь. Примерно в возрасте 11-12 лет проводился обряд, определялась принадлежность ребенка к варне и его талию повязывали шнурком определенного цвета. Брахманы носили черный пояс, кшатрии — красного, вайшья — желтого или оранжевого, а шудры не носили цветных поясов, но должны были служить всем людям, имеющим подобные цветные шнурки.

Обратимся ко второму имени брахманов — дважды рожденные. Почему? Потому что их принадлежность определялась в возрасте 14 лет, гораздо позже, чем у представителей иных сословий. Это объясняется тем, что роль брахманов в обществе чрезвычайно сложна и ответственна. Это должны быть поистине мудрые и ответственные люди, которые могут нести ответственность за других и брать на себя смелость решать проблемы, возникающие в обществе.

Кстати, в древности принадлежность к варне не передавалась по наследству, только в средние века, уже когда варна преобразовалась в касту, ребенок стал получать от родителей и социальное положение. Тогда кастовая система поменялась в худшую сторону, поскольку она не давала молодым людям возможности поменять свое социальное положение на более высокое и стать успешными.

Является ли кастовая система уникальной для индуизма?

Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.

  • Ислам – некоторые индусы высшей касты обратились в ислам и стали частью правящей группы Султанатов и Империи Великих Моголов, которые наряду с арабами, персами и афганцами стали известны как ашрафы. Под ними – мусульмане средней касты, называемые аджлафами.
  • Христианство. В Гоа индуистские новообращенные брамины стали христианскими бамоннами, а кшатрии и вайшья стали христианами, называемые шардос. Те вайшья, которые не могли быть допущены в касту шардо, стали гауддосами, а шудры стали судирами. Далиты, принявшие христианство, стали махарами и чамарами.
  • Буддизм. Различные формы кастовой системы практикуются в нескольких буддийских странах, в основном на Шри-Ланке, в Тибете и Японии, где мясники и некоторые другие профессии считаются нечистыми.
  • Джайнизм. Есть джайнские касты, сплошь состоящие из джайнов. В то же время были джайнские подразделения нескольких индуистских каст.
  • Сикхизм. В сикхской литературе варна упоминается  как  варан, а  джати – как  Зат. Элеонора Несбитт, специалист в области религии, утверждает, что варан описывается как система классов, а  зат имеет некоторые особенности кастовой системы в сикхской литературе. Все гуру сикхов заключили брак в рамках своего  зата.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства.

Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это – финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно про джати Вы можете узнать из статьи “Что такое индийские варны“.

Таблица кастовости

Какие касты в Индии есть в наше время

Основной догмат индуизма – закон кармы, «действий и воздаяний». Он фактически узаконивает кастовое деление общества. Каждому человеку Вселенная дает ровно то, что он заслужил. Человек должен свою участь принимать со смирением, не пытаясь изменить кармический путь.

Кастовые основы индийского общества были письменно закреплены в эпоху Ману (2 в. до н. э.), пережили мусульманское нашествие, царствие Моголов, британскую колонизацию. В рамках варн формировались джати. Строгая эндогамия позволила многим кастам сохраняться на протяжении 70 поколений.

На территории современной Индии мало каст, распространенных повсеместно. В каждом регионе существует свой обособленный, иерархичный ряд каст, аналога которым нет в соседних областях.

Брахманы занимают уникальное место в кастовой индийской системе, они селятся повсеместно. Ранжирование каст определяется по взаимоотношениям с брахманом. Нижний ряд – от представителей этих каст брахман не примет никогда и ничего. Следующие могут предложить брахману пищу, приготовленную на воде. Следующий ранг – «чистые касты». Они могут предложить брахману воду в металлическом сосуде. «Самые чистые» стоят на вершине пирамиды. Могут дать брахману воду в глиняной посуде.

Среди каст в Индии в наше время есть совершенно немногочисленные, региональные. А есть такие, чья численность достигает нескольких миллионов человек.

Исторический экскурс

Варновая система закрепилась еще в Законах Ману. Индусы считают, что все мы произошли от Ману, ведь именно он спасся от затопления благодаря богу Вишну, в то время как остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет тому назад, но ученые-скептики называют другую дату – II столетие до нашей эры.

В законах Ману с удивительной точностью и расчетливостью все правила жизни расписаны до мелочей: начиная тем, как пеленать новорожденных, заканчивая тем, как правильно обрабатывать рисовые поля. Здесь же говорится о разделении людей на 4 сословия, уже известных нам.

Ведическая литература, в том числе «Ригведа», также рассказывает, что все жители в древней Индии были поделены еще в XV-XII столетии до нашей эры на 4 группы, которые появились из тела бога Брахмы:

  • брахманы – из губ;
  • кшатрии – из ладоней;
  • вайшья – из бедер;
  • шудры – из ног.

Одежда древних Индийцев

Поводов для такого деления было несколько. Одной из них называют тот факт, что пришедшие на индийскую землю арии причисляли себя к высшей расе и хотели находиться в среде людей, себе подобных, абстрагировавшись от невежественных бедняков, которые выполняли «грязную», по их мнению, работу.

Даже женились арии исключительно на женщинах брахманского рода. Остальных они поделили иерархично по цвету кожи, профессии, сословию – так появилось название «варна».

В Средние века, когда на индийских просторах ослаб буддизм и повсеместно распространился индуизм, внутри каждой варны произошло еще большее дробление, и отсюда родились касты, они же джати.

Так жесткая общественная структура закрепилась в Индии еще больше. Ей не смогли помешать никакие исторические перипетии, ни набеги мусульман и вытекающая из них Могольская империя, ни английская экспансия.

Шудры

«Чистые» шудры

Члены вышеперечисленных «дважды рожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политический примат кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и примат помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов каст вайшьи (торговых каст). Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, кшатриев, вайшьи. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, межкастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».

Низшие шудры

Ниже тех шудр, занятых сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом. Впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст исконно находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определённое количество зерна.

1 КАСТА (Работники) — ТС в районе Мулдахары

В этой касте формируется “душа” (то, что дальше будет перерождаться). В этой касте люди совершают простую физическую работу (для сложной у них еще нет навыков) и ценят такие добродетели как прилежание и трудолюбие. Они, как правило, не многословны (так как разговаривать, еще толком не научились). Это крупные сильные люди с большим аппетитом и сильными мышцами (от природы). Они много едят (количественно) но в еде не прихотливы. К концу этой касты нарабатывается виртуозность в работе и появляется элемент творчества. Постепенно индивидуальных особенностей набирается столько, что возникает личность.

Положение женщин – стри-дхарма

Стри-дхарма – дхарма индуистской жены и матери.

Поскольку выйти из сансары может только мужчина, рождение в теле женщины уже само по себе можно рассматривать как расплату за грехи в прошлой жизни. Только беспрекословное служение, благочестивость и следование своей дхарме могло улучшить ее статус в жизни следующей.

В традиционном индийском обществе женщина воспринималась как собственность семьи: сначала отца, затем супруга. После наступления полового созревания девушка считалась нечистой и по статусу была не выше шудр вне зависимости от касты, к которой она принадлежала по рождению. При вступлении в брак она переходила от отца к мужу, часто выбранному без ее участия.

С самого детства девочек обучали служению семье. Женщина любой джати создана, чтобы с их помощью «мужчины могли возродиться в своих детях», и признается обществом, лишь выйдя замуж и родив детей. Она не может быть самостоятельной и независимой ни одной минуты своей жизни: сначала находится под покровительством отца, потом супруга, а после – сыновей.

Следующая стри-дхарме замужняя женщина находится под защитой и пользуется уважением окружающих. Мужчине предписывалось относиться к жене с почтением, исполнять супружеский долг, нести ответственность за материальное благополучие семьи и принятие решений.

При несоблюдении стри-дхармы женщина ставит под удар социального осуждения и свою семью, и семью супруга. Измена тождественна смерти. При этом если неверен муж, жене все равно следует почитать и боготворить его. В некоторых регионах допускалась полигамия, например, если у женщины рождались одни дочери.

Считалось, что брак заключается не на одну жизнь, души супругов связаны. По этой причине если женщина оставалась вдовой, повторное замужество было запрещено во всех высших кастах. Она символически умирает для общества, но имеет право на наследование имущества в интересах своих детей. В некоторых регионах распространенной практикой было самосожжение («сати»).

Собранные в нем шастры в мельчайших подробностях регламентируют все аспекты жизни женщины, дают указания по поводу каждой прожитой минуты, действия или мысли.

Вся энергия женщины должна быть направлена на домашний очаг, поэтому в высоких кастах приветствовались ее затворничество, ношение одежды, состоящей из многометровых драпировок, выход из дома только в сопровождении слуг. При этом представительницы низких джати могут работать за пределами дома: в поле, на фабрике, в других домах.

В современной Индии социальное положение женщин постепенно меняется: они могут получать образование, устраиваться на работу. Семейный уклад остается традиционным: браки в основном договорные, главной миссией по-прежнему считается служение мужу и деторождение. Часто диплом о высшем образование становится не более чем бонусом в приданом, и женщина по специальности никогда не работает.

Современность

В современном мире под кшатриями понимают достойных представителей власти, правоохранительных органов, а также лидеров своего бизнеса. Не стоит путать этих людей с представителями другой касты — Вайшьи (обычные торговцы).

Прямых потомков кшатриев, то есть первых завоевателей Индии, уже нет, хотя многие раджпутские семьи, лидеры сикхов и заявляют свои права на признание. В Афганистане можно встретить торговцев, которые называют себя кшатриями, а в столице Индии — писарей. Однако в основном это понятие уже устарело и используется скорее в виде метафоры, например, чтобы показать, что человек принадлежит к касте военной аристократии или сильным, волевым людям.

Сколько каст в Индии

Существующие обширные касты делятся на множество мелких локальных подкаст, точное количество которых подсчитать не представляется возможным. По переписи населения 1931 г. (до принятия независимости) каст было около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. каст (джати).

Несмотря на официальный запрет кастовой системы наблюдается неукоснительный рост каст. Многие немногочисленные группы стремятся объединиться в касту для получения льгот от государства. Борьба со строем, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами в политической борьбе различных политических группировок.

Некоторые касты имеют удивительно узкую специализацию. Например, на улице можно встретить бхатра – брахманов, которые получают средства на жизнь исключительно подаянием. Джинвар носят воду в кувшинах, бханги – уличные мусорщики.

По традиции, когда ребенок в семье достигает возраста 1 года, родня раскладывает перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и орудие труда. Малыш должен выбрать один предмет. Если тянется к книге, значит, будет брахманом, к деньгам – торговцем (вайшьей). Выбор оружия говорит о стезе кшатрия. Если ребенок выбирает орудие труда, то сможет стать ремесленником.

В крупных городах влияние исторического расслоения менее заметно. Жители имеют больше возможностей получить образование и работу по своему желанию. Некоторые из индийских мультимиллионеров сами являются выходцами из среды неприкасаемых. Много далитов среди популярных певцов и звезд Болливуда.

Самое интересное про касты в Индии

Тренинги автора в других городах

Понедельник с 10:00 до 17:00

Практика «Сила рода». Очищение рода по линии отца (матери). Очно и дистанционно

 
Подать заявку

3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Среда с 11:00 до 13:00, суббота с 14:00 до 17:00

Практика «Тета-хилинг» (очно и дистанционно). Работа в ситуации

Узнать подробности

2 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Четверг, пятница с 11:00 до 14:00

Практика «Просмотр прошлых воплощений с помощью кристаллов». Кристальная раскладка (очно или…

 
Подать заявку

2,5–3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Среда, четверг с 16:00 до 18:00, возможно согласовать другое время

Инициация в энергию Рейки. 2-я ступень. Очно и дистанционно

Узнать подробности

2 дня по 3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

1 раз в месяц каждое последнее воскресенье с 16:00 до 18:30 возможно согласовать другое время

Занятие для практиков Рейки 1-й ступени

Узнать подробности

3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Вторник с 11:00 до 13:00, воскресенье с 18:00 до 20:00

Практика «Активация ДНК». Очищение и выравнивание биополя. Очно и дистанционно

Узнать подробности

2 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Cуббота, воскресенье с 11:00 до 14:00

Инициация в энергию Рейки (очно и дистанционно). 1-я ступень

Узнать подробности

2 дня по 3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Четверг с 10:30 до 14:00

Занятие «Очищение родового денежного канала». Исцеление финансовой кармы рода. Ресурсы Рода

Узнать подробности

3,5 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

C 9:00 до 9:30, с 20:00 20:30 или по договорённости

Инициация «Нефритовый Луч». Энергии Нового Времени. Дистанционно. Настройка

Узнать подробности

30 минут, дистанционно
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

13 октября
Среда,
11:00

Практика «Благословение рода». Ритуал воссоединения с родом (дистанционно)

 
Подать заявку

2,5–3 часа
Краснодар

Тренинговый центр «Источник света» (Краснодар)
Елена Георгиевна Нестеренко
(Краснодар)

Члены касты вайшнава

Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с IV в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы каста в Индии

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми».

Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера.

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты.

Является ли кастовая система уникальной для Индии?

Кастовая система встречается в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастоподобные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки, Европы.

Но что отличает индийскую кастовую систему от остальной, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является второстепенной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене существует наследственная каста аль-Ахдама, в которую входят работники физического труда. Буракумины в Японии, первоначально принадлежавшие к общинам изгоев японской феодальной эпохи, относятся к профессиям, которые считаются нечистыми или “испорченными” смертью домашних животных.

Индия уникальна в некоторых аспектах.

  1. В Индии была культурная преемственность, которой не было ни в одной другой цивилизации. Древние системы, религии, культуры других цивилизаций в основном исчезли. В Индии история присутствует, и даже внешние империи в большей степени сохраняли индийский уклад, а не меняли его.
  2. Касты были внедрены в современную религию, что затрудняет их удаление.
  3. В Индии кастовая система – сложносоставное явление. То, что известно как «каста», на самом деле состоит из 3 отдельных компонентов –  джати, джана, варна. Джати – это профессиональная идентификация. Яна – этническая идентификация. Варна – это философская идентификация. Они были плотно объединены на протяжении веков.
  4. В самый трансформирующий период своей истории – последние 3 столетия – Индия находилась в условиях страны, подчинённой европейцам. Таким образом, Индия потеряла много времени на перемены. Большинство изменений в системе произошло только в 1950-е годы, когда Индия стала республикой.

Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (т. е. как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. В случае, когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.

Существует четыре социологических подхода к касте, которые различают 4 уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, а также универсальный и частичный. 

  • Структурно-частный взгляд на касту утверждает, что кастовая система ограничена индийским обществом.
  • Структурно-универсальная категория утверждает, что каста в Индии является общим явлением закрытой формы социальной стратификации, встречающейся во всем мире.
  • Третья позиция социологов, таких как Гурье, которые рассматривают касту как культурный универсалистский феномен, утверждает, что кастовые культурные основы стратификации встречаются в большинстве традиционных обществ. Каста в Индии представляет собой особую форму, основанной на социальном расслоении. Эта точка зрения была сформулирована Максом Вебером.
  • Культурно-специфический взгляд представляет французский социолог и индолог Луи Дюмон, который считает, что касту можно найти только в Индии.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.