Церковный композитор

Cовременная православная музыка

Этот материал распечатан со страницы


 



Александр Асламазов




Биография



 

Биография
 

Интерес к переосмыслению бытующего на сей день обиходного церковного пения и заманчивая идея «возврата к корням» давно уже тревожит умы верующих людей. Но не все понимают, что эта идея должна воплощаться на практике с чрезвычайной осторожностью, деликатностью, с разумным терпением. После задуманной с благой целью Никоновской реформы, коснувшейся и русского певческого искусства, произошел раскол церкви. Это худшее, что может быть, но так всегда бывает при любых благих начинаниях, но поспешных действиях.

Поэтому передо мной стояла наитруднейшая задача – создать музыку, которая не ущемляла бы инерционных вкусов и привычек певчих и верующих людей, но которая как бы изнутри потенциально включала возможность постепенного отказа от сентиментальности, душевной слезливости и приносила большую архитектоничность и аскетичность в практику молитвенного церковного пения.

Иными словами, духовная музыка, мною написанная, по системе записи, структуре привычна и удобна для певчих, а по мелодике доступна для слуха верующих. Ее можно спеть традиционно в западной манере пения, т.е. душевно и благозвучно, как поют сейчас многие церковные хоры. Но в таком виде она не будет иметь жизни, т.к. существует множество подобных образцов церковной музыки. Ее также можно петь, раскрывая заложенные в ней внутренне скрытые ресурсы, более архитектонично, просто, избегая душевности и эмоциональных «хоровых красот», и тогда она зазвучит молитвенно строго, отрешенно от душевных излияний и бесстрастно.

Для меня это единственно приемлемый путь, первая ступень долгой дороги к обновлению церковного пения, к терпеливому и разумному движению «возврата к корням». (Вообще, мне представаляется, что ощущение музыки как таковой, её красот - развилось и далее начало культивироваться в Церкви гораздо позже: с утратой простоты, цельности, и, следовательно, религиозного чувства в человеке.) Вот почему я писал по возможности достаточно традиционно, но, незаметно, привнося изнутри в музыкальную ткань некоторые технические приемы, дающие возможность раскрыться ей в желаемом для меня качестве звучания – строгость, простота, внутренняя собранность, естественная манера пения.

Пусть исполнителей не смущают параллельные квинты, кварты, нестандартное разрешение голосов, чрезмерное завышение или занижение певческой тесситуры и т.д. Все это исправимо. Не зная, какой хор будет петь эти сочинения, у меня не было иного выхода, как написать эти партитуры абстрактно, как бы для идеального хора. Иными словами – здесь отражена идея. При разучивании все технические несоответствия устранимы либо транспонированием, либо авторской корректировкой некоторых неудобных тактов. Важно только, чтобы регент и хор разделяли идею, и им нравилась музыка. Все остальное – вопрос техники. В музыку намеренно привнесен восточный элемент, как напоминание о том, откуда Русь приняла Православие. Предусмотрено и чередование в одном концерте количественного состава хора, т. е. это может быть то мужской хор, то смешанный, то ансамбль и т.д. Все эти вопросы требуют согласования с регентом.

Разумеется, это несовершенный труд. Для меня это – эксперимент, попытка. Насколько вышеизложенный замысел может быть проявлен – возможно будет судить лишь услышав музыку в реальном звучании.

И еще об одном… Музыку я писал не для концертного исполнения (что не исключено), а для использования ее в богослужебной практике Церкви. Т.е. я поставил себя в жесткие канонические рамки, исключающие внешнюю свободу, но дающие простор для свободы внутренней. Насколько я своей греховной волей вышел за эти рамки – судить церковным властям, регентам и воцерковленным людям.

Александр Асламазов

 

     Петербургский композитор Александр Геворкович Асламазов родился в 29 марта 1945 года во Владикавказе (тогда — Орджоникидзе), где и начал заниматься музыкой. Окончив местное музыкальное училище, он продолжил образование в Ленинградской консерватории — в классе композиции профессора Ореста Евлахова. В 1969 году Александр Асламазов получил композиторский диплом, с 1974 года он член Союза композиторов России. Работает также в качестве редактора в двух крупнейших российских музыкальных издательствах — «Музыка» и «Композитор» (бывший «Советский композитор»).

     Около пятидесяти светских сочинений Александра Асламазова (почти все они опубликованы в России) демонстрируют как его приверженность сферам камерной и симфонической музыки, так и стремление испытать себя в самых разных жанрах этих сфер: в симфониях и пьесах для детей, в инструментальных сонатах и вокальных циклах, в опере, оратории и в небольших концертных пьесах для солирующих инструментов или ансамблей.

     В музыке Асламазова своеобразно слились воздействия культур Запада, Востока и находящейся на их стыке России. Какой-либо односторонний акцент отсутствует, но можно заметить, что армянское происхождение композитора сказалось не только в вокальном цикле «Из армянской лирики». Ориенталистские элементы проступают порой и в других сочинениях, что, однако, не исключает их взаимодействия с западно-европейскими (например, во Второй симфонии) или русскими фольклорными веяниями (например, в «Веснянках»).

     Темпераментные, интригующие слух напряженностью развития и импровизационно-неожиданными его сдвигами, обладающие яркими концертными качествами, философски углубленные сочинения Асламазова вызвали интерес ряда выдающихся музыкантов. В премьерах этих сочинений принимали участие солисты Петербургского (бывшего Ленинградского) Мариинского театра, прославленный оркестр Петербургской филармонии и др.

     Музыка Асламазова звучала на международных фестивалях, концертах и в радиопередачах не только в России, но и в США, Швеции, Польше, Югославии. Ряд его произведений опубликован в Англии и Германии. В США готовится издание всех трех сонат для кларнета соло с музыковедческим комментарием Брюса Карлета. Растущий как в России, так и на Западе интерес к творчеству Александра Асламазова, не говоря уже о многочисленных публикациях, авторитетно засвидетельствован Международным Биографическим Центром в Кембридже, опубликовавшим биографию композитора в трех престижных справочниках: «Кто есть кто среди интеллектуалов», «Люди успеха» и «Словарь международных биографий» (см. International Who is Who of Intellectuals, Tenth Commemorative Edition; Men of Achievement, Fifteenth Edition; Dictionary of International Biography, Twenty Second Edition: International Biographical Centre, Cambridge, England, 1992).
 

 


© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Создание и поддержка сайта —
Arseny Production & Publishing
http://www.arseny.pp.ru