ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

5 апреля симфония митрополита Илариона "Песнь восхождения" была исполнена в московском Храме Христа Спасителя

5 апреля в Зале церковных Соборов московского Храма Христа Спасителя в рамках хоровой программы IX Московского пасхального фестиваля прозвучала симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения» митрополита Илариона (Алфеева). Симфонию исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Камерный хор Смольного собора Санкт-Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра под управлением В.Гергиева. «Песнь восхождения» была написана владыкой Иларионом в августе 2008 года. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению. Симфония состоит из пяти частей, общая драматургия музыкального произведения для хора и оркестра – восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу. В первой части симфонии звучат слова Псалма 129: Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Это один из самых скорбных псалмов, выражающий состояние души человека, который находится на грани отчаяния и взывает к Богу с молитвой о спасении. Первая часть написана в форме пассакалии – вариаций на неизменно повторяющуюся в басу тему. В основу второй части легли слова Псалма 120: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Основная тема псалма – надежда на Бога, Который хранит верующего от всякого зла. Вторая часть написана в форме фуги на тему, сотканную из си-минорного трезвучия. Часть третья, написанная на слова 136-го псалма (На рекáх вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе), представляет собой лирическую кульминацию симфонии. Псалом 136 повествует о трагической судьбе еврейского народа во время вавилонского плена. Основные темы псалма – тоска по родине, клятва на верность отечеству, воспоминания о песнях родной земли. Третья часть симфонии написана в куплетной форме с характерным для песенного жанра переходом на полтона вверх при каждом новом куплете. В соответствии с одним из стихов псалма (На вербах посреди Вавилона повесили мы наши арфы…) к оркестру добавлена арфа. Начиная с четвертой части эмоциональный строй симфонии меняется, переходя от скорбных и лирических настроений к настроению торжественной хвалы. В основу текста этой части легли слова Псалма 134: Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Если в первых двух частях симфонии преобладала оркестровая фактура, то в четвертой части доминирует хор: оркестр лишь «подзвучивает» его. Мужской и женский составы звучат антифонно. Заключительная часть симфонии «Песнь восхождения» написана на слова последних трех псалмов: 148, 149 и 150-го. Хоровые голоса здесь сливаются в речитатив, исполняемый мужчинами и женщинами в октаву в сопровождении оркестра. Хор как бы скандирует слова псалма, с каждой фразой поднимаясь на полтона выше. В словах псалма 150 упоминаются музыкальные инструменты, которые вступают в момент их упоминания в тексте. В частности, на словах хвалите Его со звуком трубным звучат трубы, на словах хвалите Его с тимпаном и ликами звучат литавры (тимпаны), на словах хвалите Его на струнах и органе вступает орган. В заключительных тактах симфонии звучит пассакалия из первой части, однако теперь ре-минорная гамма превращается в ре-мажорную, что придает музыке прямо противоположную эмоциональную окраску. Симфония завершается многократным торжественным и ликующим «Аллилуйя» (евр. «Хвала Богу»). В произведении используется внушительный оркестровый состав, включающий струнную группу, деревянные и медные духовые, ударные, арфу и орган. Смешанный хор, в соответствии с пожеланием композитора, разделен на мужскую и женскую группы, расставленные на сцене по разные стороны. Информация предоставлена Службой коммуникации ОВЦС


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing