ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

15 мая оратория Ивана Вишневского «Путешествие Лирника» прозвучала в Москве в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя

 15 мая оратория Ивана Вишневского «Путешествие Лирника, познавшего у разных народов, как играют песни во славу Божию» на слова протоиерея Андрея Спиридонова прозвучала в Москве в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя в рамках XII Московского Пасхального фестиваля.

В произведении  9 частей:
«Песня Лирника»;
«Песня русских солдат в крымском плену»;
«Рассказ шотландца»;
«Песня невесты»;
«Из испанской поэзии»;
«Русская песня»;
«Трио шведов»;
«Плач невольницы»;
«Песнь запорожцев».

Состав исполнителей: флейта, гобой, 3 Волынки (шотландская, галисийская, шведская), баян, гусли крыловидные, колёсная лира, бубен, литавры, солисты, смешанный хор.

Исполняют:

Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Военный оркестр 154 отдельного комендантского полка (Москва)

Группа «Новые Кельцы» (Москва)

Дирижер — Илья Толкачёв

 Начало концерта в 19 часов

 

Крупнейший композитор второй половины XX столетия Георгий Васильевич Свиридов утверждал, что XXI век будет веком песни. И действительно: если отмести коммерческие суррогаты музыки, песней в строгом смысле слова не являющиеся (ибо песня – это то, что люди поют вживую, а не только воспринимают с электронных носителей), наше время в настоящей музыке стало эпохой песенного расцвета. В России действуют, объединяя десятки тысяч искренних музыкантов, множество церковно-клиросных ансамблей и хоров, академических хоров, фольклорных ансамблей. Большинство участников этих коллективов – молодые люди. В последние годы в молодёжной среде набирает популярность движение этнических музыкантов, исполняющих народные песни и наигрыши как на русских малоизвестных инструментах (колёсной лире, гуслях, жалейках, рожках, колюках и т.д.), так и на инструментах других народов (например, существует несколько объединений волынщиков).

 

Композитор Иван Вишневский с начала 80-х годов работает с фольклором. Он говорит: «Когда регент Патриаршего хора храма Христа Илья Борисович Толкачёв предложил мне написать крупное сочинение на основе музыкального разноцветья разных этносов, он попал в сердцевину моих интересов. Но вместить весь мир в одно сочинение невозможно. Я целиком сосредоточился на музыкальных идеях, возросших в христианских европейских странах, тем более что в последние годы сочиняю всё больше церковной музыки. Считаю, что пора прекратить мнимое противостояние фольклорных и религиозных песнопений, раздуваемое кем-то из-за малограмотности, а порой и ради злонамеренного желания разъединить народ. Ради объединяющей цели и сочинялась оратория. Ведь на уровне конкретных епархий и приходов никакого противостояния нет, а есть творческое содружество».

 

Протоиерей Андрей Спиридонов, автор либретто, так рассказал о задачах, которые ставил перед собой: «Помимо достаточно непростой задачи – отразить стихотворными средствами особенности поэзии разных народов, – для меня было важно, чтобы данное произведение имело пасхальный характер. То есть прямо свидетельствовало о том, что основа христианской веры – Светлое Христово Воскресение, победа над смертью. Лирник, главный герой оратории, одновременно с перипетиями своей земной одиссеи переживает «сошествие во ад» вместе со Христом и, следом, совоскресение со Спасителем. Эта тема неизменна для любых времен и народов: какие бы драмы или трагедии не выпадали на долю того или иного верующего, а то и на долю того или иного народа, никакое зло не может победить главного факта мировой истории – Воскресения Христова, превозмочь Правду Божию и возможность спасения для жизни вечной. И каждый верующий во Христа не должен забывать об этом…»
 

 

Патриарший хор Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя.
Самое первое музыкальное действо, прозвучавшее на богослужении 26 мая (7 июня) 1883 года, когда состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя, было грандиозным. Ведь гигантский храмовый свод мощно заполняли звуками легендарные певчие Чудовского монастыря (регент – П.А. Скворцов) и не менее прославленные певчие Императорской придворной певческой капеллы под управлением М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 году был учреждён собственный хор храма Христа Спасителя. Регентом стал петербуржец М.В. Карпов, выпускник Придворной капеллы. Одним из его преемников был А.В. Александров, впоследствии автор музыки Гимна СССР и нынешней России.
После воссоздания Храма был воссоздан и хор. В 1998 году регентом стал Н.С. Георгиевский. В 2005 году он передал управление хором С.В. Кривобокову. С 2007 года хором храма Христа Спасителя руководит Илья Толкачёв.

 

Илья Толкачёв – выходец из священнической семьи. И храмовая музыка звучала для него от рождения. В приходе Троицкого собора Успенского монастыря города Александров, где служил и служит священник Борис Толкачёв, было много воцерковленных детей, любящих православную музыку. Из них сложился первый хор И.Б. Толкачёва. Впоследствии он работал в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» под руководством талантливейшего регента конца ХХ века Н.В. Матвеева. Позже Толкачёв, по желанию самого Матвеева, возглавил храмовый хор.
Сегодня Патриарший хор храма Христа Спасителя – лицо всей современной православной музыки, так как имеет многомиллионную аудиторию благодаря богослужениям, которые транслируются по телевидению. И это лицо сияет художественным благообразием и христианской радостью.
 


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing