ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

20 ноября в Москве состоялась премьера оратории А.Микиты "Семь песен о Боге" по мотивам религиозных песен Бориса Гребенщикова

Переходящий изо льда в пламень, мятущийся между восторгом бытия и отчаянием лирический герой (тенор-солист) и его ангел-хранитель (солистка-сопрано). Византийский хор, тысячелетней традицией противопоставляющий вечное – временному, и огромный (до 100 человек) хор академический, олицетворяющий современное человечество. Бесконечное богатство звуковых красок симфонического оркестра, позволяющее донести до слушателя звуки небесных сфер, адский скрежет, дыхание океана…

Это «Семь песен о Боге». История поисков современным человеком своей идентичности в мире, цели жизни, обретения веры, постижения истины. «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости» – названия песен Бориса Гребенщикова, которые вошли в состав оратории для солистов, двух хоров и симфонического оркестра. Композитор Андрей Микита переработал их именно в жанре оратории, чтобы выявить историческую преемственность музыкального и литературного творчества авторов.

Оратория - жанр, который сформировался ещё в 17 веке. Использовать его для современного проекта позволили: глубокая и образная религиозная поэзия Гребенщикова, его искренние и доходчивые музыкальные темы, понятные широкой публике и имеющие корни в интонациях русского романса, канта петровской эпохи, и, как выяснилось в процессе работы, знаменного распева. Андрей Микита посчитал, что последнее открытие требует от него включить в партитуру исполнителей с древней певческой традицией, в данном случае – это хор византийского пения. В результате появился сплав старинных и современных музыкальных приемов, наработанных за четыре века существования жанра.

Многие тексты Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. «Бог есть Свет и в Нём нет никакой тьмы» - финальные слова оратории, это текст из 1-го соборного послания апостола Иоанна. Песня «Серебро Господа моего» является вариацией на шестую строфу 11-го псалма: «Словеса Господня - словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею» (Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное).

Религиозная поэзия – это средство для выражения религиозного мировосприятия на современном автору языке и в присущей своему времени системе образов. Среди используемых сейчас в православной среде текстов превалируют тексты с византийской и ветхозаветной образностью. Поэтому символы, понятные человеку современной российской культуры, но апеллирующие к христианским смыслам – сегодня представляются весьма актуальными, действенными и востребованными.

Оратория состоит из 16 частей: собственно семи песен, шести модулирующих тонально и эмоционально интермедий между ними, называемых «антифонами» (средневековый термин, обозначающий переход), а также Пролога, Симфонической схолии (авторский комментарий) и Эпилога. Все части исполняются без перерыва, перетекая одна в другую. Солистка-сопрано и византийский хор, по замыслу композитора, во время исполнения должны находиться в отдалении от основной массы музыкантов и, желательно, выше неё, т.е. на балконе или хорах, потому, что тенор-солист и академический хор олицетворяют земное, а византийский хор и сопрано – небесное.

Цель создания оратории - расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, могущей проявлять себя в разных формах выражения, но имеющее единый корень. Это попытка кристаллизация культурно-исторической общности, называемой «Русский мир».

В вечер премьеры сочинения 20 ноября 2012 года переполненный Большой зал московской консерватории после завершения последнего аккорда оратории встал в едином порыве и десятиминутной овацией не отпускал авторов и участников исполнения. Как выразился после концерта один из слушателей и текст и музыка – многоуровневые «… и для простецов, и для мудрецов».
 

В исполнении оратории участвовали: Российский национальный оркестр, Патриарший хор храма Христа Спасителя, Московский Синодальный хор, афонский хор «Филафонитэ», солисты Наира Асатрян и Станислав Мостовой.

Художественный руководитель проекта и дирижер – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

Интервью А.Микиты и А.Пузакова телеканалу "Культура" можно посмотреть здесь.

Некоторые отклики прессы на премьеру оратории можно прочитать здесь и здесь.


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing