ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

18 февраля в Петербурге объявлены победители конкурса духовной музыки "Роман Сладкопевец"

18 февраля в петербургском отеле «Амбассадор» были подведены итоги I Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец».  

Всего на конкурс было прислано 297 сочинений – из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Франции, Латвии, Польши и США.

Жюри конкурса:

композитор Алексей Рыбников (председатель)
протодиакон Александр Кедров
монахиня Иулиания (Денисова)
художественный руководитель ансамбля "Древнерусский распев" Анатолий Гринденко 
главный хормейстер Мариинского театра Алексей Петренко
композитор Павел Карманов

 

Результаты конкурса:

Номинация: «Духовное хоровое сочинение крупной формы»

Первая премия — не присуждена
Вторая премия – Наталия Варламова, Казань («Тебе, Господи»)
Третья премия – Дмитрий Данилов, Санкт-Петербург (Божественная литургия)

Номинация: «Хоровая миниатюра»

Первая премия — Алексей Ларин, Москва («Звонят ко всенощной», стихи Аксакова)
Вторая премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Пасха») и Владимир Беляев, Люберцы (Три русских канта)
Третья премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Псалмы Давидовы»)

Спецприз фестиваля «Академия православной музыки»
Протоиерей Кирилл Попов, София, Болгария («Приидите поклонимся»)

Премия хора Мариинского театра
Владимир Маслаков, Минск («Господи, воззвах»)
Елена Коншина, Владимир («Молю Дево»)

Приз зрительских симпатий
Иван Титов, Могилёв («Стихиры»)

 

После оглашения результатов конкурса состоялся Круглый стол, на котором обсуждались насущные проблемы современной духовной музыки и перспективы конкурса "Роман Сладкопевец"

Ниже мы опубликуем комментарии к результатам конкурса членов жюри и участников Круглого стола.

 

Павел КАРМАНОВ, композитор (Москва), член жюри конкурса

Как и другие участники жюри, я, не будучи в курсе, с кем предстоит работать, получил около 300 пронумерованных ананимных партитур. Ознакомление с ними у меня заняло более полмесяца, я проигрывал их руками звуком хора на клавиатуре, используя компьютерные программы. Основным критерием для меня было музыкальное содержание произведений, а также соответствие текста композиторскому воплощению смыслов.

Многие опусы представляли собой безликие, похожие друг на друга имитации известных образцов классической церковной музыки. Иногда звучали как почти плагиат. Я, как человек, некоторое время певший в хоре Свято-Данилового монастыря, слышал в них интонации, присущие Чеснокову и другим авторам, писавшим церковную музыку. Подчас, сложно было отличить одно произведение от другого. Таким партитурам я не мог поставить большой балл.

С другой стороны, встречалось много партитур, интересно написанных, "цепляющих" гармоническими и мелодическими находками. Многие восхищали безупречным и ловким голосоведением. Иногда казалось, что я соприкасаюсь с талантливой, самобытной и высокой музыкой, заставляющей дух и все мое естество ликовать, как это случается при прослушивании лучших образцов музыки всех времен. В таких случаях я с радостью оценивал произведения высоко, иногда ставил высший балл - 10.

Некоторые члены жюри, в частности, внутрицерковные специалисты, судили несколько строже. Основной претензией у них было несоответствие в использования Святого канонического текста в произведениях, по стилю и духу находящихся дальше от храмовой церковной традиции - по средствам выразительности, музыкальному языку. При этом, номинации не разделяли музыку, предназначенную для исполнения в храме и на концертной площадке. Как мне представляется, было бы уместно разделить эти две позиции написания и восприятия духовных музыкальных произведений. Но конкурс был объявлен именно композиторский, что определило мое отношение к оцениванию присланных работ.

В связи с столкновением субъективных мнений членов жюри ряд прекрасных на мой взгяд сочинений, видимо, и не прошли в финал, что не могло меня не огорчить. Но таковы правила конкурса. Я уважаю мнение жюри и полагаю, что его выбор как в предварительном туре, так и в финале был объективен и беспристрастен, суммировал разные точки зрения и выявил правильных фаворитов конкурса.

В финале мы в ходе прослушивания делились впечатлениями и мнениями. Консенсус состоял в том, что, по общему мнению, предпочтительнее выглядели произведения, не претендующие на глобальность замысла, но яркие и мастерски сделанные. так произошло с пьесами, исполненными в номинации "Хоровая миниатюра".

В номинации "Крупная форма" из вышедших в финал партитур ни одна, по общему мнению, не оказалась достойна Первого места. За второе и третье места все высказывались по-разному, путем суммирования баллов и подсчета - выявились и они.
Подводя итог, могу с определенностью сказать, что работа жури и результат ее оказался честным и непредвзятым. Были учтены мнение всех членов жюри и вынесен справедливый вердикт.

Не могу не отметить, что работать в этом качестве было хоть и тяжело, но интересно, приятно, полезно и поучительно. Деятельность в качестве члена жюри, как мне кажется, оказалась полезной и для самих членов жюри. В ходе прослушиваний, изучения партитур и живого общения с прекрасными музыкантами я сделал много нужных выводов сам для себя и существенно расширил свой кругозор в своих знаниях и понимании того, как нужно относиться к написанию духовной музыки.

 

Владимир ДОВГАНЬ, композитор (Москва)

Композиторские конкурсы, посвященные духовной музыке, нужны. Об этом говорит уже само число новых партитур, представленных на конкурс имени Романа Сладкопевца, прошедший в Санкт-Петербурге в феврале 2012г. ( около 300). Если даже некоторые хоровые миниатюры были написаны специально для этого события, то большая часть произведений (особенно крупных форм) была создана независимо от конкурса. Это говорит о том, что композиторы постоянно работают над этой темой. Публика тепло приняла новые сочинения, прекрасно исполненные петербургскими хоровыми коллективами. Можно сказать, что конкурс стал событием в музыкальной жизни не только северной столицы, но и всей России.

В то же время, проявились некоторые проблемы: сочинения, написанные для концерного исполнения, выглядели профессиональнее, чем работы предназначенные специально для исполнения во время богослужения. С одной стороны, это легко объяснимо: большая свобода в выборе стилистики и формы позволяет композиторам проявить свою творческую фантазию и индивидуальность. Следование церковным канонам и традициям требует более «внеличностного» подхода, преодоления композиторского «индивидуализма».

С другой стороны, для написания храмовой музыки тем более необходим талант – неплодотворно переписывать «по шаблону» известные образцы церковной музыки или примитивно обрабатывать старинные распевы наподобие задач по гармонии. Но опираться композиторский талант должен на глубокое знание православной церковно-певческой традиции, в первую очередь, знаменного и других древнерусских распевов.
 


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing