ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

22 января состоялась премьера нового сочинения митрополита Илариона "Stabat Mater"

22 января 2012 в Московском Международном Доме музыки состоялась мировая премьера нового сочинения митрополита Илариона (Алфеева) "Stabat Mater" (Мать предстоящая).

Это произведение было написано в 2008 году и состоит из четырех частей. «Две из них уже некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес, – рассказал автор. – Одна из них, фуга для оркестра в двенадцати минорных тональностях, называлась «Memento». Она вошла в «Stabat Mater» в качестве второй части. Другая музыка, которая вошла в упомянутое сочинение в качестве половины четвертой части, тоже была оркестровой пьесой и называлась «Perpeto mobile». Остальные части присоединялись к этому основному ядру».

В основе либретто лежит канонический латинский текст, приписываемый поэту Якопоне да Тоди и посвященный стоянию Матери Божией у Креста Христова.

 

 

В.А.Жуковский в 1837 году сделал поэтический перевод этого стихотворения:

Горько плача и рыдая,
Предстояла в сокрушенье
Матерь Сыну на кресте,
Душу, полную любови,
Сожаленья, состраданья,
Растерзал ей острый меч.
Как печально, как прискорбно
Ты смотрела, Пресвятая
Богоматерь, на Христа!
Как молилась, как рыдала,
Как терзалась, видя муки
Сына — Бога твоего!
Кто из нас не возрыдает,
Зря святую Матерь бога
В сокрушении таком?
Кто души в слезах не выльет,
Видя, как над Богом-сыном
Безотрадно плачет мать;
Видя, как за нас Спаситель
Отдает себя на муку,
На позор, на казнь, на смерть;
Видя, как в тоске последней
Он, хладея, умирая,
Дух свой богу предает?
О святая! Мать любови!
Влей мне в душу силу скорби,
Чтоб с тобой я плакать мог!
Дай, чтоб я горел любовью —
Весь проникнут верой сладкой —
К искупившему меня;
Дай, чтоб в сердце смерть Христову,
И позор Его, и муки
Неизменно я носил;
Чтоб, во дни земной печали,
Под крестом моим утешен
Был любовью ко Христу;
Чтоб кончину мирно встретил,
Чтоб душе моей Спаситель
Славу рая отворил!

 

ЯКОПОНЕ из Тоди
(fra Jacopone da Todi) - выдающийся итальянский поэт, живший в конце XIII и начале XIV века. Происходя из фамилии Бенедетти из Тоди (в Умбрии), он получил образование в болонском университете, где изучал право; затем занимался адвокатурой и, пользуясь хорошим достатком, жил легкомысленно и весело, пока неожиданная катастрофа не изменила сразу весь строй его жизни. В 1268 г. во время одного праздника в Тоди рухнули мостки, где стояло множество народу, но погибла лишь одна жена Я., страстно любимая им. Когда осматривали ее труп, под богатой одеждой нашли власяницу. Это произвело на Я. столь сильное впечатление, что он решил всю остальную жизнь посвятить покаянию. Он продал свое имущество, роздал деньги бедным и предался суровым, аскетическим упражнениям, доходя при этом до эксцентричных выходок, всячески добиваясь унижения и насмешек, чтобы, терпеливо вынося презрение людей, сделаться более угодным Богу. Так, однажды он появился на празднике на четвереньках, с седлом на спине и уздой в зубах; в другой раз он пришел на свадьбу в дом своего брата, обмазавшись маслом и вывалявшись в пуху. В 1278 г. он вступил в орден миноритов. В ордене францисканцев в это время происходила борьба двух партий - конвентуалистов, стоявших за смягчение строгих правил ордена, и спиритуалистов, требовавших точного их соблюдения; Я. примкнул к последним. При папе Целестине V, сочувствовавшем спиритуалистам, они взяли верх, но Бонифаций VIII, из политических соображений, отнял у спиритуалистов их привилегии и подчинил их аббатам из конвентуалистов. Когда 10 мая 1297 г. кардиналы Якопо и Пьетро Колонна, соединившись со своими приверженцами в Лунгецце, заявили протест против избрания Бонифация и вызвали его на суд вселенского собора, Я. был в числе подписавших протест. Папа осадил мятежных кардиналов в Палестрине, куда удалился и Я., написавший против него инвективу: "о papa Bonifazio, molto hai giocato al mondo, penso che giocondo non ten potrai partire". К этому же времени относится его песня: "Piange la ecclesia" - плач церкви по поводу ее несчастного состояния. После взятия Палестрины, в 1298 г., Бонифаций жестоко отомстил Я.: он был закован в цепи и брошен в зловонную подземную тюрьму. Я. радовался своим несчастьям и благодарил Бога за то, что Он, наконец, послал ему заслуженное наказание. Его сломило лишь отлучение от церкви. Он молил папу подвергнуть его каким угодно мукам, лишь бы только он освободил его от отлучения. Папа остался неумолим и даже во время юбилея в 1300 г., когда тысячи грешников получили прощение в Риме, Я. томился в своем подземелье. Лишь в 1303 г. Бенедикт XI снял с него отлучение и освободил из темницы. Выйдя из тюрьмы, Якопоне прожил совсем недолго. Он умер в рождественский сочельник 1306 года в монастыре святого Лаврентия в маленьком умбрском городке КолаццонеЯ. умер в 1306 г. в Колаццоне, во францисканском монастыре. Народ причислил его к лику святых, но неизвестно, был ли он когда-нибудь официально канонизирован. Ему приписывается несколько латинских гимнов: "Stabat mater dolorosa", глубоко прочувствованное изображение мук Богородицы у креста Спасителя, получившее широкую популярность и в наше время, благодаря музыке таких композиторов как Асторга, Перголезе и Россини; "Stabat mater speciosa", изображающий чувства Богоматери у колыбели младенца Христа; "Ave fuit prima salus"; "Jesu dulcis memoria"; "Verbum caro factumn est"; "Cur mundus militat" и др. Большая часть стихотворений Я. написана на народном языке (на умбрийском наречии) и народным размером, каким писались так называемые ballate, предназначавшиеся для исполнения с пением и пляской. В большинстве случаев это так называемые laude - стихотворения, певшиеся кающимися во время торжественных процессий и восхвалявшие Бога, Богоматерь и святых; в этих laude часто встречается диалог, вследствие чего многие итальянские исследователи видят в них зачатки драматических произведений. Озанам делит стихотворения Я. на три группы: богословские поэмы, сатиры или инвективы и небольшие гимны, посвященные прославлению святых, преимущественно Богоматери. В богословских поэмах Я. воспевает христианские добродетели в духе св. Франциска, ставя, подобно ему, выше всего любовь к Богу и полнейшее самоотречение. Он является здесь крайним мистиком, стремясь возвысить душу до Божества путем полного уничтожения личности. По его воззрению, когда человек проникнут любовью к Богу, для него уже не существует вопрос о спасении или гибели и безразлично, будет ли душа в аду или в раю (De l поn temere, ni del cielo speme avera... Dimandai a Dio l, lui amando e me perdendo). Мало того: ради любви к Богу, он готов перенести величайшие муки, он молит о них Бога, чтобы удовлетворить этим божественную справедливость; он хочет принять на себя наказание за грехи всего мира, и даже за дьявола; он молит послать ему и на земле всевозможные страдания и болезни и перечисляет их с каким-то жестоким сладострастием. Совершенно в духе мистики и его изображения связи души с неземным миром в чувственных образах. Описывая свою мистическую любовь к Христу, он пользуется словами, употребляемыми для выражения самой пылкой земной страсти. Он призывает всех любящих Бога к пляске в честь Его, призывает их обнять Его в пламенной страсти, в опьянении любви. В песне "Amor di caritate" он выражается таким образом: "Amor dolce languire amor mio desioso, amor mio delettoso, annegami in amore". Такой способ выражения без сомнения более свойствен какой-нибудь любовной канцоне, чем духовной песне. Я. писал для народа, презирал всякую искусственность и условность выражения. Его вдохновение почерпалось в народной наивной вере, также как форма его стиха заимствована им из народной песни. Он живет в постоянном непосредственном общении с предметами своей веры, говорит с Богом, Марией и святыми как с родными, близкими ему существами, описывает их живыми красками, с нежной, детски наивной любовью. Но от идиллической картины счастья Богородицы у колыбели Младенца он переходит к грандиозным описаниям конца Мира и Страшного суда; тут некоторые его выражения возвышаются почти до библейского пафоса. Его "non trovo loco dove mi nasconda... che la veduta di Dio mi circonda" восстановляет в памяти стих псалмопевца: "от лица твоего камо бежу". Не менее замечательны сатирические стихотворения Я., в которых он нападает на Бонифация или на развращенное духовенство, являясь в этих случаях выразителем общественного настроения. Я. писал также стихотворения дидактического характера, собрания изречений и поговорок, связанных между собой совершенно случайно; большей частью каждая мысль здесь подкрепляется каким-нибудь примером или уподоблением. Сочинения Я., отличаясь искренностью и глубиной чувства, редко закончены по форме; рядом с высоко поэтическими образами встречаются грубые и тривиальные. Он не чуждается даже безобразного и отталкивающего и с ужасающим реализмом описывает разлагающийся труп или изображает роды со всеми их антиэстетическими подробностями. Из стихотворений Я., написанных в форме диалогов, выдаются беседа между живым и мертвым, спор между телом и душой, между честью и стыдом, между человеком и врагом; драматический характер носят также lauda dell - жалоба ростовщика из загробного мира и беседа небесных добродетелей по поводу греха прародителей. Lauda sulla Passione di Cristo представляет собой настоящую маленькую драму.
Литература. Издания сочинений Я.: Fr. Tressatti, "Le poesie spirituali del Beato Jacopone da Todi" (Венеция, 1617); Bart. Sorio, "Poesie scelte di Fra J. da T." (Верона, 1858). Сведения о рукописях - Вцhmеr в "Romanische Studien" (I, 137); Percopo, "Le laudi di fra J. da T. net manoscritti della Bibl. nazionale di Napoli", в "Propugnatore" (XVII, t. 2; XVIII, t. 1 и 2; XIX, т. 1). Ср. "Vita del beato fra J. da T." ("Ztschrift f. rom. Phil.", II и III); Wadding ("Annales minorum" (V, 408); Ozanam, "Les poи tes franciscains en Italie au ХIII siиcle" (П., 1854); A. d'Ancona, "J. da Todi, il giullare di Dio del secolo XIII", в "Studi sulla letteratura italiana de secoli" (Анкона, 1884); A. d'Ancona, "Origini del teatro italiano" (2 изд., Турин, 1891, стр. 134-183).

Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь

 

Обращение к жанру Stabat Mater часто связано с теми или иными трагическими событиями в жизни автора. Якопоне да Тодди создал поэтический текст после трагической смерти его жены, аналогична причина обращения к данному жанру 85-летним Верди, произведение «Stabat Mater» Дворжака стало выражением скорбных внутренних переживаний композитора в связи со смертью его детей. В диссертации указаны причины написания произведений на текст Stabat Mater Шимановским, Гайдном, Перголези, Листом, Пендерецким, Львовым, Лехталером, Карамановым, Пальчуном. Во многих вышеперечисленных случаях обращение к данному жанру определено желанием запечатлеть печальное событие, выразить к нему свое личное отношение, излить боль.
Таким образом, детерминантами стиля являются практически все определяющие жанровый стиль условия, факторы, предпосылки, истоки. Внутренними стилеобразующими факторами помимо непосредственных событий в жизни композитора являются также мировоззрение художника, тематика его творчества, жанровый диапазон и жанровые границы, доминирующее содержание, творческий метод. Это положение рассматривается в диссертационном исследовании на примере контекста творчества Ф. Листа, Дж. Верди и В. Мартынова.
Немаловажным фактором в написании Stabat Mater является чувство стиля, опирающееся на богатейший жизненный опыт художника. В этом отношении показательно обращение к данному жанру в поздний период творчества (а нередко – в последние годы жизни). Так, Дж. Перголези создал знаменитое сочинение «Stabat Mater» буквально перед смертью, Палестрина, скончавшийся в 1594 году, написал произведение около 1590 года, А. Львов – в возрасте 62 лет, Ф. Пуленк – в 51 год, А. Пярт – в 50. Это то время, когда человек серьезно задумывается о смысле жизни.

из диссертации Н.Г.Иванько: "Stabat Mater в богослужении и композиторском творчестве" 


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing