ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

Опубликованы размышления Г.Поляченко о роли музыки в истории современной России

 Предлагаем ознакомиться с размышлениями  Георгия Поляченко  о роли музыки в истории современной России, написанными в виде комментариев к статье В.А. Никитина «Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России», которая была опубликована на сайте "Православие.ру".

Статья Георгия Поляченко под заголовком "Что день грядущий нам готовит?" размещена в рубрике "Музыка, духовность и современный мир" раздела "Статьи".

Идеи, высказанные в статье Г.Поляченко, вызвали многочисленные отклики и комментарии. Фрагменты наиболее интересных выступлений мы публикуем ниже.

Предлагаем посетителям сайта "Церковный композитор" присоединиться к дискуссии и присылать в адрес сайта свои мысли по поводу роли и состоянии музыки в современном обществе. Наиболее интересные и глубокие комментарии будут опубликованы.

 

Отклики на статью Георгия Поляченко

 

...Г.Г. Поляченко, обнажая «болевые точки» в культурной атмосфере России нынешнего времени, … предлагает путь оздоровления посредством возвращения к исконным национальным идеалам Православия, воплощенным в лучших образцах русского художественного и литературного творчества. Действительно, еще древнерусские иконописцы и роспевщики своим творческим подвигом подсказывали, что без веры (в духовном смысле слова), задающей идеал, невозможно существование ни человека, ни нации...
На пути постепенного восстановления истинного искусства необходимо «воспитание тонкого музыкального, сердечного слуха». Об этом же мысль Аврелия Августина: «Звук не создаёт пения; издаваемый телесным органом, он подчиняется душе певца, дабы стать песней». Здесь Г.Г. Поляченко солидаризируется и с идеями И.А. Ильина, для которого сердце приобретает слух и способность петь «только тогда, когда оно открывает в себе доступ к божественным содержаниям жизни и приводит свою глубину в живую связь с этими не разочаровывающими драгоценностями неба и земли».
В этой связи логичным воспринимается то, что Г.Г. Поляченко акцентирует внимание на важности музыкального образования. Слово музыкальное, пишет он, должно занимать в «государственной и церковно-общественной просветительской работе» место, «наравне с речевым и писательским словом»...

Галина Аминова, музыковед, кандидат философских наук, профессор кафедры Гуманитарных наук Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

 

...Ужасно то, что Россия стала страной, культурно ориентированной на посредственность. Такого не было никогда, и даже, справедливости ради скажем – и при советской власти. В этом видится суть творимой политики в области «культуры» (в оглядке на день сегодняшний это слово редко можно написать без кавычек). К сему можно добавить войну, объявленную государством последним ее очагам под видом стремления к самоокупаемости и прочей «экономии расходов» – музыкальным и художественным школам и училищам, программе общеобразовательной школы в области гуманитарных предметов...
Резервация в виде канала «Культура» и хороша (потому что осталась последним пристанищем культуры и интеллигентности – тоже почти вымершего человеческого свойства), и нехороша тем, что культура, таким образом, выделена в резервацию, как бы отодвинута от генерального потока жизни. Вопли по поводу деградирующей, спивающейся, некультурной, живущей как дворовые животные молодежи можно назвать в такой ситуации только голосом лицемеров опять же из Ветхого Завета (потому что по факту всё делается для того, чтобы так было, это закономерный результат внутренней политики в стране в области культуры, образования и средств массовой информации).
Так или иначе ясно, что без возрождения культуры и хотя бы стихийного осознания ее Божественной сущности и ценности немыслимо не только возрождение, но и какая-либо полноценная жизнь России (пока всё больше катится к Древнему Риму накануне захвата варварами). Без веры и культуры не придет человек к истине, не пробудится в нем ничто Божие. Во главе этого процесса должны быть и люди верующие и разумные. Возможно, на первых порах это будет (после такого-то безвременья!) просвещенный деспотизм (термин Г.В.Свиридова), когда подлость и пошлость «попсы» любого рода будет просто решительно отметаться, но так или иначе возврат к национальной культуре – пусть даже на первых порах и на один, и на два, и на три шага назад, а не вперед – есть единственное спасительное средство, с которого может начаться оздоровление болезни безбожия и бескультурья. Чтобы это произошло, нужны усердная молитва, добросердечный труд каждого, кто участвует в этом процессе, и, конечно, решающий фундамент государственной и религиозной поддержки. Хотя бы на уровне осознания ценности и крайней необходимости этого процесса – а далее Бог поможет, если увидит ясность помыслов. «Лишь были б помыслы чисты»…

Алексей Вульфов, музыковед, журналист

 

...Тема духовной культуры, определяющей состояние души человека, актуальна и своевременна. Статья Георгия Поляченко написана на злобу дня… У Георгия Георгиевича несомненное превосходство в знании и понимании “музыки сфер”, преображающей человека, а не опускающей его до животного состояния, когда говорят звериные инстинкты. А о том, что на современных “гала-концертах”, “скетч-комах”, “ток-шоу” происходит расчеловечивание человека говорят одержимые лица зрителей, шприцы и сломанные кресла. На подобного рода мероприятиях люди превращаются в стадо свиней, а лицедеи на сцене в этот момент являются носителями бесовщины. И не понимать этого – значит быть врагом не только Православия, но и духовной национальной культуры в целом. Все, о чём пишет Георгий Поляченко, знакомо до боли. Я полагаю, что вернуть уважение к себе русский человек может только тогда, когда обретет самого себя. А сегодня он в своей массе - обезьяна, кривляющаяся под ритуальные ритмы каннибалов. Не случайно одним из действующих лиц оранжевой революции на Украине были бубны и там-тамы. Это говорит о том, что существует сценарист и режиссер, задача которых - превратить народ в толпу... Что же касается постулата о. Павла Флоренского о том, что “культ является ядром культуры”, то, как показало время, он применим только в случае “райской цельности общества”. Мы же живем в период возрастания энтропии и хаоса. В нашей неодухотворенной культуре отсутствует “религиозный культ”. Мы “зажигаем звезды”, нарушая одну из десяти Божиих заповедей: “Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу...” Советский период истории России в конце прошлого столетия мы объявили временем власти Антихриста. Я же полагаю, что это было время богоборческое, но при этом Со - весть продолжала жить в душах советских людей, воплощаясь в их творчестве. Власть же Антихриста, пришедшего в мир под видом новоявленных «учителей», мы наблюдаем сегодня. И наглядно это демонстрирует современная “культура”. Я не в праве судить о путях Русской Православной Церкви. Но уверена, что “выходя из ограды” РПЦ должна оставаться духовным лидером, оставаясь консервативной в вопросах культуры, а не идти на компромиссы. Не может, например, рок музыка быть православной! Полностью разделяю точку зрения Георгия Поляченко на современную культуру, которая "незаконно и болезненно" формирует ложные идеалы. Ведь культура - это плоды Боговдохновенного творчества, формирующие миропонимание, наполняющие духовной гармонией и вводящие душу человека в состояние катарсиса:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
/А.С.Пушкин/

Антонина Бальян, театровед, член Московского отделения СП России, главный редактор газеты "Голос таджикистанцев"

 

…Что касается ситуации внутри предприятий культуры, то многие из начальников, кому в СМИ – и не только - по должности положено нести свет высокого просвещения сами высокое искусство не любят. Потому что именно то, что любишь, то и слушаешь, смотришь, читаешь. А мы знаем, что, например, слушают многие наши руководители. К сожалению, это не духовное искусство, которое стесняет их своими объемами и формами. Им неуютно в его чистоте и красоте. Оно «напрягает» их своей возвышенностью и длиной. Поэтому подлинное искусство они уродуют обрезаниями, сокращениями, дают в эфир частями или отдельными фрагментами. Что, в общем-то, является тем же рейдерством, только музыкальным...
Кроме того, культуру методично загоняют в резервацию: на телеканал «Культура», радио «Культура», газету «Культура». В других «некультурных» СМИ не до нее, там правит бал развлечение, развращение и реклама. Такими действиями ставится под угрозу само существование народа России - единой культурно-исторической общности людей, - поскольку происходит планомерное дробление народа на непересекающиеся культурно-социальные группы. Хотя хорошо известно, что культурные ценности играют в жизни общества ту же роль, что и наследственная информация ДНК в клетке, гарантируя преемственность развития всех форм жизни общества...

Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры

 

…Но если уж «мы» там подобострастно смотрим в рот пресловутой Америке, то зададимся вопросом, почему там радио- и телеканалы классической музыки насчитываются десятками, а у нас их – единицы и они влачат жалкое существование по сравнению с «классикой для масс»? И этот вопрос и ставит Поляченко, предупреждая, что «не надо быть звездочётом Нострадамусом или пророчествующим монахом Авелем, чтобы предсказать всевозможные катастрофические <…> последствия, наступающие после "времён раскрепощённых нравов" и революций в умах "буревестников" до календарных сроков свершения национальной трагедии».
Если уж на Западе понимают, что без нормальной культуры этнос просто сгниет изнутри, государство просто развалит себя само, то неужели мы, наследники великих отцов, не можем это осознать?! Увы, в массе – не в силах. И ценность как статьи Никитина, так и ее постлюдии – комментариях Поляченко также в том, что они представляют собой как бы набат, призывающий: «Одумайтесь! Одумаемся, пока еще не поздно!»
И ведь действительно: еще не поздно. Если – прислушаться к этим голосам, если – от «духоподъёмного теоретического оптимизма» перейти к деятельному реализму возрождения Красоты, которая может спасти как и нас от обезличивания и духовной этнической гибели, так и весь мир.
А что для этого надо? – «Для истинного духовного возрождения (о котором сейчас так много говорится) Россия должна вернуть искусству Искусство. «Искусство как печалование о рае» (по мудрому изречению одного старца)», - отвечает Поляченко.
«Массовой культуре» Г. Поляченко уделяет особое место, обращая внимание на подлог, который бес-культурных дел мастера пытаются внедрить в наше сознание, ставя знак тождества между понятиями «массовый» и «народный». Отнюдь. Пришлая и пошлая, она чужда нам генетически, более того, «враждебна и самой человеческой природе, которой брошен издевательский вызов». Нельзя не согласиться: вот уж воистину без врага рода человеческого такая «культура» обойтись не могла. Как же иначе, если эта «культура» представляет собой не просто какую-либо художественную бедность, скудость мысли, примитивность, но издевательски кощунствует. То она устами очередной «шлягеронессы» глумится над трогательно передающей атмосферу Вербного Воскресения прекрасной поэзией, испохабив ее музыкоподобными кривляньями. То она в лице казалось бы человека высокого искусства устраивает танцы под молитву Господню, а потом изрыгаются из уст этой персоны «сквернозвучия», «приучающие» нас к новой реальности, в которой подобные мерзости – норма.
Но еще более ужасно, когда извращается не только истинное значение слова «русский», но и «православный», когда такая масскультура проникает и в церковную ограду, когда она проникает и в духовную культуру, в ту же духовную музыку («в судьбу христианской цивилизации», по замечательному определению В.В. Медушевского), когда к духовному пению - безликокоммерческое отношение, когда сквозь знаменную культуру крюков прорезываются роковые (и, возможно, роковые) выкрючивания, выдающие подлинное внутреннее наполнение исполнителя, как овечья шкура все равно не скрывает волчью сущность. И если это процесс будет развиваться далее, подходя к своему логическому завершению: снятию «шкуры» и явлению во всей полноте отнюдь не овцы. И уже сейчас на смену роковым интонациям пытается прийти откровенный рок, который премило именует себя «русским» и «православным» (и в этом плане «поп-культура» принимает двусмысленное значение)…
Все эти больные моменты нашей жизни также не оставляет без внимания Г.Г. Поляченко.
И мне бы хотелось, чтобы его крик, чтобы его отклик на зов В.А. Никитина не был одинок, ибо уже «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), а если счет пойдет на десятки, сотни, тысячи, то день грядущий нам уготовит нашу Культуру, наше Искусство, нашу Веру.

Свящ. Димитрий Кулигин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная», председатель попечительского совета Межрегиональной общественной организации возрождения и развития традиций православного образования «Православное педагогическое общество», Санкт-Петербург
 

 

Георгий Георгиевич Поляченко родился в 1950 году в Риге (Латвия). Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского и Литературный институт имени М. Горького.
С 1988 года является постоянным художественным руководителем и директором ежегодных Международных фестивалей православной музыки в Москве, городах России, странах Европы и США, в которых за это время приняли участие более 2500 хоров разных стран.

С 1997 года - автор и постоянный ведущий рубрики "Христианский православный час" на радиостанции "Орфей" Государственного музыкального телерадиоцентра. Освещает события духовно-музыкальной жизни в России и за рубежом в качестве музыкального обозревателя и критика на различных радиостанциях России.

С 1998 г. регулярно участвует в качестве председателя и члена жюри в российских и международных хоровых конкурсах духовной музыки. В 2010-11 - сопредседатель Оргкомитета I Славянского музыкального форума и председатель жюри конкурса «Наша слава – Русская держава».

С 1998 года - председатель Православного церковно-певческого общества, вице-президент общества русско-грузинской дружбы «Дзалиса».
В 2001 - 2011 г. - председатель музыкальной секции Международных Рождественских Образовательных Чтений.

Награждён высокими наградами Русской Православной Церкви. В 1996 году орденом преподобного Сергия Радонежского (3-ей степени); в 2000 году - орденом преподобного Даниила Московского; в 2005 году – орденом преподобного Сергия Радонежского (2-ой степени); в 2007 году орденом св. равноапостольной Нины; в 2010 году орденом святителя Макария (3-ей степени).
 


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing