ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

3 декабря в Москве - мировая премьера: П.Чайковский-А.Микита "Ромео и Джульетта", концертная фантазия для виолончели с оркестром

 

3 декабря 2010 в Москве в зале им. Чайковского прошла мировая премьера произведения П.Чайковский-А.Микита - "Ромео и Джульетта", концертная фантазия для виолончели с оркестром.

Исполнители: обладатель Первой премии и Золотой медали по специальности «виолончель» XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (июнь 2007) Сергей Антонов — один из самых молодых победителей в истории этого престижного музыкального состязания и  Академический симфонический оркестр Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов),  дирижер – Фабио Мастранжело /Италия/.

Видеозапись концерта можно посмотреть по адресу: www.classicalmusic.ru/?id=33

 

 

"Ромео и Джульетта" - это первое обращение П.И.Чайковского к творческому наследию Шекспира. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С.И.Танеевым.

Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М.А.Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Осенью 1869 года Чайковский сочинил 1 редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами, которые лежали в основе всей композиции. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Но и новой редакцией Балакирев не был вполне доволен. И уже через десять лет Чайковский вновь обратился к музыке "Ромео и Джульетты", сделал 3 редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые "Ромео и Джульетта" была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М.М.Ипполитова-Иванова.

Время создания 1 редакции "Ромео" - это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Д.Арто. Многие исследователи вообще связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Но эта связь не совсем прямая. Ведь, как уже отмечалось, сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. Его друг Кашкин так вспоминал об этом времени: "М.А.Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры "Ромео и Джульетты", по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с прелестном майским днем, лесной зеленью и больших соснах, среди которых мы шли".

Позже, уже написав "Евгений Онегин", Чайковский в письме к фон Мекк признается, что увлечен вновь сюжетом "Ромео и Джульетты" и мечтает об опере: "Не находите ли Вы, что это великая архигениальная драма способна привлечь музыканта?" Чайковский хотел привлечь брата Модеста для составления либретто: "Я буду писать "Ромео и Джульетту". Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет мой самый капитальный труд. Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера". Трудно не согласиться с этими словами Чайковского, но оперы "Ромео и Джульетта " он так никогда и не написал.
Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н.А.Римский-Корсаков писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!" Эта тема, очевидно, была также любима композитором, так как в сохранившемся эскизе дуэт Ромео и Джульетты из несущественной оперы построен именно на этой теме.
При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков.

по тексту П. Е. Вайдмана, научного сотрудника дома-музея Чайковского в Клину

 

Андрей Микита. Концертная фантазия для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта» Пояснения к партитуре

"Поскольку на титульном листе партитуры концертной фантазии для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта»” я числюсь соавтором П.И.Чайковского, хочу оправдать это своё дерзновение. Какую музыку будут играть солист и оркестр, какие ноты записаны в партитуре - Чайковского или Микиты?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь представление о том, что нотами записывается не собственно звучащая музыка, а только модель музыкального произведения. По этой модели исполнители создают звуки реальной музыки, каждый раз иные. Сегодня прозвучала одна музыка, а завтра по тому же нотному тексту прозвучит другая. Это называется исполнительской интерпретацией. Я же сделал композиционную интерпретацию. То есть полностью сохранена музыкальная модель Петра Ильича, но интерпретирована она другими инструментами, другими звуками. Я сделал по партитуре Чайковского клавир, т.е. чистую музыку (только мелодии и гармонии) без распределения по инструментам и на основе этого клавира написал новую партитуру с включением партии солирующей виолончели. Чтобы произведение воспринималось как виолончельный концерт, я вставил две виолончельные каденции в местах, где на это «провоцировала» сама музыка Чайковского.
Так что вы услышите полностью увертюру-фантазию П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» с двумя виолончельными каденциями, но звучащую другими тембрами, другой динамикой, темпами, ритмами, оркестровой плотностью и т.д. И, в конечном счёте, другой драматургией. При этом каждый такт музыки Чайковского узнаваем, ибо к темам и гармониям Чайковского не добавлено ни единой ноты. Т.е. перед вами новое, при этом всем известное произведение Чайковского для виолончели с оркестром.
Ещё мне хотелось бы обосновать свою композиционную интерпретацию, почему она именно такая, а не другая. Руководствовался я тем, что во времена Чайковского музыка, которая звучала в быту - вальсы, польки, романсы - по стилю практически не отличалась от высокой музыки (отличалась только по замыслу, целям, вдохновению). Сейчас же, когда дома из телевизора, на улице, в магазине и транспорте на нас обрушивается вал низкопробной звуковой продукции, посещение концерта классической музыки воспринимается как визит в храм искусства, приобщение к чему-то светлому и возвышенному. Классическая музыка любого жанра приобрела в восприятии современной публики религиозный оттенок.
Вот почему в своей интерпретации я усилил мистический, религиозный компонент музыки. История Ромео и Джульетты это не просто человеческая, семейная, историческая драма - это вселенская коллизия Земли и Неба, Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти. Поэтому негативные образы Чайковского приобретают «дьявольский» оттенок, холодное, колкое, едкое звучание. Поэтому тема Любви часто сопровождается звучанием «небесного» инструмента – челесты. Отсюда же нисходящий далёкий звук архангельской трубы, в финале произведения.
Концертная фантазия для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта» написана по инициативе виолончелиста Сергея Антонова и посвящена памяти его отца, виолончелиста Бориса Антонова, всю свою жизнь проработавшего в Большом симфоническом оркестре им.П.И.Чайковского."

 

Сергей Антонов родился в 1983 году в Москве в семье музыкантов-виолончелистов, получил музыкальное образование в ЦМШ при Московской консерватории (класс М.Ю.Журавлёвой) и Московской консерватории в классе проф. Н.Н.Шаховской (у неё же окончил аспирантуру). Также окончил аспирантуру в Hartt School of Music (США).
Сергей Антонов — лауреат целого ряда международных конкурсов: Международного конкурса в Софии (Гран-при, Болгария, 1995), конкурса им. Доцауэра (II премия, Германия, 1998), Шведского конкурса камерной музыки (I премия, Катринегольм, 2003), Международного конкурса им. Поппера в Будапеште (II премия, Венгрия, 2004), Международного конкурса камерной музыки в Нью-Йорке (I премия, США, 2007).
Молодой музыкант принимал участие в мастер-классах Даниила Шафрана и Мстислава Ростроповича, участвовал в международных фестивалях М.Ростроповича. Являлся стипендиатом Благотворительного фонда В.Спивакова, Фонда «Новые имена», Фонда М.Ростроповича и обладателем именной стипендии им. Н.Я.Мясковского.
Сергей Антонов выступает с российскими и европейскими симфоническими оркестрами, дает концерты в США, Европе, странах Азии, активно гастролирует по городам России, участвует в многочисленных фестивалях и проектах (фестивали «Крещендо», «Приношение Ростроповичу», проект Московской филармонии «Звёзды XXI века» и др.). В сезоне 2009/2010 виолончелист примет участие в ряде абонементов МГАФ - вместе с АСО Московской филармонии он исполнит Концерт–балладу для виолончели с оркестром Глазунова (дирижёр Ю.Симонов, Большой зал консерватории), Концерт для виолончели с оркестром Элгара (дирижёр Дж.Брэтт, Большой зал консерватории), виолончельный концерт Барбера в сопровождении оркестра «Новая Россия» (дирижёр Е.Бушков, Концертный зал им. Чайковского), а вместе с Н.Борисоглебским и Государственным академическим камерным оркестром России исполнит Кончертоне для двух скрипок с оркестром Моцарта (переложение для скрипки и виолончели с камерным оркестром) в Малом зале консерватории.
Музыкант выпустил компакт-диск с записями виолончельных сонат Рахманинова и Мясковского (с Павлом Райкерусом, фортепиано) на лейбле «Новая Классика».


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing