ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 

Новости, события
 

20 ноября в московском храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке прозвучала Литургия М.М.Ипполитова-Иванова

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов вошел в историю русской музыки как композитор, дирижер, педагог, крупный музыкальный и общественный деятель конца XIX – первой половины XX века. Для многих музыкантов М.М. Ипполитов-Иванов останется человеком, который в сложные послереволюционные годы возглавлял и фактически сохранил Московскую консерваторию, ее традиции и педагогический состав.

Ипполитов-Иванов родился в Гатчине 7 (19) ноября 1859 года (настоящая фамилия Иванов). Получил базовое домашнее музыкальное образование, в 1872-1875 гг. посещал классы для малолетних певчих при Исаакиевском соборе Петербурга и затем поступил в Петербургскую консерваторию, где его преподавателями становятся Н.А.Римский-Корсаков, Ю.И.Иогансен, И.О.Ферреро, К.Ю.Давыдов (директор Петербургской консерватории). В консерваторский период он пишет первое серьезное оркестровое произведение – увертюру «Яр-Хмель» и знакомится с участниками «Могучей кучки», во многом предопределившими его музыкальные воззрения.

По окончании консерватории в 1882 году (по классу композиции Римского-Корсакова) получает место директора Музыкального училища в Тифлисе и дирижера симфонических собраний тифлисского отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО). В Тифлисе также состоялся его дебют как оперного дирижера (1884, Тифлисский оперный театр). В грузинский период были написаны две всемирно знаменитые оркестровые сюиты «Кавказские эскизы» (1894) и «Иверия» (1895), а также многочисленные произведения в других жанрах, в том числе оперы. В Грузии Ипполитов-Иванов реализует себя не только как композитор и дирижер, но и как музыкальный теоретик и исследователь грузинской народной музыки, к его заслугам следует отнести более активное введение в музыкальную практику исследовательских экспедиций. Ключевой чертой тбилисского периода его творчества следует считать условный восточный колорит, последовательно проходящий через большинство произведений. Кроме того, в это же время в его творчестве начинает отчетливо ощущаться влияние музыкальных идей Петра Ильича Чайковского.

В 1893 году по рекомендации Чайковского он приглашен в Москву на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции Московской консерватории, впоследствии становится ее первым выборным директором. Здесь он совмещает собственно творчество, преподавание в консерватории и работу в должности дирижера капеллы Русского хорового общества, которую он занимал в период 1895–1901 гг., а также дирижирует концертами московского отделения ИРМО и преподает в Синодальном училище церковного пения. Ипполитов-Иванов организует первое исполнение в России 9 марта 1913 года «Страстей по Матфею» И.С.Баха сводным хором РХО. К периоду 1900-1915 гг. относятся лучшие духовные хоровые произведения, симфония (1907), продолжается работа в камерном жанре. В мае 1896 года состоялась Коронация Николая II, по случаю которой была написана «Коронационная кантата».

В 1899 году дебютирует как дирижер Частной русской опере Саввы Мамонтова. Его первой постановкой в театре стала мировая премьера «Царской невесты» Римского-Корсакова (22 октября 1899, с Н.Забелой в роли Марфы). Это произошло уже без Мамонтова, который, благодаря грандиозному скандалу и интриге между министром путей сообщения Н.Муравьевым и министром финансов С.Витте, был обвинен в крупной недостаче и 11 сентября арестован (Савва Иванович, как известно, вел крупную предпринимательскую деятельность)! Но еще до этого 6 сентября в спектакле текущего репертуара «Фауст» состоялась знаменательная первая творческая встреча на этой сцене дирижера с великим русским певцом Ф.И.Шаляпиным, впоследствии ставшим его другом, с которым он вел обширную переписку. Судьба предоставила возможность Ипполитову-Иванову еще несколько раз выступить с Шаляпиным, пока тот не покинул труппу и не поступил на службу в Большой театр. Это были «Князь Игорь» (12 сентября), «Псковитянка» (17 сентября), «Жизнь за царя» (19 сентября) и вновь «Борис Годунов» (21 сентября, этот спектакль стал последним выступлением Шаляпина на этой сцене).

В частной труппе, теперь административно возглавляемой соратницей Мамонтова К.Винтер, творческая жизнь, тем не менее, продолжалась. Здесь вскоре состоялась премьера оперы самого Ипполитова-Иванова «Ася» (1900). Он дирижировал также операми «Кавказский пленник» и «Сын мандарина» Ц.Кюи, «Мазепа» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Тангейзер» Р.Вагнера и др. Был также участником мировых премьер «Сказки о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (21 октября 1900, с историческими декорациями художника М.Врубеля, ведущие партии – Н.Забела, А.Секар-Рожанский, Е.Цветкова) и «Кащея Бессмертного» (12 декабря 1902).

После распада проекта Мамонтова, он переходит в частную оперу С.И.Зимина, объявившего себя продолжателем традиций Товарищества. Здесь он дебютирует как дирижер в опере Римского-Корсакова «Майская ночь» (1904). Несколько лет занимает пост главного дирижера театра. Под его руководством осуществлена российская премьера оперы «Заза» Руджеро Леонкавалло (1904). Дирижировал также операми «Кармен» Ж.Бизе, «Орлеанская дева», «Чародейка» и «Черевички» П.Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1906). Был руководителем постановок своих опер «Ася» и «Измена» (обе - 1910). Уже после революции им осуществляется советская премьера оперы «Мазепа» П.И.Чайковского (6 октября 1922 г., Москва, Оперный театр Зимина, пост. Званцева, худ. Юон и Материн; Мазепа - Бочаров, Мария - Павловская, Кочубей - Головин, Любовь - Петрова-Званцева, Орлик - Пирогов, Андрей - Лабинский).

После революции Ипполитов-Иванов активно ведет научно-педагогическую деятельность. В 1992 году получает звание Народного артиста республики, оставляет пост в Московской консерватории и становится главой Всероссийского общества писателей и композиторов.

В 1925 году он впервые встал за дирижерский пульт Большого Театра (его первыми самостоятельными постановками были «Мадам Баттерфляй» (1925) и «Свадьба Фигаро» (1926), и в дальнейшем Иполлитов-Иванов принимает активное участие в творческой деятельности театра. В частности, в инструментовке Ипполитова-Иванова впервые в 1927 году в Москве прозвучала не исполнявшаяся ранее сцена «У Василия Блаженного» из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Кроме того, он инструментовал и дописал (фактически написал 3 действия из 4-х к единственному авторскому первому действию) неоконченную оперу Мусоргского «Женитьба» (1931, радиотрансляция, Москва).

В советский период композитор также пишет ряд оркестровых произведений, вокальных и хоровых миниатюр. Ученики, воспитанные им в разные годы, составили золотой кадровый резерв советской музыкальной культуры: А.М.Баланчивадзе, С.Н.Василенко, Р.М.Глиэр, Н.С.Голованов, З.П.Палиашвили, Л.В.Николаев, А.Б.Гольденвейзер, Ю.Д.Энгель и др. Опубликованы научные труды: "Грузинская народная песня и ее современное состояние" (М., 1895), "Учение об аккордах, их построении и разрешении" (М., 1897), "50 лет русской музыки в моих воспоминаниях" (М., 1934), статьи по музыкальной теории и педагогике.

Умер 28 января 1935, похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Ипполитова-Иванова носит Музыкально-педагогический институт в Москве, регулярный музыкальный конкурс, ряд музыкальных коллективов и детских музыкальных школ в России.

Оперное творчество Ипполитова-Иванова включает 7 собственных опер композитора (не считая активного участия в доработке и выведении на сцену опер «кучкистов» и Чайковского). Первая ученическая опера будущего композитора «На венок Пушкину» была оформлена еще в 1881 году, и в дальнейшем на протяжении жизни он неоднократно возвращался к оперному жанру.

Первая уже полноценная опера - лирическая опера «Руфь» (в 3-х действиях с прологом) - была написана Ипполитовым-Ивановым в грузинский период (1887, Тифлисский оперный театр). История ее создания сама по себе занимательна и овеяна определенной мифологией. По легенде, юного Мишу Иванова родители однажды летом 1875 года привезли в гости к А.К.Толстому, с которым были в дружеских отношениях. Узнав о любви подростка к музыке, Толстой в шутку поинтересовался, не хочет ли он, подобно другому Михаилу - Глинке, написать оперу, еще одну «Жизнь за царя»? На что мальчик ответил, что хотел бы лучше написать оперу на библейский сюжет. И тогда Толстой, проникшийся симпатией к юному дарованию, набросал в тетрадке текст для либретто будущей оперы «Руфь». После смерти Толстого вдова отдала черновики наброски будущему композитору, а тогда еще студенту консерватории, и идея создания оперы была реализована. Помимо А.К.Толстого, к разработке этого либретто приложил руку поэт Д.Н.Цертелев, а консультировал композитора по части драматургии сам А.Н.Островский.

Опера основана на сюжете Ветхого Завета - книги Руфи. К сожалению, либретто этой оперы не столь широко известно в музыкальной литературе, поэтому имеет смысл разобрать его подробно. В прологе Руфь (меццо-сопрано) и Орфа (сопрано) – вдовы сыновей иудейки Ноеминь (контральто) – должны решить, останутся ли они на родине или будут жить с родней своих мужей в Вифлееме. Несмотря на библейский сюжет, опера начинается как сугубо лирическая пастораль: Руфь и Орфа в окружении жнецов поют трогательный дуэт. Появляется набожная Ноэминь, прерывающая легкомысленные песни, и в своей каватине «Проходят дни за днями» объявляет о своем решении возвратиться в Вифлеем, грустя о скором расставании с невестками. Руфь в своем ариозо «Как солнца ранний луч» убеждает свекровь взять ее с собой, ведь она сирота и кроме названной матери у нее никого нет, а Офра, у которой есть родные, остается на своей родине.

Первое действие начинается с хора жнецов «Веселой толпою». Это работники дальнего родственника Ноемини - богача Вооза (баритон). Согласно обычаю пророка мужчина должен жениться на вдове умершего родственника. По счастливому стечению обстоятельств, а вернее по умыслу мудрой Ноемини, Руфь собирала потерянные жнецами колоски именно на поле своего богатого родственника. Воозу сразу понравилась молодая вдова, однако в их роду был еще один родственник Рувим (тенор), право которого жениться на ней «первее» по очередности. Каватина Вооза «Тебя, о дочь Левана» рисует образ великодушного и набожного владетеля, который открыто призывает жнецов, пока решается главный вопрос с женитьбой, оставлять на поле побольше колосьев. На фоне возобновившейся песенки жнецов, Вооз вслух мечтает о будущем счастье с красавицей Руфью.

Второе действие начинается с каватины Рувима «Как лилия рая», в которой он воспевает красоту таинственной незнакомки, покорившей его сердце с первого взгляда. Появляется Вооз и излагает ему суть «родственного дела». Поглощенный мечтами о незнакомке, влюбленный Рувим с легкостью отказывается от женитьбы на вдове в пользу Вооза. Однако договорить им не дают: на суд старейшин приводят Семмея (бас), подозреваемого в нарушении закона – подготовке жертвоприношения Ваалу. Вооз властно останавливает толпу, собирающуюся забить Семмея камнями, и заменяет ему смертную казнь на изгнание. Звучит ансамбль: появившаяся Руфь восхищается справедливостью Вооза, довольный Вооз называет ее своей невестой, а Рувим, только сейчас поняв, что он так поспешно отказался от той, образ кого занял его сердце, не находит себе места от горя. И в финале 2-го акта звучит хор «Слава», восхваляющий мудрость Вооза.

Третье действие – свадьба Руфи и Вооза. Хор поет заздравную своему господину, молодожены поют лирический дуэт. Один из главных номеров третьего акта - речитатив и песня Ноемини с женским хором «В песне хвалебной» - отражает общую концепцию оперы Ипполитова-Иванова: мелодизм в музыке и глубинная религиозность в содержании. Ответвлением от всеобщего благодушия становится ариозо Рувима «Ликуют все», в котором неудачливый влюбленный, диссонансом к всеобщей радости, призывает себе смерть. Женщины просят его спеть, и он поет грустную балладу о пастухе, утратившем свою возлюбленную, которая предпочла ему старого богача. Внезапно прерывая песню, Рувим во всеуслышание признается в любви к Руфи, выхватывает меч у стражника и закалывается насмерть.

Опера, по мелодике представляющая собой смесь русских, ближневосточных и еврейских мотивов, была положительно встречена критиками и музыкальной общественностью. В ней присутствовали не только серьезные вокальные партии, но и интересные хоровые фрагменты. В советское время, как и большинство опер на библейские сюжеты, «Руфь» была выведена из регулярного репертуара и забыта.

Следующая опера «Азра» (1890, Тбилисский оперный театр) продолжает линию «восточных» произведений. В основе либретто – старинное мавританское сказание, будившее воображение многих деятелей искусства, в том числе великого Генриха Гейне. До наших дней опера полностью не дошла - композитор по неизвестным причинам уничтожил свое произведение. Известны лишь отдельные фрагменты оперы, в частности, «Романсеро» из 3-го акта, который автор посвятил Н. Зарудному.

После переезда в Москву Ипполитов-Иванов пишет оперу «Ася» по произведению И. С. Тургенева, либретто Н.Маныкина-Невструева (1900, театр Солодовникова). Художником данной постановки был сам Михаил Врубель.

Подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера «Ася» названа «лирическими сценами». Опера написана в 3-х актах, 5-ти картинах. В принципе, сюжету тургеневской повести о несчастной любви девушки Аси, незаконнорожденной дочери небогатого помещика от горничной, к удалившемуся от света пресытившемуся повесе, можно было придать и характер латентной социальной драмы, как «Травиата» или «Манон Леско». Но Ипполитов-Иванов проигнорировал шанс придать произведению социальную остроту и предпочел сделать именно сугубо бытовые лирические сцены – минорные, с изящными мелодическими ходами и меланхолическими вздохами.

Ариозо Аси «Что ответит он» вошло в хрестоматии для обучения певиц-сопрано как образец чувственного музыкально-драматического произведения, раскрывающего душевные волнения русской лирической героини. Но, безусловно, оно очень сильно перекликается со сценой письма Татьяны Онегину – и по смыслу, и по музыкальным подходам.

Однако отнюдь не только лирические номера стали хитами после премьеры. Действие оперы происходит с нашими соотечественниками в Европе, поэтому вторым планом проходит тематика западно-европейских студенческих застольных песен. В частности, в хоре студентов цитируется знаменитый «Gaudeamus». Кроме того, хорошо известна и нередко исполняется на концертах Баллада о Лорелее для меццо-сопрано.

Не менее популярной стала застольная для баса-профундо, более известная в литературе как «Песня старого бурша». По сюжету оперы номер воспроизводит жанр старинных немецких застольных - Trinklieder (нем. «пьяные песни»). Залихватский бас, не без известного технического риска, рисует образ веселого пьяницы, мало похожего на немца, а скорее в духе князя Галицкого из «Князя Игоря» или Варлаама из «Бориса Годунова». Благодаря своей эффектной зрелищности и смысловому соответствию тайным устремлениям русской души, забавная песенка моментально и надолго перекочевала с оперной сцены в басовый концертный репертуар.

В следующей опере «Измена» (1910, опера Зимина) Ипполитов-Иванов обращается к жанру исторической драмы.

Автор либретто А.И.Сумбатов (Южин) - потомок кавказских князей, друг Чехова, сам не только драматург, но и талантливый актер и, в целом, весьма значимый для своего времени театральный деятель - первоначально написал свою историческую трагедию «Измена» или «Перевалы Кавказа» (1903 г.) как пьесу для драматического театра. Главная роль Зейнаб писалась для самой великой Марии Николаевны Ермоловой. Но, несмотря на успех у зрителей, критикам пьеса не понравилась, они усмотрели в ней «невысокое литературное достоинство» и лишь «канву» для актерских интерпретаций. В итоге ее преобразовали в оперное либретто.

Действие оперы происходит в XVI веке в Грузии, в эпоху завоевания ее персами. В Грузии правит наместник шаха - жестокий Солейман-хан (бас). Двадцать лет назад он захватил не только власть, но и жену убитого им последнего царя Грузии Теймураза – Зейнаб (меццо-сопрано). Она мечтает о мести, и роль мстителя возлагает на своего сына Эрекле (тенор), воспитанного в крестьянской семье вдали от двора наместника. Однако самого Эрекле больше волнует любовная страсть к прекрасной рабыне Солеймана Рукайе (сопрано), ради которой он предает заговорщиков. И только в последний момент он вспоминает о патриотическом долге и, раскаявшись, смертью искупает предательство. Победа над Солейманом не искупает горя Зейнаб, которая закалывается над трупом сына.

Как и оперу «Азра», «Измену» можно отнести к ряду условно восточных произведений Ипполитова-Иванова, но это уже более серьезная попытка создать историческую музыкальную драму, в которой немалое место занимает хор, включены масштабные балетные номера. Самый известный номер оперы - ария Эрекле, весьма полюбившаяся лирическим тенорам начала XX века – также перешла впоследствии в концертный репертуар.

«Оле из Нордланда» (1916, Большой театр) - последняя опера, которую композитор успел создать до революции. В основе либретто - повесть норвежского автора М.Иерсена о жизни северных рыбаков, главная сюжетная линия – трагическое любовное противостояние бедного рыбака и богатого трактирщика. В основном, опера дошла до репертуара современных певцов в виде концертных фрагментов арий и ансамблей главных героев - Герды (сопрано), Марты (меццо-сопрано), Оле (тенор) и Иоганн (баритон).

В 1933 году композитор делает последнюю попытку обратиться к оперному жанру и работает над оперой «Последняя баррикада» на сюжет из истории Парижской Коммуны.

Почему же все-таки, несмотря на безусловный талант и безупречный музыкальный вкус, композитор не получил такого широкого признания, и произведения его исполняются сегодня не так часто, как могли бы? По отзывам критиков, произведения Ипполитова-Иванова достаточно несложные, без большого размаха, в них нет полета фантазии и глубины, а главное, слишком заметны влияния Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина...

Действительно, все то, что составляет актив творчества Ипполитова-Иванова - блестящие оркестровки, искренние и легко запоминающиеся мелодии, стильные гармонизации - для русской музыки к тому времени было уже не новостью, это все уже было и до него. Означает ли это, что тот, кто качественно повторил работающую идею, лишний раз воплотил на практике действительно удачный опыт, не достоин признания – второй вопрос. Во всяком случае, нет сомнения, что силами одних только первопроходцев мировая музыкальная сокровищница не была бы заполнена даже на треть. Но, тем не менее, в тот момент за окном бушевал XX век с его потребностью в подходах не просто новаторских, а радикально перекраивающих привычные стандарты искусства. Их композитор представлять не мог, не хотел или не считал допустимым. Добротный творческий консерватизм и личностный конформизм, который так хорошо помог Ипполитову-Иванову-администратору оставаться на плаву при всех политических перипетиях, помешал Ипполитову-Иванову - композитору войти в те звездные единицы, о которых говорят: гении.

Впрочем, будучи глубоко этичным и воспитаннейшим человеком, профессор никогда не скатывался до роли ригидного ретрограда, душащего все новое и прогрессивное. Современники рассказывали случай, как Сергей Прокофьев после премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам», попытался напрямую узнать, понравилась ли она профессору? Тот не захотел ни лгать, ни обижать автора, поэтому тактично уклонился от прямого ответа. А на следующий день послал молодому композитору в подарок великолепный натюрморт с изображением апельсинов, снабдив презент комментарием, что он все же предпочитает апельсины вот в таком виде...

Вокальные миниатюры и арии из опер Ипполитова-Иванова включали в свой репертуар многие знаменитые певцы: Федор Шаляпин, Антонина Нежданова, Максим Михайлов, Наталья Шпиллер, Александр Пирогов, Марк Рейзен, Иван Ребров, Хибла Герзмава.

Лучшие хоровые произведения Ипполитова-Иванова относятся к периоду 1900-1915 гг. В их числе получившая широкую известность Литургия св. Иоанна Златоуста (1904) в которой Ипполитов-Иванов следует музыкальной традиции Чайковского. Благодаря сочетанию молитвенной красоты и технической простоты отдельные части Литургии стали обиходными во многих храмах России. Светлая, легкая музыка Ипполитова-Иванова и по сей день находит отклик в душе слушателя, как во время Богослужения, так и в концертах.

Ипполитов-Иванов умер в 1935 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Ипполитова-Иванова в 1924 присвоено музыкальному училищу, в 1996 – образованному на его основе Музыкально-педагогическому институту в Москве.

(по тексту Марии Жилкиной)


 

все новости и события
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing