ЯndexЯndex     



СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА


 

Главная 

Композиторы 

Музыка 

Анонсы 

Новости 

Эксперты 

Статьи 

Исполнители 

Гостевая 

Контакты 

Ссылки 
 


Композиторы


Статьи
О православных композиторах и их творчестве
Музыка, духовность и современный мир
Музыка на богослужении
Аналитические труды о духовной музыке


Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Международный кинофорум Золотой Витязь
HitMeter


 
 


помощь



RSS



in English



распечатать


 



Александр Асламазов




Биография



 

Биография
 

Интерес к переосмыслению бытующего на сей день обиходного церковного пения и заманчивая идея «возврата к корням» давно уже тревожит умы верующих людей. Но не все понимают, что эта идея должна воплощаться на практике с чрезвычайной осторожностью, деликатностью, с разумным терпением. После задуманной с благой целью Никоновской реформы, коснувшейся и русского певческого искусства, произошел раскол церкви. Это худшее, что может быть, но так всегда бывает при любых благих начинаниях, но поспешных действиях.

Поэтому передо мной стояла наитруднейшая задача – создать музыку, которая не ущемляла бы инерционных вкусов и привычек певчих и верующих людей, но которая как бы изнутри потенциально включала возможность постепенного отказа от сентиментальности, душевной слезливости и приносила большую архитектоничность и аскетичность в практику молитвенного церковного пения.

Иными словами, духовная музыка, мною написанная, по системе записи, структуре привычна и удобна для певчих, а по мелодике доступна для слуха верующих. Ее можно спеть традиционно в западной манере пения, т.е. душевно и благозвучно, как поют сейчас многие церковные хоры. Но в таком виде она не будет иметь жизни, т.к. существует множество подобных образцов церковной музыки. Ее также можно петь, раскрывая заложенные в ней внутренне скрытые ресурсы, более архитектонично, просто, избегая душевности и эмоциональных «хоровых красот», и тогда она зазвучит молитвенно строго, отрешенно от душевных излияний и бесстрастно.

Для меня это единственно приемлемый путь, первая ступень долгой дороги к обновлению церковного пения, к терпеливому и разумному движению «возврата к корням». (Вообще, мне представаляется, что ощущение музыки как таковой, её красот - развилось и далее начало культивироваться в Церкви гораздо позже: с утратой простоты, цельности, и, следовательно, религиозного чувства в человеке.) Вот почему я писал по возможности достаточно традиционно, но, незаметно, привнося изнутри в музыкальную ткань некоторые технические приемы, дающие возможность раскрыться ей в желаемом для меня качестве звучания – строгость, простота, внутренняя собранность, естественная манера пения.

Пусть исполнителей не смущают параллельные квинты, кварты, нестандартное разрешение голосов, чрезмерное завышение или занижение певческой тесситуры и т.д. Все это исправимо. Не зная, какой хор будет петь эти сочинения, у меня не было иного выхода, как написать эти партитуры абстрактно, как бы для идеального хора. Иными словами – здесь отражена идея. При разучивании все технические несоответствия устранимы либо транспонированием, либо авторской корректировкой некоторых неудобных тактов. Важно только, чтобы регент и хор разделяли идею, и им нравилась музыка. Все остальное – вопрос техники. В музыку намеренно привнесен восточный элемент, как напоминание о том, откуда Русь приняла Православие. Предусмотрено и чередование в одном концерте количественного состава хора, т. е. это может быть то мужской хор, то смешанный, то ансамбль и т.д. Все эти вопросы требуют согласования с регентом.

Разумеется, это несовершенный труд. Для меня это – эксперимент, попытка. Насколько вышеизложенный замысел может быть проявлен – возможно будет судить лишь услышав музыку в реальном звучании.

И еще об одном… Музыку я писал не для концертного исполнения (что не исключено), а для использования ее в богослужебной практике Церкви. Т.е. я поставил себя в жесткие канонические рамки, исключающие внешнюю свободу, но дающие простор для свободы внутренней. Насколько я своей греховной волей вышел за эти рамки – судить церковным властям, регентам и воцерковленным людям.

Александр Асламазов

 

     Петербургский композитор Александр Геворкович Асламазов родился в 29 марта 1945 года во Владикавказе (тогда — Орджоникидзе), где и начал заниматься музыкой. Окончив местное музыкальное училище, он продолжил образование в Ленинградской консерватории — в классе композиции профессора Ореста Евлахова. В 1969 году Александр Асламазов получил композиторский диплом, с 1974 года он член Союза композиторов России. Работает также в качестве редактора в двух крупнейших российских музыкальных издательствах — «Музыка» и «Композитор» (бывший «Советский композитор»).

     Около пятидесяти светских сочинений Александра Асламазова (почти все они опубликованы в России) демонстрируют как его приверженность сферам камерной и симфонической музыки, так и стремление испытать себя в самых разных жанрах этих сфер: в симфониях и пьесах для детей, в инструментальных сонатах и вокальных циклах, в опере, оратории и в небольших концертных пьесах для солирующих инструментов или ансамблей.

     В музыке Асламазова своеобразно слились воздействия культур Запада, Востока и находящейся на их стыке России. Какой-либо односторонний акцент отсутствует, но можно заметить, что армянское происхождение композитора сказалось не только в вокальном цикле «Из армянской лирики». Ориенталистские элементы проступают порой и в других сочинениях, что, однако, не исключает их взаимодействия с западно-европейскими (например, во Второй симфонии) или русскими фольклорными веяниями (например, в «Веснянках»).

     Темпераментные, интригующие слух напряженностью развития и импровизационно-неожиданными его сдвигами, обладающие яркими концертными качествами, философски углубленные сочинения Асламазова вызвали интерес ряда выдающихся музыкантов. В премьерах этих сочинений принимали участие солисты Петербургского (бывшего Ленинградского) Мариинского театра, прославленный оркестр Петербургской филармонии и др.

     Музыка Асламазова звучала на международных фестивалях, концертах и в радиопередачах не только в России, но и в США, Швеции, Польше, Югославии. Ряд его произведений опубликован в Англии и Германии. В США готовится издание всех трех сонат для кларнета соло с музыковедческим комментарием Брюса Карлета. Растущий как в России, так и на Западе интерес к творчеству Александра Асламазова, не говоря уже о многочисленных публикациях, авторитетно засвидетельствован Международным Биографическим Центром в Кембридже, опубликовавшим биографию композитора в трех престижных справочниках: «Кто есть кто среди интеллектуалов», «Люди успеха» и «Словарь международных биографий» (см. International Who is Who of Intellectuals, Tenth Commemorative Edition; Men of Achievement, Fifteenth Edition; Dictionary of International Biography, Twenty Second Edition: International Biographical Centre, Cambridge, England, 1992).
 

 

 

Богослужебная
музыка
Литургия
Всенощная
Праздники
Триодь постная
Триодь цветная
Октоих
Песнопения Богородице
Заупокойное богослужение
Службы святым
Духовные концерты


Музыка для
концертного исполнения
Оратории
Страсти
Кантаты
Хоровые концерты


Музыка с текстом на других языках
Русский современный
Английский


Состав исполнителей
Смешанный хор
Мужской хор
Женский хор
 
© Митрополит Иларион (Алфеев)
© Андрей Микита
Правовая информация
Главная Композиторы Музыка Анонсы Новости Эксперты Статьи Исполнители Гостевая Контакты Ссылки Создание и поддержка сайта
Arseny Production & Publishing